Хабекирова З.С. Концептосфера русской культуры. Группы концептов / З.С. Хабекирова, Ф.С. Адзинова, З.К. Хачецукова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 83-85

Концептосфера русской культуры.

Группы концептов

 

З.С. Хабекирова, канд. филол. наук, доцент

Ф.С. Адзинова, канд. пед. наук, доцент

З.К. Хачецукова, канд. филол. наук доцент

Адыгейский государственный университет

(Россия, г. Майкоп)

 

Аннотация. В данной работе представлено два универсальных концепта: время и пространство. Категория времени изучается представителями многих наук. Результаты постижения времени человеком находят отображение в языковой модели времени, представленной совокупностью языковых категорий. Концепт пространства. Пространство характеризует протяженность мира, его связность, непрерывность и структурность, многомерность. Пространство многолико репрезентировано в языке, сознании, культуре, мифологии языковой личности.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, концепт пространства, концепт времени, картина мира.

 

 

Совокупность концептов образует концептосферу (термин Д.С. Лихачева), которая предстает как целостное и структурированное пространство.

Модель мира в каждой культуре строится из ряда универсальных концептов и констант культуры – пространства, времени, количества, судьбы, числа (А.Я. Гуревич), а также сущности правды, любви, воды, огня и др. (Ю.С. Степанов). При одинаковом наборе универсальных концептов у каждого народа существуют особые, только ему присущие соотношения между этими концептами, что и создает основу национального мировидения и оценки мира.

Специфические этноцентрические концепты ориентированы на данный этнос, так как язык изначально задает своим носителям определенную картину мира. Например, М. Цветаева писала, что «иные вещи на ином языке не думаются». А. Вежбицкая утверждает аналогичное и в отношении чувств: «не только мысли могут быть «продуманы» на одном языке, но и чувства могут быть испытаны в рамках одного языкового сознания, но не другого».

Язык отражает то, что существует в сознании, а сознание формируется под воздействием окружающей культуры. Отсюда наличие русских национальных концептов – воля, удаль, тоска, душа, дом, поле, даль, авось, интеллигенция, зимняя ночь, туманное утро и т.д.

Все концепты можно разделить на несколько групп:

1) Мир – пространство, время, число и др.;

2) Стихия и природа – вода, огонь, дерево, цветы и др.;

3) Представление о человеке – интеллигент, гений, дурак, юродивый и др.;

4) Нравственные концепты – совесть, стыд, грех, правда, истина и др.;

5) Социальные понятия и отношения – свобода, воля, дружба, война и др.;

6) Эмоциональные концепты – счастье, радость, гнев и др.

В данной работе представлено два универсальных концепта: время и пространство. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, нужно заметить, что единые схемы описания концептов отсутствуют, ибо концепт для человека не может быть ни дефиницией, ни набором некоторых признаков, он – живое знание, и как всякое знание, он изменчив.

Концепт времени. Один из самых интересных и в то же время сложных концептов, ибо сквозь его призму воспринимается нами все сущее в мире, все доступное нашему уму и нашему истолкованию. И поэтому не случайно категория времени изучается представителями многих наук.

В процессе постижения времени в сознании человека складывается концептуальная модель времени, представляющая собой базовую когнитивную структуру, нашедшую отображение в языке. Современные представления о времени весьма многообразны. Время – мера движения и изменения, и исходя из этого выделяется физическое, геологическое, механическое, астрономическое, биологическое, историческое время. Различают время объективное (физическое) и субъективное (художественное, библейское и т.д.). Согласно данным физики, философии и других наук, выделяют время циклическое (последовательность повторяющихся однотипных событий) и время линейное (однонаправленное поступательное движение). Традиционно считается, что циклическое – это наивное представление о времени, а линейное – научное.

Результаты постижения времени человеком находят отображение в языковой модели времени, представленной совокупностью языковых категорий: формами глагольного времени, значениями слов с темпоральной окраской (день, ночь, год), прилагательными и наречиями с темпоральным значением (бывший, будущий, нынешний и т.д.). Самый многочисленный класс темпоральной лексики – имена существительные.

Универсальным способом восприятия времени во многих культурах служит смена светлой и темной частей суток, а также периодичность повторения природных явлений: день, ночь, весна, лето и т.д.

Лексема время ассоциируется с линейной моделью времени, которое является необратимым, неповторимым: хрущевское время. Оно может быть недавним, далеким, прошедшим и т.д. К грамматическим средствам относятся также некоторые предлоги (до, после, в течение, в продолжение и т.д.)

Отличительной чертой любой языковой модели является ее ориентированность на человека, поэтому признаки антропоцентричности также нашли отражение в языковой модели времени: детство, юность, зрелость, старость. Жизнь человеческая просматривается сквозь призму модели времени: утро жизни, закон жизни.

Философы утверждают, что время – это другое название жизни. И язык подтверждает это, называя с помощью единиц времени духовные сущности: час раскаяния, минута покаяния, час смирения и т.п.

Время связано с событием, и поэтому ученые предлагают говорить о циклических во времени событиях: завтрак, обед, пост, Пасха, Рождество и др. Таким образом, язык отражает время, которое движется двумя способами: либо по кругу, циклично, либо линейно.

Категория времени достаточно полно представлена в русском языке большой группой пословиц и поговорок. О кратковременных событиях скажут так: без году неделя (с неодобрением), в два счета, в мгновение ока; о долго длящихся событиях – битый час (с неодобрением), долгая песня, в час по чайной ложке; о неожиданных событиях – точно снег на голову; о событиях, которые скоро наступят, – на носу; о событиях, которые никогда не наступят, – когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг. Нужно заметить, что для русского менталитета характерно неодобрительное отношение к событиям, которые долго длятся.

