Банщикова Т.Н. Кросскультурный подход к анализу различий в регуляторных характеристиках личности / Т.Н. Банщикова, К.В. Литвинова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 148-152.

Кросскультурный подход к анализу различий в регуляторных характеристиках личности

 

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 14-06-00882

 

Т.Н. Банщикова, канд. психол. наук, доцент

К.В. Литвинова, кандт. психол. наук

Северо-Кавказский федеральный университет

(Россия, г. Ставрополь)

 

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования различий в регуляторных характеристиках личности. Теоретический анализ проблемы позволил выстроить предположение, что осознанная саморегуляция детерминирована индивидуальными особенностями социокультурной идентичности. Обсуждаются данные сравнительного анализа личностных предикторов саморегуляции для респондентов из разных регионов юга России. Установлено, что уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции не ивариативен, имеют свою региональную специфику.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, регуляторные характеристики личности, социокультурная идентичность, кросскультурный подход.

 

 

Изучение кросскультурных особенностей саморегуляции является актуальной задачей, как в академическом, так и в прикладном аспекте. В академическом смысле эта задача предполагает выявление роли культуры как уникальных условий становления и развития индивидуальной системы регуляторных процессов субъекта. В прикладном аспекте кросскультурный подход позволяет раскрыть специфические возможности в осмыслении и содержательном объяснении закономерностей построения и реализации человеком той или иной культуры своей произвольной активности.

В центре внимания кросскультурного подхода к описанию различий в психологических признаках оказывается как социокультурная среда, так и анализ причинно-следственных связей между социокультурным контекстом развития человека и теми поведенческими признаками, которые характерны для носителей той или иной культуры [1].

Исследование осознанной саморегуляции через призму кросскультурного подхода предполагало решение следующих основных задач:

 установление различия / сходства в показателях сформированности регуляторных процессов у респондентов из разных регионов (количественные показатели);

 определение качественных различий / сходств в показателях саморегуляции у респондентов через призму социокультурной идентичности.

Эмпирическая выборка исследования. В эмпирическую выборку исследования вошли представители педагогической профессии: воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя общеобразовательных школ и преподаватели вузов с различным опытом профессиональной педагогической деятельности, возрастом от 20 до 72 лет. Общая численность респондентов, участвовавших в эксперименте – 278 человек: 48 респондентов  из Ставропольского края (СК), 60 из Краснодарского края (КК), из Республики Северная Осетия-Алания (СОА) 57 педагогов, из Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) – 53 и Кабардино-Балкарской Республики (КБР) – 60 респондентов. По гендерному составу выборка представлена на 90% респондентами женского пола и 10% мужского.

Методики исследования. Для оценки регуляторных характеристик личности был взят опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Многошкальная опросная методика В. И. Моросановой позволяет диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы: планирование (Пл), моделирование (М), программирование (Пр), оценка результатов (Ор), а также гибкость (Г), самостоятельность (С) и «Общий уровень саморегуляции» (ОУ). Методика позволяет определить уровень развитости процессов саморегуляции и регуляторно-личностных свойств: низкий, средний, высокий [2].

Методика «Определение социокультурной идентичности» (О. В. Крупенко, О. В. Фролова). Методика предназначена для определения социокультурной идентичности и позволяет определить этническую идентичность, региональную идентичность, склонность к расизму [3].

Результаты исследования.

1. В результате исследования и сравнения показателей сформированности регуляторных процессов у респондентов, проживающих в разных регионах Юга России было установлено, что для педагогов, вне зависимости от места проживания, характерен гармоничный или сглаженный профиль саморегуляции – все показатели саморегуляции имеют средний уровень выраженности (см. таблицу 1).

 

 

Таблица 1. Показатели средних значений шкал ССПМ

Регион

СК

КЧР

КК

КБР

СОА

Рlevel (по H-критерию Крускула-Уоллиса)

Показатели саморегуляции

μ

μ

μ

μ

μ

 

планирование

5,6

6,3

6,3

5,9

6,4

 

моделирование

4,5

4,7

5,4

5,2

4,9

0,0005

программирование

5,4

6,1

5,6

5,8

6,2

0,0280

оценка результатов

4,9

5,2

4,8

4,9

5,0

 

гибкость

6,2

5,1

6,4

5,6

5,9

0,0056

самостоятельность

5,7

4,9

5,7

4,5

4,8

0,0028

Общий уровень саморегуляции

28,0

28,7

28,9

27,3

28,5

 

Примечание: СК – Ставропольский край, КК – Краснодарский край, КЧР – Карачаево-Черкесская Республика, КБР – Кабардино-Балкарская Республика, СОА – Республика Северная Осетия-Алания

 

 

2. Оценка достоверности различий средних значений между выборками с применение Н-критерия Крускула-Уоллиса показала значимые различия по таким шкалам как: «моделирование» (0,0005), «программирование» (р=0,0280), «гибкость» (р=0,0056), «самостоятельность» (р=0,0028).

3. Средние значения показателей саморегуляции, имеющие достоверные различия в выборках респондентов, показывают более выраженный вес регуляторно-личностных шкал «гибкость» (μ=6,2 и μ=6,4) и «самостоятельность» (μ= 5,7) у респондентов из Ставропольского края и Краснодарского, тогда как у педагогов из Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской Республики приоритетные позиции занимает шкала «программирование».

4. По показателю «Общий уровень саморегуляции» прослеживается следующая тенденция. Общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции у педагогов находится в диапазоне средних значений (24-32 балла). Вместе с тем, наиболее выражены средние показатели общего уровня саморегуляции у респондентов КК (28,9), КЧР (28,7) и СОА (28,5).

