Гончаренко, Д. В. Легкая промышленность в аспекте устойчивого развития / Д. В. Гончаренко, К. В. Картамышева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 225-228.

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В АСПЕКТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Д.В. Гончаренко, магистрант

К.В. Картамышева, магистрант

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. В данной работе представлен анализ влияния концепции устойчивости на сферу легкой промышленности и основные принципы социально ответственного производства одежды, обуви и аксессуаров. Объектом исследования выступают принципы «устойчивой» моды. Рассмотрены устойчивые материалы, а так же примеры внедрения устойчивого производства и альтернативные варианты.

Ключевые слова: легкая промышленность, устойчивая мода, устойчивое развитие, циркулярная экономика, устойчивое производство.

 

 

Промышленная революция 18-19 веков послужила основой для развития современной экономической системы, она привела к увеличению разнообразия товаров и услуг и значительному росту потребления. Складывалось впечатление, что природные ресурсы неисчерпаемы, а площади земли для утилизации отходов никогда не закончатся.

Сегодня человечество использует больше природных ресурсов, чем способна воспроизводить наша планета и развитие по данному сценарию ведет к ухудшению качества жизни и разрушению общества. Экологи утверждают, что на данный момент люди нуждаются в эквиваленте полутора планет, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность, а к середине века будут нуждаться в эквиваленте двух планет [1].

Сложившаяся ситуация была охарактеризована развитием современных мировых тенденций, таких как появление новых технологий, значительный рост среднего класса, новые виды взаимоотношений между обществом и государством, острое осознание проблем окружающей среды, которые способствовали стремительному развитию альтернативной экономической модели циркулярной экономики и ее поддержки со стороны многих развитых и развивающихся стран.

Циркулярная экономика представляет собой совершенно новую экономическую систему, основанную на примере функционирования экосистем. Ее конечной целью является отделение экономического роста от потребления природных ресурсов, путем создания новых видов продукции, услуг, бизнес-моделей и государственной политики. Циркулярная экономика исключает использование токсичных химических веществ, которые препятствуют повторному использованию и работает по следующему принципу:

Сырье> производство> потребление> ремонт> повторное потребление> переработка> сырье…

Таким образом она позволяет в значительной степени сократить использование природных ресурсов, путем развития более длительного жизненного цикла продукции и изменения логики потребления (от владения предмета к его использованию). Отходов попросту не существует – продукты изначально проектируются и оптимизируются так, чтобы их можно было разобрать и повторно использовать по окончании срока службы.

Огромное влияние на экологические процессы оказывает модная индустрия, которая является одним из самых вредных производств на планете. На неё ежегодно приходится 10% глобальных выбросов углекислого газа. Кроме того, в этой области используется четверть всех химических веществ на планете. А по объёмам потребления воды текстильная промышленность вторая после сельского хозяйства.

С развитием индустрии быстрой моды мы полностью отстранились от людей, которые делают нашу одежду, и не знаем, какое влияние производство одежды оказывает на здоровье и окружающую среду.

Если раньше одежда носилась в течение длительного времени, люди шили и ремонтировали её, то сейчас цены на одежду настолько низкие, что мы начали смотреть на вещи, которые носим, как на одноразовые. Мода меняется с шокирующей скоростью. Ежегодно в мире продаётся 80 миллиардов предметов одежды, что составляет 400% относительно объёма продаж два десятилетия назад. И лишь только 10% гардероба люди отдают в благотворительные магазины [2].

Окружающей среде вредит каждый этап производства одежды. В атмосферу попадает углекислый газ, в водоёмы – токсичные отходы производства с фабрик, которые отравляют всё живое, включая людей, чьи дома расположены вблизи таких заводов. Сегодня индустрия моды является вторым по величине загрязнителем в мире после нефтяной промышленности!

В конце 1980-х и начале 1990-х годов в общественную жизнь вошло понятие «устойчивая мода», благодаря таким компаниям, как  Патагония и ESPRIT, владельцы которых, став свидетелями ухудшения окружающей среды, принесли «устойчивость» в свой бизнес.

Sustainable fashion, или эко-мода, означает устойчивое производство, основанное на заботе об окружающей среде и социальной ответственности.

С точки зрения материалов устойчивая мода учитывает возобновляемость ресурсов сырья, процесс производства из сырья материала, условия труда людей на фабрике, а также тот углеродный след, который оставит само производство, транспортировка и складирование товара.

Устойчивая одежда производится из тканей, полученных из экологически чистых ресурсов, таких как устойчиво выращиваемые волокнистые культуры или переработанные материалы.

Главными факторами при выборе материала являются: возобновляемость, источник волокна, процесс превращения сырья в текстиль, условия труда людей, производящих их и углеродный след материала.

Однако для промышленного производства только эко-тканей недостаточно, важно так же важно использовать альтернативные источники энергии, грамотно наладить логистику (для уменьшения выбросов от авиаперевозок), оптимизировать расход воды, сокращать использование вредных веществ и красителей, заботиться о достойных условиях труда и, конечно, информировать покупателей о количестве отходов и предпринятых мерах.

Далее рассмотрим, как выглядят устойчивая мода на практике.

Компания Coca-Cola, например, создала линию футболок «Drink2Wear» из переработанных бутылок.

Так же данный материал использует в своем производстве компания Nike. Начиная с 2010 года более трех миллиардов пластиковых бутылок были отведены с полигонов и превращены в переработанный полиэфир для продуктов Nike, таких как новые футбольные комплекты [3].

Немецкая компания Qmilch GmbH внедрила процесс производства текстильного волокна из казеина в молоке. Волокно Qmilk производится из 100% возобновляемых ресурсов. Для производства 1 кг волокна Qmilch GmbH требуется всего 5 минут и максимум 2 литра воды, низкий уровень затрат и минимум выбросов CO2, является биодеградируемым и не оставляет следов.