Концепт пространства. Пространство характеризует протяженность мира, его связность, непрерывность и структурность, многомерность и т.д. Пространство многолико репрезентировано в языке, сознании, культуре, мифологии языковой личности. Исследуя модели мира, ученые пишут, что категории пространства и времени благодаря свойственным им универсальности и всеобъемлющему характеру формируют пределы, в которых развертывается человеческая жизнь, тем самым они определяют все остальные категории, связанные с антропоцентрической сферой: судьбу, право, социальное устройство. Эти категории не только образуют пассивную рамку происходящего, но и констатируют природу самих событий, активно воздействуя на них.

Именно эти категории мифилогизированы; в мифологическом мире бытие представляет собой концентрические круги. Самый ближний круг – это сам человек. Его граница – тело и одежда, прикосновение к которым расценивается в разных культурах как нарушение этических и других норм. В русском языке существует выражение «это меня не касается», то есть фактически является чужим.

Следующий круг – это дом человека, его ближайшее окружение. Так, согласно мнению Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, дом – это бытие, обитание, а жилище – жизнь, существование. Основная функция дома – защита. Дом – разновидность пространства, причем он ассоциируется сугубо со «своим» пространством; он связующее звено в общей картине мира: с одной стороны, дом принадлежит человеку, а с другой – связывает человека с внешним миром. Это своего рода внешний мир: структура дома повторяет структуру внешнего мира.

Все пространство человека – от интерьера его дома и до великого Космоса исчерчено видимыми и невидимыми границами. Граница дома – порог; в мифологической модели мира это место жительства духов, домового. В представлении русских порог – та часть пространства, которая служит защитой для человека. Со словом порог известны многие фразеологизмы: споткнуться на пороге, порог памяти, обивать пороги, только за порог, чуть за порог, до порога и др.

Последняя граница вокруг человека – это граница «своей» земли, родины.

Другим древнейшим вариантом структурирования мифологического пространства считается горизонтальная, линейная модель, где верхним миром являлось верховье реки, нижним – ее устье. Впоследствии многоуровневая модель мира стала иметь три измерения, и упорядочивалась уже по вертикали.

Пространство реализуется в виде нескольких сущностей: верх – низ, небо – земля, правый – левый, восток – запад, север – юг и т.д. Важнейшая оппозиция в пространстве – верх – низ. Эта оппозиция находит отражение во многих фразеологизмах: по верхам, на верху блаженства, с верхом, ниже своего достоинства, ниже всякой критики и др. С положением низа связаны в русском языке такие фразеологизмы, как снимать шапку, гнуть спину, гнуться в три погибели и др.

В основе оппозиции левый – правый лежит миф о том, что каждый человек имеет и доброго и злого духов рядом с собой: добрый ангел-хранитель располагается справа, а бес–искуситель – слева. И спать на правом богу – грех: можно задавить ангела-хранителя.

Противопоставление правый – левый приобрело более широкий смысл. Слово «правый» получило значение хорошего, справедливого, оно связано со словами «право», «правда», «справедливость»: правая рука, правое дело. Под левым понимается все ненормальное, несправедливое. Этот миф объясняет семантику ряда фразеологизмов, например, встать с левой ноги, левые деньги, левые заработки.

Пространственная картина мира, реализованная в русских фразеологизмах, выглядит таким образом: на волосок, под носом, под боком, рукой подать, нос к носу, в двух шагах, во всю ширь, насколько глаз хватает, на каждом шагу. Эти фразеологизмы свидетельствуют о том, что русский человек чаще связан с пространством, которое непосредственно прилегает к нему, ибо человек – это центр субъективного пространства.

Язык как раз и описывает это обжитое пространство, поэтому пространство описывается через позицию наблюдателя: вдалеке, невдалеке, вблизи, вдали.

Итак, время находит выражение в единицах различных языковых уровней: морфологических – в глагольной категории времени; лексических – в словах с временным значением; синтаксических – в темпоральных синтаксических конструкциях. Восприятие пространства в картине мира всегда трактуется в системе мировоззренческих позиций, характерных для данного культурно-исторического сообщества: «специфические черты того или иного конкретного пространства определяются отношениями не между объектами, а оценочным состоянием субъекта, обычно коллективного» (В.Б. Касевич).

 

 

Библиографический список

1. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М., 2001.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. – М., 2000.

3. Касевич, В.Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. – СПб., 1998.

4. Красных, В.В. Строение языкового сознания: фрейм-структуры // Когнитивная семантика. Ч. I. – Тамбов, 2000. – С. 53-55.

5. Красных, В.В. Фрейм-структуры как единицы языкового сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование. – М., 2000. – С. 128-129.

6. Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М., 2002.

7. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: антология. – М., 1997.

8. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997.

 

 

CONCEPTOSPHERE OF RUSSIAN CULTURE.GROUPS OF CONCEPTS

 

Z.S. Khabiborova, candidate of philology sciences, associate professor

F.S. Adzinova, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Z.K. Khachetsukova, candidate of philology sciences, associate professor

Adygeya state university

(Russia, Maikop)

 

Abstract. This paper presents two universal concepts: the concept of space and the concept of time. The category of time is studied by many sciences. Results of comprehension of time by a man reflects the linguistic model of time represented by a set of linguistic categories. The concept of space. Space characterizes the length of the world, its cohesion, continuity , structure and multidimensionality. The multifaceted space is represented in language, consciousness, culture, mythology of language personality.

Keywords: concept, conceptosphere, concept of space, concept of time, picture of the world.