Измайлова Д.И. Культурологические проблемы общества в условиях современных глобализационных процессов // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 184-187.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Д.И. Измайлова, старший преподаватель

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

(Украина, г. Донецк)

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных культурологических проблем общества в условиях глобализации. Актуальность исследования заключается во все более нарастающей конфронтации между существующими сегодня культурами и цивилизациями, обусловленной современными глобализационными тенденциями. В статье выявлены и проанализированы истоки современных глобализационных процессов; представлены терминологические определения концептам «глобализация», «культура»; проанализированы возможности существования межцивилизационного и межкультурного диалогов.

Ключевые слова: культура, цивилизация, глобализационные процессы, культурный диалог, столкновение культур.

 

 

В настоящее время идет процесс становления единой мировой системы во всех сферах человеческой жизни – политике, экономике, культуре и т. д., часто обозначающийся термином глобализация. Автор присоединяется к мнению российского ученого В.М. Межуева, который предлагает термин «глобализация» дефинировать как «все более усиленную взаимозависимость национальных государств и регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в единую систему с общими для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения» [1].

Придирчивый взгляд на историю показывает, что глобализация не является феноменом конца ХХ века. Ее ростки можно обнаружить в мифологических пластах культур разных народов. Достаточно вспомнить о космополитизме идеологии «мирового гражданства», которая декларировала представление о мире, как отечестве для всего человечества. Развитие этой идеологии исторически связано с упадком греческих полисов после Пелопонесских войн. Тогда человек перестает отождествлять себя в качестве гражданина своего полиса, и начинает чувствовать свою принадлежность к более широкой общественности «мирового гражданства». Это осознание впервые сформировалось в рамках философской школы киников и получило дальнейшее развитие у стоиков, особенно в римскую эпоху.

В последнее время исследованием процессов глобализации и ее культурологических проблем занимались выдающиеся российские и зарубежные ученые, а именно В.М. Межуев, А.С. Панарин, И.Д. Каландия, Фарах Сухейль, Ц. Тодоров, и украинские философы Р.А. Додонов, С.В. Дрожжина, Д.Е. Муза.

Процесс глобализации имеет ряд самых разных аспектов и сторон: это глобализация экономическая, но прежде всего глобализация культурная, то есть формирование общих для всех культур мира форм и структур, обеспечивающих коммуникацию между отдельными индивидами, между группами и между индивидом и группой. Собственно, этот последний аспект и является основополагающим для всех остальных, потому что именно благодаря ему становятся возможными формирование рыночных механизмов в экономике, возникновение политических режимов, которые базируются на нормах, изложенных в «Декларации прав человека».

Как отмечают ведущие исследователи глобализационных процессов, тенденции глобализации общественного развития характеризуются следующими чертами:

 общим сближением наций, народов и государств;

 все более тесным сближением характера общественных отношений в различных странах мира;

 изменением сущности государства, которое стало вынуждено передавать часть своих традиционных функций объединению государств континентального или мирового характера;

 небывалым ранее обострением конкуренции между государствами [2].

На современном этапе развития человечества тенденции культурной универсализации приобретают особую актуальность, что побуждает к поискам теоретических стратегий и практических решений, потому что рядом с таким видением современного мира существует и другое, которое абсолютизирует различия и исключает возможность мирного разрешения конфликтов.

Характерной чертой современного мира является не только интенсивный диалог культур, но и взаимопроникновение культур, которое может быть описано такими понятиями как диффузия, конвергенция, интеграция, сближение, ассимиляция, творческое взаимодействие и др. Обозначенные этими понятиями динамические процессы способствуют формированию единого мирового сообщества, одновременно они сопровождаются другими, противоположными им процессами, направленными на определение культурной идентичности, подчеркивание уникальности культур, установление культурной автономии, и в этом отличительная черта современной культурной ситуации. Культура представляет собой постоянный процесс ее становления, а также выявление людьми, и важнейшей задачей, встающей перед каждым новым поколением, является идентификация ценностей. Уже поэтому культура оказывается процессом, а не механической совокупностью достижений [3]. Или, иначе говоря, культура — это процесс, связанный с «работой» сознания, ее активностью, направленной на удовлетворение духовных потребностей и реализацию духовных ценностей людей, на основе которого формируются определенные взгляды, идеи, учения об окружающей действительности и о самом себе и создаются духовные ценности, составляющие духовное богатство, или духовную культуру общества [4].

Под культурой мы будем понимать, прежде всего, процесс общения, взаимодействия людей, осуществляемый с помощью знаковых механизмов, среди которых наиболее существенную роль играет язык, который, в свою очередь, теснейшим образом связана с мировоззрением, формируется данной культурой. Культура это, прежде всего, сообщения: высказывания, построенные по законам данного языка из предоставленного на этом языке лексического материала, наборы высказываний, семантически и прагматически связанных между собой, и та реальность, к которой они все отсылают. Связи знаковой системы с реальностью составляют прагматический аспект культуры. Иными словами, культура это набор языков для описания физической, социальной и экономической реальности, а также средство для описания самих этих языков [5]. Отсюда следует, что глобализация с точки зрения культуры означает формирование такой знаковой системы, которая была бы пригодна для описания всех возможных физических, экономических и социальных реалий всех обществ, вовлеченных в глобализационные процессы. Основной опасностью при этом оказывается возможность потери разными культурами своей индивидуальности, своей специфики, что неизбежно приведет и к потере носителями данной культуры своей самоидентичности, к размыванию культур и вследствие этого к потере исключительно важного для развития любой цивилизации фактора — фактора разнообразия. В глобально целостной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются [6]. Очевидно, что в том случае, если глобальная культура будет строиться исходя из тех инвариантных свойств человеческой природы, которые присущи всем людям просто потому, что они принадлежат к виду homo sapiens, то с этой точки зрения будет невозможно отличить друг от друга представителей разных культур. Это, несомненно, уменьшит возможности возникновения разного рода межгрупповых конфликтов (религиозных, национальных и т д.), Но при этом обеднит и возможности коммуникации. Исходя из этого, как отмечает А.С. Колесников, понятие глобализации представляет собой философскокультурологическую интегративную концепцию, отражающую тенденции прогресса мировой истории и культуры на нынешнем этапе развития человечества, когда современное общество является целостным и взаимосвязанным миром, постоянно сталкиваются с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности.

