Наматбекова Н.М. Кыргызско — американские политические отношения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 1. – С. 22-25.

КЫРГЫЗСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Н.М. Наматбекова, канд. полит. наук, доцент

Международный университет Кыргызстана

(Кыргызстан, г. Бишкек)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается история установления дипломатических отношений Кыргызской Республики и Соединенных Штатов Америки, изучены и проанализированы исследования известных ученых об эволюции кыргызско-американских отношений. Указывается, что сферы сотрудничества между двумя государствами остаются на уровне декларативно-программных и идеологических.

Вопросы вывода военной базы США из Кыргызстана и давление со стороны США по делу нарушения прав человека во время межэтнических конфликтов 2010 года привели к возникновению серьезных противоречий между двумя странами. Отмечается, что во внешнеполитических программах США отношения к Кыргызстану остается неопределенным.

Ключевые слова: дипломатические отношения, этапы внешней политики, сотрудничество, военная база, недружественный акт, неопределенность.

 

 

В конце 90-х годов ХХ века Соединенные Штаты Америки (США) поспешили признать независимость новых государств после распада СССР. Уставшие от тоталитарного управления, эти государства ожидали безоблачные перемены от сотрудничества с США. Дипломатические отношения начались открытием впервые в истории Кыргызстана посольства Соединенных Штатов Америки (США) в Бишкеке 1 февраля 1992 года. Договорно-правовую базу двусторонних отношений, заложенную во время взаимных визитов на различных уровнях, составили более 20 соглашений, важнейшими из которых являлись Соглашение о стимулировании инвестиций, подписанные в Вашингтоне 8 мая 1992 г., и соглашение о поощрении взаимной защите капиталовложений (Вашингтон, 19 января 1993 г.). Основой для развития двусторонних отношений стал Меморандум о взаимопонимании между Правительствами КР и США от 26 августа 1992 года.

Эволюция кыргызского-американских отношений проанализирована в книге Н.М. Омарова «Международные отношения в эпоху глобального развития». За минувшие годы Кыргызская Республика прошла сложный период трансформации своих отношений с США, превратившись, в итоге, в одного из основных партнеров Америки в Центральноазиатском регионе, что и было подтверждено в ходе встречи глав государств 23 сентября 2002 года [1, С. 235-241].

В своем исследовании «Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг.» Д.С. Попов разделяет внешнюю политику США в Кыргызстане за прошедшие годы на следующее этапы: 1) В 1990-е года усилия США активно были на демилитаризацию Кыргызстана от имеющего военного потенциала СССР; 2) С 2001 г. военные программы Вашингтона в Центральной Азии реализовывались с прицелом на решение задач, которые стояли перед американской армией в Афганистане. Центральная Азия не относится к числу традиционных для США рынков сбыта ВВТ, но с начала 1990-х гг. Пентагон систематически осуществляет сюда их точечные поставки и реализует локальные программы военной подготовки [2, C. 167-168].

Другой исследователь М.А. Закиров выделяет три этапа в развитии кыргызско-американских межгосударственных отношений:

В первом (1991-1995 гг.) вырабатываются основные принципы внешней политики США по отношению к республикам Центральной Азии. Это время ограниченного участия американцев во внутреннем развитии региона и, соответственно Кыргызстана.

Во втором (1996-1999 гг.) этапе США более активно проникают в регион, широко используя для этого подконтрольные им финансовые и военно-политические институты (МВФ, НАТО); усиливается их экономическая, политическая и культурное влияние на регион.

Третий (с 2000 г. по 2013-2014 гг. прим. автора) характеризуется беспрецедентным проникновением США в регион. В ноябре-декабре 2001 г. в Узбекистане и Кыргызстане разместились американские военные базы. 3 июня 2014 года состоялась официальная церемония закрытия американского Центра транзитных перевозок, поставившая точку в истории американского военного присутствия на территории нашей страны. В связи с обозначившимся (с приходом Путина) произошел поворот России к центральноазиатским странам [3, C. 17-19.].

