Грицова О.А. Конкурентоспособность образовательной программы как главный фактор управления конкурентоспособностью образовательной организации / О.А. Грицова, А.Н. Носырева, М.Ю. Орлова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 91-93.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

О.А. Грицова, канд. экон. наук

А.Н. Носырева, зав. учебно-методическим отделом

М.Ю. Орлова, студент

Новоуральский технологический институт (филиал) Национального исследовательского ядерного университета

(Россия, г. Новоуральск)

 

Аннотация. Увеличение конкурентной борьбы между вузами приводит к появлению такой проблемы, как управление конкурентоспособностью результатов деятельности образовательной организации. В данной статье рассматривается понятие «конкурентоспособность вуза» с точки зрения разных ученых. Делаются выводы о целесообразности управления конкурентоспособностью результатов деятельности образовательной организации в разрезе образовательных программ. Предлагается подход к оценке конкурентоспособности направлений подготовки.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, высшее образование, конкуренция, образовательные услуги, направление подготовки, образовательные программы.

 

 

В настоящее время в сфере образования происходит реформирование: повышаются требования общества к качеству высшего образования, постоянно обновляются технологии обучения, меняются условия деятельности вузов в сфере экономики, снижается численность потенциальных абитуриентов, стремительно растет количество вузов. Все это приводит к обострению конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг между вузами. 

В экономической литературе в настоящий момент отсутствует единое толкование понятия «конкурентоспособность вуза».

Р.А. Фатхутдинов понимает под конкурентоспособностью вуза способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности [1].

Н.И. Пащенко определяет конкурентоспособность вуза как «его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а также потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции, как в настоящее время, так и в будущем» [2].

Такую же позицию разделяет и А.С. Малин, но при этом в качестве признака выступают конкурентные преимущества. Он определяет конкурентоспособность вуза как «наличие в вузе конкурентных преимуществ, позволяющих готовить высококвалифицированных специалистов и соперничать с аналогичными специалистами других вузов и удовлетворяющих требованиям конкретных групп потребителей» [3].

Фактором, повышающим конкурентоспособность вуза, является конкурентоспособность образовательной программы, которая является таким продуктом, с которым вуз выходит на рынок образовательных услуг с целью удовлетворения потребности в образовании у общества, профессиональной подготовки, обучения или переподготовки. К потребителям образовательных услуг относятся студенты, компании и организации. Также основными заказчиками образовательных программ является общество, представленное в виде государственных органов.

Образовательная программа — согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [4].

Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:

1) учебный план;

2) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

3) другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся;

4) программы учебной и производственной практик;

5) календарный учебный график;

6) методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

В статье 9 Закона РФ «Об образовании» говорится, что «образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности». Все требования и функции образовательных программ также описываются в указанной статье.

Важную роль играет мобильность образовательных программ: руководство учреждения должно прогнозировать потребности экономики на несколько лет вперед, обеспечивая при этом своих выпускников современной базой знаний.

При оценке конкурентоспособности необходимо также учитывать, что в целом показатели вуза могут отличаться от конкурентоспособности образовательной программы вуза. Вуз только объединяет несколько образовательных программ, при этом на одном направлении он может использовать лучшие ресурсы, а на другое — направлять их по минимуму, необходимых только для поддержания образовательной программы.

При оценке конкурентоспособности образовательных программ следует проводить маркетинговое исследование рынка образовательных услуг по следующим направлениям:

1) конкурентный анализ;

2) изучение мнений потребителей — работодателей;

3) изучение мнений потребителей-студентов.

В процессе проведения конкурентного анализа образовательная организация решает следующие задачи:

 определение перечня программ подготовки бакалавров и магистров по исследуемому направлению в вузах-конкурентах;

 количественная оценка приема бакалавров и магистров по исследуемому направлению в вузах-конкурентах;

 сравнительная оценка стоимости контрактной формы подготовки бакалавров и магистров по исследуемому направлению в вузах-конкурентах;

 определение перечня дисциплин программ подготовки бакалавров и магистров по исследуемому направлению в вузах-конкурентах;

 определение перечня компетенций, формируемых программами подготовки бакалавров и магистров по исследуемому направлению в вузах-конкурентах;

 определение перечня типов специалистов на рынке труда, подготавливаемых программами подготовки бакалавров и магистров по исследуемому направлению в вузах-конкурентах.

Работодатели могут дать оценку общего уровня подготовки выпускников, а также уровня их подготовки по видам профессиональной деятельности, выявить уровень компетентности выпускников при решении отдельных профессиональных задач. Кроме того, изучение мнений работодателей позволит выявить их требования к процессу подготовки специалистов и оценить соответствие процесса реализации исследуемых образовательных программ данным требованиям [5].

В отношении осуществления образовательного процесса в вузе и его ресурсного обеспечения, следует заметить, что информацией по этим вопросам обладают выпускники. В связи с чем, их мнение также является важным в процессе оценки конкурентоспособности образовательных программ.

Таким образом, для того, чтобы управлять конкурентоспособностью результатов деятельности образовательной организации необходимо оценивать конкурентоспособность отдельных образовательных программ, а также создавать условия для их реализации, удовлетворяющие требования потребителей.

 

Библиографический список

1. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. – №9. – С. 37.

2. Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вуза и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции. – Уфа. 1999. – С. 90.

3. Малинин А.С. Межвузовская и внутривузовская конкуренция образовательных программ высшего профессионального образования // Современная конкуренция. 2007. – №6. С. 52.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ // Проспект- 2015. С. 4

5. Грицова О.А. Маркетинговые исследования как информационная основа разработки управленческих решений по обеспечению качества образовательных услуг // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования» Материалы I международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2014. – С. 7-11.

 

 

COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS THE MAIN FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

O.A. Gretsova, candidate of economic sciences

A.N. Nosyreva, head of the teaching department

M.Y. Orlov, student

Novouralsk technological institute (branch) of National research nuclear university ray

(Russia, Novouralsk)

 

Abstract. Increase in competition among universities causes the emergence of such problems as the management of competitive performance of educational organizations. This article discusses the concept of «competitiveness of the University» from the point of view of different scientists. Conclusions are made about the appropriateness of competitiveness management performance of educational organizations in the context of educational programs. An approach to evaluating the competitiveness of the training areas.

Keywords: the competitiveness of the University, higher education, competition, educational services, training, educational program.