Буханцов А.В. Кризисы обучения и интегрирование кризис-интервентной модели социальной работы с современными методами обучения в среднеобразователельных и высших учебных заведениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 26-28

КРИЗИСЫ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕГРИРОВАНИЕ КРИЗИС-ИНТЕРВЕНТНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОВРЕМЕННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЕЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 

А.В. Буханцов, студент

Кубанский государственный университет

(Россия, г. Краснодар)

 

Аннотация. В течение жизни человек сталкивается со множеством кризисов: возрастные, развития и становления, коммуникативные и множество других, но главные и самые интересные для рассмотрения на стыках и интеграциях педагогики, психологии, а так же социальной работы это конечно же кризисы обучения. В данной работе автором представлена трактовка понятия «кризис», описаны основные типы кризисов и методы борьбы с ними. Особое место отведено рассмотрению роли социальной работы в разрешении возникающих кризисов обучения.

Ключевые слова: социальная работа, кризис, образование, обучение, интеграция, методы обучения, digital технологии.

 

 

 

В жизни мы переживаем множество кризисов, а именно: кризисы психического развития, рассматриваемые Л.С. Выгодским, это кризисы в общении, как межличностном, так и групповом (или же общественном), а так же множество иных, но среди всех исследований достаточно редко и незаслуженно присваивают роль «второй скрипки» кризисам обучения, причем как школьников, так и учащихся высших учебных заведений.

В среднем в процессе обучения россиянин находится 15 лет (исходя из 11-летнего обучения в среднеобразовательном учебном заведении и первая ступень высшего профессионального образования – бакалавриат это еще 4 года), причем это без учета вариаций с включением обучения в средних профильных образовательных заведениях, а так же второй ступени высшего профессионально образования – магистратуры.

На каждой ступени нашего обучения у нас возникают различные проблемы и трудности, которые накапливаясь и объединяясь, а так же доходя до индивидуального максимального значения, переходят в наиболее острый психологический формат, т.е. кризис.

Под кризисом в рассмотрении заданной проблематики наиболее уместно классическое значение – резкий перелом, в каком либо событии, который в неконтролируемом состоянии может привести как к положительным, так и к негативным последствиям.

Для новизны исследования было проведено интервью учащихся различных школ г. Краснодара и классов (1-11 класс), а так же учащихся ВУЗов г. Краснодара различных направлений (как технических, так и гуманитарных, в классической классификации) как бакалавриата (1-4 курс), так и магистратуры (1-2 курс). Все участники были отобраны рандомизированным методом основанном на списке обучающихся в том или ином заведении.

На основании интервью была составлена следующая классификация кризисов в обучении:

1. Общие кризисы присущие как в среднеобразовательном обучении, так и обучении в ВУЗах:

1.1. Кризис накопления – когда информации предоставляется достаточно объемное количество, но отсутствует возможность её верно классифицировать и усвоить о различного рода причинам (как индивидуально – психологические особенности обучающихся, так и особенность подачи материала);

1.2. Кризис восприятия – достаточно частный кризис, который ярко наблюдался сразу в двух категориях учащихся, связан с форматом подачи материала;

1.3. Кризис давления по мнению опрошенных возникает в моменты проведения различны контрольных мероприятий (контрольные и диагностические работы, диктанты, зачеты, экзамены и т.д. и т.п.) и связан с требованием использования накопленных знаний и данных здесь и сейчас, так же связан с индивидуальными психологическими параметрами обучающихся, таких как самоконтроль;

1.4. Кризис углубление – в рамках современного формата обучения большая часть материала переносится на самообучение, именно тут и возникает данный фундаментальный кризис, когда уже с имеющимися знаниями в рамках самообучения не удается погрузится в заданную тему в достаточной мере.

2. Кризисы присущие, в большинстве, в среднеобразовательных учреждениях:

2.1. Кризис мотивации как удалось установить, имея множество зон влияния родителям и преподавателям не удается замотивировать ребенка на обучения;

2.2. Кризис гиперконтролявозникает и сосуществует в купе с кризисов мотивации и углубления, причина в большинстве случаев кроется в чрезмерном  контроле ученика со стороны, как родителей, так и преподавателей. Гиперконтроль полностью разрушает познавательный интерес и является внешним фактором возникновения кризиса.

3. Кризисы присущие, в большинстве, в ВУЗах:

3.1. Кризис обратной связи в процессе интервьюирования было установлено, что явление связано с пассивной методикой обучения (лекционный тип обучения), без интерактивных включений;

3.2. Кризис переключения – связан с расширением изучаемых дисциплин, которые не всегда имеют смежные интегрированные тематики.

Данные кризисы были выделены как фундаментальные в исследовании и наиболее характерны современным учащимся различных этапов учебной деятельности.