3 февраля 2009 года К. Бакиев на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве заявил, что Правительство Кыргызстана решило закрыть американскую военную базу в Манасе. Причиной этого, по его словам, стали нерешённые в течение последних лет вопросы экономической компенсации за пребывание американской базы на территории Кыргызстана и дело об убийстве гражданина Кыргызской Республики американским военнослужащим.

В последующем произошла преобразование военной авиабазы «Ганси» в Центр транзитных перевозок. Особенно период правления К. Бакиева в международной политике Кыргызстана можно характеризовать как период безответственности, стремлением даже внешние связи страны подчинить интересам семьи.

За годы независимости состоялись официальные визиты президентов Кыргызстана в США, а ни разу президент США не посетил КР. К положительным моментам двухсторонних отношений можно отнести то, что после долгих дебатов в 2000 г. конгресс США принял закон, в одном из подпунктов которого говорится о снятии в отношении Кыргызстана действия главы и торгового акта 1974 г. (так называемой поправки Джексона Вэника), а также поддержку конгресса США при вступлении КР в ВТО в 1998 г. Однако, на заключение немалых торгово-экономических соглашений, в реальности они оказались весьма неэффективными, так как американские бизнесмены не спешили вкладывать крупные инвестиции в нашу экономику. По-настоящему крупные стратегические проекты, наподобие TAPI и ЛЭП CASA-1000, остаются на бумаге.

Правительственные и частные организации США (Корпус мира, АКСЕЛС, ЮСИА, ЮСАИД, фонд «Сорос-Кыргызстан» и др.) оказывали большую помощь системе образования Кыргызстана по разным направлениям.

Военное сотрудничество между КР и США осуществлялось в таких сферах, как подготовка миротворческих подразделений, военное образование, система безопасности государственных границ и региона, борьба с терроризмом.

Продолжая эту хронологию, автор добавляет четвертый этап (2014 г. – по настоящее время) двухсторонних отношений КР и США, который характеризуется охлаждением межгосударственных отношений. 11 июля 2014 года парламент Кыргызской Республики одобрил решение Правительства страны о денонсировании «Соглашение о сотрудничестве между правительством Кыргызской Республики и правительством Соединенных Штатов Америки, подписанное 22 июня 2009 года в городе Бишкек, и Соглашение между правительством Кыргызской Республики и правительством Соединенных Штатов Америки относительно Центра транзитных перевозок в Международном аэропорту «Манас» и о каких-либо объектах и видах недвижимости, связанных с ним, подписанное 22 июня 2009 года в городе Бишкек».

Одним из наиболее громких стало высказывание по поводу дальнейшего пребывания в Кыргызстане военной базы США. «В международном аэропорту «Манас» не должно быть военной составляющей, – заявил президент КР А. Атамбаева на большой пресс-конференции журналистам. – Это моя принципиальная позиция. И она не принята под чьим-то давлением». Присутствие американцев, по словам президента, оказывает на регион дестабилизирующее воздействие. Производство наркотиков за 11 лет войны в Афганистане не переставало увеличиваться, причем даже не на всей территории страны, а в одной афганской провинции, которую при желании за это время можно было, по словам А. Атамбаева, «вообще стереть с лица земли». В перспективе присутствие американцев в Манасе может создать для Кыргызстана большие осложнения. «То, что там находятся вооруженные силы другого государства, создает проблемы для нас. Предпринимались попытки диверсий. И, как сказал один генерал, если по ним нанесут удар, то они дадут ответ по всем базам США», – подчеркнул президент [4].

По мнению экспертов, США нам не смогли в должной мере оказать помощь ни в экономическом плане, ни в плане безопасности. Кто сегодня может перечислить реальные американские инвестиции в экономику нашей страны, развитие инфраструктуры и производство? Сколько промышленных предприятий построено? Трудно назвать цифры. А гуманитарную помощь они оказывали и до дислокации базы. Даже если вывод базы отрицательно повлияет на двусторонние отношения, как я уже говорил в начале, США имеет серьезные геополитические интересы в ЦА, они обязательно возобновят двусторонние отношения. И термин госпожи Клинтон «перезагрузка» тогда для развития нашего сотрудничества, может быть, будет уместен [5].