5. По результатам исследования социокультурной идентичности установлены значимые различия по показателям региональной идентичности (р=0,000) и расизму (р=0,000). В соответствии с ключом методики, у всех респондентов региональная идентичность имеет позитивный результат (от 6 до 15 баллов). Проявление показателя расизма у испытуемых можно охарактеризовать как представления в сознании определенного образа превосходства своей этнической группы над другими этносами (людьми другой национальности). Действительно, человек отождествляет себя с культурой, если разделяет ценности этой культуры как личные. Это предполагает определенные формы поведения в ситуации социального взаимодействия [4].

6. С целью определения степени детерминированности показателя «Общий уровень саморегуляции» с показателем «социокультурная идентичность», был использован регрессионный анализ. Результаты анализа представлены в таблице 2 (по регионам).

 

 

Таблица 2. Регрессионная модель зависимой переменной «Общий уровень саморегуляции»

Зависимая переменная R2

Значимые предикторы

Beta

p-level

Педагоги Ставропольского края

Общий уровень саморегуляции

0,982

Социокультурная идентичность

0,057

 

0,000022

Педагоги Краснодарского края

Общий уровень саморегуляции

0,984

Социокультурная идентичность

-0,294

0,200041

Педагоги Карачаево-Черкесской Республики

Общий уровень саморегуляции

0,964

Социокультурная идентичность

0,753

0,000036

Педагоги Кабардино-Балкарской Республики

Общий уровень саморегуляции

0,722

Региональная идентичность

-0,230

0,195058

Педагоги Республики Северная Осетия-Алания

Общий уровень саморегуляции

0,773

Расизм

-0,242

0,189058

 

 

Из таблицы следует, что у представителей разных регионов юга России, значимые предикторы общего уровня сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции не ивариативны, имеют свою региональную специфику.

По результатам исследования педагогов из Краснодарского и Ставропольского края установлена отрицательная связь осознанной саморегуляции с показателем социокультурной идентичности. Значимыми показателями осознанной саморегуляции для респондентов из представленных регионов выступает стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов, тщательное планирование своей жизни, отсутствие стереотипного набора атрибутов – поведенческих, символических, предметных.

Положительная связь общего уровня саморегуляции с показателем социокультурной идентичности установлена у респондентов из Карачаево-Черкесской Республики. Самоотождествление себя с социокультурными традициями, общность чувств, идей, верований, определяющих формы поведения в ситуации социального взаимодействия, стремление к достижению конкретных целей, тщательное планирование своей жизни – ведущие детерминанты осознанной саморегуляции педагогов данной группы.

Значимым предиктором осознанной саморегуляции для педагогов Кабардино-Балкарской Республики выступает региональная идентичность – устойчивая территориальная общность, объединенная общей системой ценностей для её членов, сходной реакцией на социальные процессы и единой волей к социальному действию.

У респондентов Республики Северная Осетия-Алания установлена отрицательная связь общего уровня саморегуляции с расизмом. Стремление педагогов к независимости от других людей, сохранение неповторимости и своеобразия своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремление как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций, четкая установка на то, что врожденные, унаследованные биологические особенности человека не определяют его поведение – показатели осознанной саморегуляции произвольной активности.

 

Заключение.

Национальный характер это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и взаимоотношений с окружающим миром. Выявление индивидуально-личностные особенности педагогов, принадлежащих к различным этническим общностям, тесно связаны с региональной и этнической культурой, представителем которой является субъект. Этническая и региональная культура, представленная в традициях, обычаях нормативах, задает основной вектор и эталоны субъективного оценивания значимости отдельных составляющих социального пространства индивида и потому может рассматриваться как один из факторов его резистентности к стрессу и социальным влияниям.

Удалось зафиксировать отрицательную взаимосвязь региональной идентичности и расизма с общим уровнем осознанной саморегуляции. Доверие и открытые отношения с представителями других национальностей позволяют продуктивно выделять значимые условия достижения целей, адекватно оценивать факт согласование/рассогласование полученных результатов с целью деятельности, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям (показатели частных регуляторных процессов: самостоятельность, гибкость и программирование).

 

Библиографический список

1. Berry J.W., Poortinga Y.H., Pandey J. Handbook of Cross-cultural Psychology: Basic processes and human development. (2nd ed.). Boston, MA: Allyn & Bacon, 1997.

2. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Руководство. – М.: Когито-Центр, 2004. – 44 с.

3. Методы этнической и кросскультурной психологии: учебно-методическое пособие / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т.  Москва.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.

4. Банщикова Т.Н. Жизненные ценности и социокультурная идентичность как предикторы осознанной саморегуляции // Образование личности.  2016.  №2.  С. 40-48.

 

 

CROSS CULTURAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF DIFFERENCES IN

REGULATORS characteristic of the person

 

The work is executed at support of the grant of the Russian humanitarian scientific fund, project № 14-06-00882

 

T.N. Banshchikova, candidate of psychological sciences, associate professor

K.V. Litvinov, candidate of psychological sciences

North-Caucasus federal university

(Russia, Stavropol)

 

Abstract. The results of empirical study of differences in the regulatory characteristics of the individual. The theoretical analysis of the problem will help build the assumption that conscious self-regulation is determined by the individual characteristics of the socio-cultural identity. We discuss the details of the comparative analysis of personality predictors of self-regulation for the respondents from different regions of the south of Russia. It was found that the level of formation of the individual systems conscious self-regulation are not ivariativen have their regional specificity.

Keywords: conscious self-regulation, regulatory characteristics of the person, sociocultural identity, crosscultural approach.