В конце ⅩⅤⅢ века в Европе появились первые корреспондентные курсы, в рамках которых обучение происходило в рамках переписки учащегося и преподавателя того или иного образовательного учреждениях. В веке ⅩⅩⅠ, когда наблюдается развитие digital технологии, популярность начинают набирать различные онлайн-семинары и дистанционные курсы обучения. Многие учебные заведения, к сожалению, только локально, начали использовать интерактивные курсы в обучении учащихся.

В рамках проведенного интервью большинство учащихся высказали положительное мнение об использовании интерактивных дистанционных включениях в рамках образовательных практик учебного заведения, в котором состоя. И действительно, цифровизация учебных курсов может в теории предупредить возникновение многих фундаментальных кризисов обучения, таких как: кризис углубления, восприятия и накопления.

В рамках исследования, частью которого было интервью, был проделан эксперимент – рандомизированным методом было выбрано учебное заведение г. Краснодара (один ВУЗ и одно среднеобразовательное учреждение), а так же данным методом была отобрана параллель (поток) класса (курса) и предмет, а так же тема в рамках данного предмета. Была проведена оценка текущих знаний обучающихся по выбранному предмету до начала эксперимента. Эксперимент заключался в составлении интерактивного курса по выбранной тематике касательно предмета обучения в отобранной (-ом) параллели (потоке). Суть эксперимента была такова: одному классу/группе давалась для изучения тема в стандартном формате обучения заведения, другому классу параллели/потока, давалась тема для изучения в рамках интерактивного курса. По завершению было так же проведено тестирование в классической, а так же интерактивной форме (посредством эргономичного интерактивного теста), которое показало действенность интерактивной методики, по сравнению с классической методикой подачи материала классу/группе, в пропорциональном соотношении 40/60, где 60 – это доля успешного прохождения тестирования. Вопросы тестирования были одинаковы для чистоты эксперимента во всех классах/группах.

Digital технологии помогают предупредить множество кризисов обучения, но остаются самые важные и связаны они, по большей мере, с внешним фактором – это родители/преподаватели.

В рамках социальной работы, которая объединила под своей эгидой множество самых разнообразных направлений, в том числе и психолого-ориентированных, наибольшее внимание в исследовании было уделено кризис-интервентной модели данного направления в практиках специалиста по социальной работе. Суть рассматриваемой модели состоит в том, что в момент пиковой (или же кризисной) ситуации происходит кратковременное вмешательство специалиста, которое носит фрагментарный характер, но может объединяться в ряд сессий, в ходе вмешательства происходит раскрытие сути кризиса, его причины, а так же выискивается метод скорейшего разрешения пиковой ситуации.

В рамках интеграции данной модели социальной работы с учебным процессом роль специалиста будет в полном объеме представлена преподавателем, но уже на теоретическом уровне рассмотрения данного объединения выделяется сразу несколько необходимы критериев для педагога, которыми таковой должен обладать:

1. эмпатия;

2. активное слушание;

3. умение мотивировать;

4. умение многовариантного предоставления материала.

К сожалению, в полном объеме все критерии не всегда удается объединить и соблюсти по многим факторам как личностным, так и внешним (например, численность аудитории), но данная интеграция является на данный момент наиболее актуальной, так как в теоретическом аспекте может выдать в процессе применения наибольший положительны эффект.

Есть множество технологи, моделей и методик, которые представляют как научный, так и практически-прикладной интерес для раскрытия и проработки. Представленная в статье модель для интегрирования будет более детально проработана для внедрения в текущий образовательный процесс и, возможно, даст предполагаемый положительный эффект.

Образование важнейший процесс в развитии и становления каждого человека. Задача современного педагога – это сделать этот процесс более доступным и более простым для современного учащегося, а так же предупредить или же помочь «мягко» преодолеть кризисную ситуацию, завершив его в положительном русле для учащегося в формате образовательных практик.

 

 

 

 

CRISIS OF TRAINING AND INTEGRATION OF THE CRISIS-INTERVENTIONAL MODEL OF SOCIAL WORK WITH MODERN METHODS OF TRAINING IN MEDIUM-SIZED AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

A.V. Bukhantsov, student

Kuban state university

(Russia, Krasnodar)

 

Abstract. Throughout life, a person faces many crises: age-old, development and development, communicative and many others, but the main and most interesting for consideration at the seams and integrations of pedagogy, psychology, and social work are of course the crises of learning. In this paper, the author presents the interpretation of the concept of «crisis», describes the main types of crises and methods of combating them. A special place is given to the consideration of the role of social work in resolving emerging learning crises.

Keywords: social work, crisis, education, training, integration, methods of teaching, digital technologies.