Ткани, изготовленные из волокна Qmilk, обеспечивают высокий комфорт при носке и шелковистое ощущение. Органическое волокно проверено на наличие вредных веществ и дерматологически проверено на совместимость с кожей пользователя и тела 0% химических добавок [4].

Существует так же технология S. Café, которая включает переработку использованных молотых кофейных зерен в пряжу . Кусок ткани S. Café сделан с меньшим количеством энергии в процессе и способен маскировать запах тела. Кроме того, пряжа S. Café предлагает на 200% быстрее время высыхания по сравнению с обычным хлопком, с возможностью экономии энергии в процессе [5].

Интересное решения в вопросах устойчивости нашла компания Zero Waste Fashion. Она основывается на сокращении или отсутствии текстильных отходов при производстве одежды.

Следует отметить, что дизайн с нулевыми отходами все больше интегрируется в производство. Конструкция с нулевыми отходами может использоваться в различных отраслях промышленности, но очень применима при разработке моделей одежды.

Сокращение отходов в данном случае может проходить на двух уровнях: во время производства вещи до её использования, после использования вещи производя новую продукцию из оставшегося сырья.

Таким образом, устойчивая мода требует дополнительных знаний и усилий и от самого дизайнера. Ответственный подход предполагает, что дизайнер должен четко понимать, какие материалы, способы производства и переработки, а также модели потребления являются более или менее устойчивыми.

Существует также второй метод, который знаком нам больше: дизайнеры перекраивают винтажные вещи, перерабатывающие заводы подготавливают сырьё для дальнейшего использования, покупатели заглядывают в секонд-хенды, а художники творят искусство.

Повторное использование или переработка одежды отдаляют использование новых сырьевых материалов, предоставляют альтернативный ресурс для потребителей, который в конечном итоге сэкономит транспортные издержки, деньги, время и снизит хранение отходов на полигонах. Так же в некоторых городах есть возможность сдать одежду в пункты приема, откуда она поступает в переработку. К сожалению, такие пункты приема в России очень большая редкость.

Таким образом, проанализировав приведенные выше примеры, можно сформулировать основные принципы социально ответственного, устойчивого (sustainable) производства одежды, обуви и аксессуаров:

1. Сокращение расхода электроэнергии.

2. Повышение эффективности водопользования.

3. Использование экологически безопасных материалов, углеродный след от которых минимизирован или вообще отсутствует (углеродный след – показатель вредных для природы выбросов, выделяемых в процессе какой-либо деятельности).

4. Применение натуральных материалов из растений, выращенных без химических удобрений;

5. Справедливая, взимовыгодная торговля, прозрачность политики.

6. Соответствие принципам Этической Торговой Инициативы (ETI).

7. Отказ от тестирования на животных и от использования продуктов животного происхождения.

8. Сокращение отходов производства.

9. Поддержка местных общин и традиционных ремесел, кооперация.

10. Отчисления на благотворительность.

11. И, конечно же, Recycling/Re-use – переработка и вторичное использование сырья.

Основной смысл этих принципов – каждый бренд должен стремиться сократить вредное влияние на природу собственного производства и установить благоприятный климат на всех его этапах.

Принципов устойчивой моды сложно придерживаться в первую очередь из-за особенностей запросов потребителей. Например, дизайнер следует принципу безотходного кроя, а его потребителю нравятся круглые вырезы, которые сложно выкроить так, чтобы не было отходов ткани.

Сложности также возникают с тем, что цена на одежду sustainable fashion достаточно высока из-за малых тиражей и штучного производства. Еще одной немаловажной проблемой является то, что такая одежда обычно не слишком разнообразна – малые марки не могут предложить того выбора, который дают большие корпорации. Решением будет масштабирование производства, которое позволить снизить издержки и цены на продукцию.

Учитывая усилия и технологии по снижению загрязнения при выращивании сырья, производстве и перевозке, эко-одежда стоит дороже обычной, однако она не приносит вреда природе – ни до, ни после создания. И, конечно, одежда из органически чистых материалов лучше всего подходит детям и аллергикам: ей присущи таки свойства, как воздухопроницаемость, теплостойкость, высокая гигроскопичность, низкая электризуемость, гигиеничность и бактериостатичность.

Поскольку ресурсы планеты ограничены, то речь, скорее всего, идет о долгосрочном повороте, который будет определять изменения в сфере моды на многие годы вперед. В России дискуссия об этой тенденции только начинается, но есть основания думать, что в этой области у нашей страны все еще впереди.

 

Библиографический список

1. http://www.footprintnetwork.org/ [Дата обращения: 30.09.2017]

2. https://www.epa.gov/smm/advancing-sustainable-materials-management-facts-and-figures [Дата обращения: 30.09.2017]

3. https://www.nike.com/us/en_us/c/sustainability [Дата обращения: 30.09.2017]

4. https://www.qmilkfiber.eu/ [Дата обращения: 30.09.2017]

5. http://www.scafefabrics.com/en-global/about/particular [Дата обращения: 30.09.2017]

 

 

LIGHT INDUSTRY IN THE ASPECT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

 

D.V. Goncharenko, graduate student

K.V. Kartamysheva, graduate student

Samara national research university

(Russia, Samara)

 

Abstract. This paper presents an analysis of the impact of the concept of sustainability on the sphere of light industry and the basic principles of socially responsible production of clothing, footwear and accessories. The object of research is the principles of «sustainable» fashion. Stable materials are considered, as well as examples of the introduction of sustainable production and alternative options.

Keywords: light industry, sustainable fashion, sustainable development, circular economy, sustainable production.