Скандал вокруг Азимжана Аскарова, правозащитника узбекской национальности, осужденного на пожизненный срок по обвинениям в разжигании межнациональной розни и убийстве милиционера во время межэтнического конфликта в 2010 году на юге Кыргызстана, стал следующей вехой усиления напряженности в кыргызско-американских отношениях. 16 июля 2015 года Госдепартамент США наградил Аскарова премией «Защитник прав человека». Данное событие вызвало крайне негативную реакцию президента Атамбаева и общественности, и было расценено как недружественный акт США в отношении Кыргызстана. Президент назвал решение Государственного департамента США попыткой создать в республике «управляемый хаос».

Осенью 2014 года посол США в Кыргызской Республике Памела Спратлен накануне завершения своей дипломатической миссии в статье «Демократия в Центральной Азии: поддержка Кыргызстана» написала, что в ухудшении отношений двух стран виновата Россия. «Сталкиваясь со множеством внутренних и внешних проблем, президент Атамбаев наладил прочное партнерство с президентом России Путиным, считая Россию одним из малочисленных вариантов для получения крайне необходимой помощи… По ряду других вопросов новое руководство Кыргызстана приветствовало бы партнерство США, но отдает приоритет отношениям с Россией, что зачастую нам вредит» [6].

Таким образом, из анализа кыргызско-американских отношений видно, что они в основном сосредоточены на вопросах поддержки демократии, гражданского общества. В разные годы наша страна рассматривался США как государство, которому стоит уделить внимание, то, как государство, которое не представляет для США никакого интереса. Торгово-экономические связи составляют мизерный процент. Не оправдались ожидания о реальных инвестициях и технологиях США в экономику нашей страны. Во внешнеполитических программах США отношения к Кыргызстану остается неопределенным.

 

Библиографический список

1. Омаров Н.М. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиски стратегии развития. Б.: 2008. – С. 253.

2. Попов Д. С. Центральная Азия во внешней политике США. 1991-2016 гг. М.: РИСИ, 2016. – C. 247.

3. Закиров М.А. История кыргызско-американских отношений в 1991-2005 гг. (политический и культурно-гуманитарный аспект). Монография. Инст. истории НАН КР. Б. Олимп, 2007. – С. 147.

4. Киргизия денонсирует договор с США по бывшей авиабазе «Манас» http://webground.su/topic/2013/05/21/t311

5. Уйдут ли американцы из «Манаса» и чем придется расплачиваться Кыргызстану за свою безопасность? http://rus.kg/news_rus/analytics_rus/9635-uydut-li-amerikancy-iz-manasa-i-chem-pridetsya-rasplachivatsya-kyrgyzstanu-za-svoyu-bezopasnost.html

6. Отношения Кыргызстана и США переживают серьезную трансформацию. http://www.foreignpolicy.ru/analyses/otnosheniya-kyrgyzstana-i-ssha-perezhivayut-sereznuyu-transformatsiyu/

 

 

THE HISTORY OF KYRGYZ-AMERICAN RELATIONS

 

N.M. Namatbekova, candidate of political sciences, associate professor

International university of Kyrgyzstan

(Kyrgyzstan, Bishkek)

 

Abstract. This article examines the history of the establishment of diplomatic relations between the Kyrgyz Republic and the United States of America, studied and analyzed the research of famous scientists on the evolution of Kyrgyz-American relations. It is pointed out that the spheres of cooperation between the two states remain at the level of declarative-program and ideological ones.

The withdrawal of the US military base from Kyrgyzstan and the US pressure on the violation of human rights during interethnic conflicts in 2010 led to serious contradictions between the two countries. It is noted that in the foreign policy programs of the US the attitude to Kyrgyzstan remains uncertain.

Keywords: diplomatic relations, stages of foreign policy, cooperation, military base, unfriendly act, uncertainty.