Вареникова И.А. Личностные качества педагога, оказывающие влияние на формирования личности ученика, в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 29-31

Личностные качества педагога, оказывающие влияние на формирования личности ученика, в современных условиях

 

И.А. Вареникова, учитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чернозёмненская средняя школа» Советского района Республики Крым

(Россия, с. Чернозёмное)

 

Аннотация. Статья посвящена роли педагога в воспитании и формировании личности обучающегося. Рассмотрены цели, стоящие перед современным учителем, и проблемы, возникающие в процессе воспитания. Особое внимание уделено личностным качествам педагога и формам его работы.

Ключевые слова: роль педагога, личностные качества, личность обучающегося.

 

 

В нынешнее время изменения в современном мире происходят стремительно. Еще двадцать пять или тридцать лет назад ребенок развивался в условиях малого социума (семья, друзья в школе или во дворе, в спортивном или творческом коллективе). Сегодня, в условиях постиндустриального информационного общества, ребенок находится в ситуации, когда все технические новшества становятся реальным бытием подрастающего поколения: различные гаджеты, интерактивные игрушки, компьютерные игры и т.д. Кроме того, огромный поток информации, обрушивающийся на неокрепшую психику подростка, не всегда позволяет адекватно её воспринимать.

Во многих семьях дети живут в довольно комфортных условиях, они хорошо информированы, есть возможность путешествовать, а также общаться с большим количеством людей в социальных сетях. Они энергичны и хорошо осведомлены о технических достижениях средств коммуникации, и имеют навыки их использования, порой даже лучше своих родителей.

С другой стороны, на сегодня имеется значительная часть детей, воспитывающихся в семьях, проживающих на грани бедности, которые лишены возможности пользоваться в полной мере всеми благами нынешней цивилизации, а, следовательно, их общий кругозор окружающего мира значительно ниже первой группы.

Всё это приводит к тому, что в одном классе находятся ученики, у которых разные взгляды на реальную действительность за окнами учебного класса, а также разное восприятие существующих правопорядков, норм морали, обычаев, правил поведения в семье и т.д. Если ученики из первой группы в своём большинстве не имеют идеалов, не признают власти, но верят в свои возможности, то у других вопросы реализации своих возможностей не стоят на повестке дня, ибо в их семьях на первый план выходят текущие проблемы жизни.

Отсюда для учителя педагога выплывает дополнительная проблема: иметь дело не только с разными по уровню общего технического развития учениками, их характерами и возможностями реализации себя как индивидуума, но и разными взглядами на существующую действительность и свое место в этой реальной действительности.

В этих условиях образование является ключевым аспектом глобальных комплексных рамок, определяющих цели устойчивого развития. Оно лежит в основе наших усилий, связанных как с адаптацией к происходящим изменениям, так и с преобразованием мира, в котором мы живем. Качественное базовое образование является необходимой основой для обучения на протяжении всей жизни в условиях сложного и быстро меняющегося мира [3, ст. 3].

Поэтому, создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания как внутри среди учеников с одной стороны, так и между учениками и учителем – с другой, воспитание доброжелательности, уважения, сотрудничества, определяют успешность процесса обучения и воспитания. Ведь учитель и ученик – это две основные фигуры в системе образования. Их взаимоотношения на уроке и вне его оказывают решающее влияние на весь учебно-воспитательный процесс, который должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [4].

Создание условий для решения данной задачи и непосредственное её выполнение является основной целью работы педагога. И в первую очередь это касается школьного учителя.

Какими же психологическими качествами и способностями должен обладать педагог для успешного взаимодействия и общения с обучающимися?

Вот некоторые цитаты из высказываний известных учёных педагогов, писателей, литературных критиков [5]:

 «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» (А.С. Макаренко).

 «Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями» (М.П. Драгоманов).

 «Учатся у тех, кого любят» (И. Гёте).

Зеер Э.Ф. дает следующие личностные качества, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности [1, C. 111-112]:

 способность делать учебный материал доступным;

 творчество в работе;

 педагогически-волевое влияние на учащихся;

 способность организовать коллектив учащихся;

 интерес и любовь к детям;

 содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

 педагогический такт;

 способность связать учебный предмет с жизнью;

 наблюдательность;

 педагогическая требовательность.

Современные требования к уровню образования диктуют необходимость владения еще одним качеством способностью свободно использовать в своей работе современные технические средства и возможности информационных технологий. Ведь жизнь нынешнего подростка не мыслима без использования этих достижений цивилизации. Педагог просто обязан быть в курсе тенденций технического прогресса в сфере информационных технологий, чтобы иметь возможность направлять в созидательное русло этот источник полезной и, к сожалению, не всегда полезной информации. То есть надо всегда учиться самому, чтобы стать хорошим учителем. Учиться, работая над собой, учиться, передавая свои знания другим.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Именно в преломлении индивидуальных качеств педагога формируется система знаний, воспринимаемых обучающимися. Это несомненно имеет особый смысл и значимость.

Каждый уважающий себя педагог обязан быть современным учителем: не только обучать своему предмету учащихся, но и воспитывать, а также развивать его умения и навыки. Всегда стремиться к тому, чтобы в центре его педагогической деятельности находился ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания.

По специальности я учитель математики и основ информатики. Но, так сложилось в моей жизни, что начало моей педагогической деятельности было связано с преподаванием физики. Специфичность сельской школы стала результатом моей «многопрофильности» и широкого кругозора. Физика не была моим любимым предметом в школе. Возможно потому, что слишком часто менялись учителя, неуспев раскрыть перед своими учениками суть и значение этой увлекательной науки. Когда же передо мной стала задача преподавания этого непростого предмета, я решила, что самым важным будет заинтересовать учеников, пробудить в них азарт поиска истины.

Задумываясь над тем, чтобы на каждом уроке дети проявляли свои творческие способности, раскрывали свои, возможно даже не ведомые им самим, таланты, стремились быть активными и увлечёнными, я понимаю, что необходимо формировать положительное отношение ребят к учебе, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. И физика как предмет дает для этого массу возможностей. Ведь эта наука раскрывает перед детьми основы мироздания, позволяет заглянуть как в космические дали, так и в суть строения окружающего мира, исследовать природные явления и разобраться в принципах работы сложнейших современных технологий. Истории научных открытий и их творцов являются для детей ярчайшим примером увлекательного поиска, неуёмности, творческого азарта и самопожертвования.

 

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000. – 212 с.

2. http://na-journal.ru/2-2013-gumanitarnye-nauki/301-rol-uchitelja-v-formirovanii-lichnosti-uchashhegosja

3. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо? Издано в 2015 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France Название оригинала: Rethinking Education: Towards a global common good?

4. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html Стратегия

5. http://www.moudrost.ru/tema/aphorism_teacher1.html

 

 

THE PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER EXERTING IMPACT ON FORMATIONS OF THE PERSONALITY OF THE PUPIL IN MODERN CONDITIONS

 

I.A. Varenikova, teacher

Municipal budgetary educational institution «Chernozemnenskaya secondary school» of the Soviet district of the Crimea

(Russia, Chernozemnoye)

 

Abstract. The article is devoted to the role of the teacher in the upbringing and formation of the personality of the pupil. The goals of the modern teacher and the problems that arise in the process of upbringing are considered. Particular attention is paid to the personal qualities of the teacher and the forms of his work.

Keywords: role of the teacher, personal qualities, personality of the pupil.