Столкновение культур явление, которое берет свои корни еще с давних времен, и на повестку дня ставится вопрос: приведет столкновения культур к враждебности между людьми, или к мирному диалогу? Сегодня культура должна быть осмыслена в качестве решающего аспекта глобализации, а не просто стать реакцией на глобализацию экономическую. При этом не следует считать, что глобализация культуры это банальное установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает в себя культурные столкновения и противоречия. Таким образом, конфликты и столкновения различных культур и цивилизаций это главный фактор современного многополярного мира [7]. А отсюда понятно, что в условиях культурной глобализации нужна новая культурная философия философия взаимопонимания, которая была бы рассмотрена в контексте диалога Востока и Запада, Юга и Севера.

Все убеждены в необходимости ведения диалога между мировыми цивилизациями и соблюдении их партнерства, тем не менее, очевидно, что плодотворный и гармоничный диалог достаточно сложное явление. Хотелось бы продолжить эту мысль и задаться вопросом: есть ли будущее в диалоге культур и цивилизаций? Во-первых, надо заметить, что не стоит путать или отождествлять эти термины. Вероятно, что цивилизация включает в себя, прежде всего технический арсенал человечества, а культура духовный. Во-вторых, очевидно, что такой диалог очень сложно вести даже в рамках одного сообщества, потому что культура «тянет» к духовности, а цивилизация к чистой технике. Поэтому межкультурный межцивилизационный диалог это очень тонкое и противоречивое понятие. По мнению Ц. Тодорова, столкновения культур, чаще всего, вообще и не столкновение, а мирное общение. Народы на уровне культуры намного быстрее сходятся, чем на уровне цивилизации, потому цивилизационный уровень охватывает не только культуру, как дополнение техники, но и геополитику, экономику и т.д. Как отмечает П. Шаллер, в межкультурном диалоге есть свои недостатки, но их можно исправить. Диалог требует определенного равенства, а равенство не отрицает отличий. Они существуют и даже могут быть значительными, но если различия и значительные, они не могут помешать конструктивному диалогу [8]. Культурный диалог это, прежде всего, диалог между людьми. Это означает, что мы должны определять себя в качестве отдельных лиц и членов национального образования со всеми ограничениями и возможностями. Также необходимо осознавать, что нет никакой культуры, или религии, которая была бы лучше или хуже. Все они существуют независимо друг от друга. Стоит принять тот факт, что каждое государство имеет свою историю, традиции и ценности, исторический опыт, а иногда и навязчивую идею.

Таким образом, очевидно, что диалог культур в условиях глобализации, должен стать принципиально новой парадигмой общественных отношений, основанной на взаимном доверии и партнерстве.

Перспективами дальнейших исследований в данном направлении является анализ и синтез культурологических и религиозных концепций, сложившихся под влиянием современных глобализационных процессов.

 

 

Библиографический список

1. Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации / Полития.  №3.  2000.

2. Дрожжина С.В. Мультуралізм як концептуальна модель та праксеологія розуміння сучасного українського соціуму. Монографія / МОН України, ДонНУЕТ – Донецьк, 2009 – 288 с.

3. Лапина Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование / Философия и общество.  Вып. 2 (50).  2008.

4. Каландия И.Д. Культура в процессе глобализации. [электронный ресурс]. Режим доступа: www.antropology.ru

5. Бурмистров С.Л. О концептуальных основаниях диалога культур в условиях глобализации. [электронный ресурс]. Режим доступа: www.antropology.ru

6. Кутырёв В.А. Культурологический смысл глобализации. [электронный ресурс]. Режим доступа: www.perspectivy.info

7. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? Философские науки.  №4.  2000.

8. Петер Шаллер. Диалог культур и партнёрство цивилизаций. Диалог культур и партнёрство цивилизаций ХІ Международные Лихачёвские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. / научн. редактор А.С. Запесоцкий – СПб: СПбГУП, 2009.

 

 

CULTUROLOGICAL PROBLEMS OF SOCIETY IN THE MODERN

GLOBALIZATION PROCESSES

D.I. Izmailov, senior lecturer

Donetsk national university of economics and trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky

(Ukraine, Donetsk)

 

Abstract. The article is devoted to the study of contemporary cultural problems of the society in conditions of globalization. The relevance of the study lies in the growing confrontation between the current cultures and civilizations, due to contemporary globalization trends. The article identified and analyzed the origins of modern globalization processes; and definitions of the concepts «globalization», «culture», analyzes the possibility of the existence of inter-civilizational and intercultural dialogue.

Keywords: culture, civilization, globalization, cultural dialogue, clash of cultures.