Герич, А. А. Культурные и исторические аспекты института семьи и брака / А. А. Герич. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 150-152.

КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ И БРАКА

 

А.А. Герич, заведующий архивом

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация: в статье проанализированы основные социокультурные аспекты супружества и родительства в традиционном и современном контексте на примере модернизации института семьи в России. Показано, что эволюционные процессы в становлении института семьи находятся  в области социальных и законодательных гарантий, основанных на принятии и понимании государством национальных традиций народов её населяющих.

Ключевые слова: супружество, родительство, традиции, современность, модернизация.

 

 

Важной частью этнической картины мира является отношение этноса к институту семьи. Устойчивый характер культурной картины семейного союза как части этнической традиции позволяет носителям данной культуры сохранять свою общность, несмотря на постоянно происходящие процессы ассимиляции других этносов и этнический групп. Для любой культуры семья – социально санкционированный и относительно постоянно объединяющий людей, связанных родственными узами, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга институт. Семья реализовывает характерные общественные функции – репродуктивную и социализирующую. Мотивация к супружескому и родительскому поведению устанавливается внутри культуры, а семья её основной транслятор – как социокультурный и социально одобряемый опыт поколений.

В традиционной культуре преобладает патриархальная община и религия, они выступают гарантами этнической и языковой идентичности и рассматривают брачное поведение как наиболее желательный статус человека, видя в нем социальный институт, предназначенный для продления и увеличения данной группы. В традиционной культуре вступление в брак и воспитание детей – единственное условие ожидаемого жизненного благополучия, как для мужчины, так и для женщины. Эта идея отражена в народном фольклоре: «Лучше иметь одного ребенка, чем сорок родственников». Рождение ребенка было основной целью брака, оно закрепляло статус и мужчины, и женщины. Мужчины при выборе невесты обращали внимание на религиозность, способность рожать, нрав и происхождение [1]. Важной составляющей традиционной культуры является патриархат, именно патриарх – отец глава семьи и распорядитель имущества, женщина – мать и хозяйка, традиционная культура не давала выбора для отдельного человека, и жизненные ценности были установлены с рождения. Личность была ограничена в выборе своего будущего. Сословная принадлежность определяла правовое положение, а родители или опекуны – выбирали будущего супруга.

В течении ХХ века в России происходила существенная трансформация общества, успехи медицины (всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков, введение контрацептивов, введение абортов, ультразвуковое исследование и т.д.), все это позволило семье планировать количество, пол и время появления детей на свет. Достижения цивилизации и новой «социалистической» идеологии сформировали новый принятый обществом «социалистический брак» с упрощенной структурой (родители и дети) и малодетностью, однако под бдительным контролем государства.

В конце ХХ века с переходом к новой капиталистической экономики современная семья избавилась от опеки государства. Сейчас семья – это частное дело каждого и решается каждым самостоятельно. Планировать и выбирать будущее помогает экономическая самостоятельность, женская эмансипация и открытое информационное пространство (СМИ). При этом нет обязательных этапов жизни. Набирает силу регулирование рождаемости (контрацепция, планирование семьи, аборты), доминирует модель однодетной семьи. Обязательность брака и родительства уходит. Частым стал «гражданский брак», которому исследователи приписывают отложенные рождения и добровольную бездетность в пользу карьеры и потребления, в одном случае, и родительство вне супружества, в другом [2, С. 74-87]. С одной стороны это связано с научно-техническим прогрессом (различная бытовая техника и средства по уходу за ребенком позволяют сократить время на домашние заботы), с другой – с изменением моральных ценностей. Сейчас в России каждый пятый ребенок рождается вне брака или 22,6% от всех рожденных. По данным исследователей среди молодых семейных пар, где родители в возрасте до 35 лет, 30% – одинокие матери с детьми и 3% – одинокие отцы с детьми [3, С. 33-64]. При этом по данным Росстата, для 70 % россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей, среди молодежи этот процент еще выше [4, С. 59-65].

Основные положительные изменения демографической ситуации в России связаны с новой Концепцией, разработанной на период до 2025 года и утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351. Концепция определяет задачи для повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни россиян. На сбережение и рост населения направлены такие национальные проекты как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Федеральные законы направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей. В реальности эффективность демографической поддержки населения в целом не особо заметна на фоне увеличения расходов на содержание ребенка, ухудшения социально-экономических условий жизни населения и других факторов [5]. Для сохранения численности населения на одном уровне нужен суммарный коэффициент рождаемости около 2,1, но сейчас рождаемость в стране не достигает этого уровня. Появление современного кризиса относят к 1960-м годам, когда сформировалось суженное воспроизводство населения, и серьёзно усугубилось в начале 1990-х годов, когда резко сократилась рождаемость. В целом аналогичные тенденции характерны для индустриального общества и развитых стран, где завершился демографический переход [6].

При этом основной нормой поведения, для нашего современника, продолжает быть образец родительской семьи с её основными функциями, к которым относятся: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая; экономическая; социально-статусная; эмоциональная и духовная. Важной частью регулирования кризисных явлений в демографии является социальная политика государства направленная на поддержание благополучия, повышение уровня и качества жизни, развития социальной сферы. В полной мере социальная политика проявляется в помощи решения вопросов семьи, брака и рождаемости. Основные меры, обеспечивающие социальную поддержку семьи, материнства и детства, гарантирующие гражданам дополнительные права, связанные с рождением и воспитанием детей, содержатся в законах и нормативно-правовых актах, посвящённых проблемам образования, социальной защиты населения, здравоохранения, пенсионного обеспечения, налогообложения и т. д.  

Таким образом, мы считаем, что демографический вопрос необходимо решать создавая условия для реализации брачных союзов с репродуктивным потенциалом, учитывая реальные культурные и социально – экономические потребности потенциальных родителей. А возможности российской семьи находятся в области социальных и законодательных гарантий, основанных на принятии и понимании государством современных реалий жизни детной семьи и национальных традиций народов её населяющих.

 

Библиографический список

1. Сайфутдинова Г. Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2011. – 267 с.

2. Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 74-87.

3. Бирюкова С. Тындик А. Регистрация брака и рождение ребенка в биографии россиян: анализ данных текущей статистики // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 3. С. 33-64.

4. Сайфутдинова Г. Б. Реализация семейно-брачных установок в среде татарской молодежи // Вестник КГЭУ. 2014. № 3 (23). С. 59-65.

5. Захаров С. Новейшие тенденции формирования семьи в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly /2006/0237/tema08.php ) (Дата обращения: 08.03.2018).

6. Семья, материнство и детство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/ (Дата обращения: 02.03.2018).

 

 

CULTURAL AND HISTORICAL ASPECTS OF THE FAMILY AND MARRIAGE INSTITUTE

 

A.A. Gerych, head of the archive

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article analyzes the main socio-cultural aspects of matrimony and parenthood in the traditional and modern context by the example of modernization of this institution in Russia. It is shown that the evolutionary processes in the formation of the institution of the family are in the field of social and legislative guarantees based on the acceptance and understanding by the state of the national traditions of the peoples inhabiting it.

Keywords: matrimony, parenthood, traditions, modernity, modernization.