Пегжин И.В. Кодифицированные акты, осуществляющие нормативно-правовое регулирование взаимоотношений образовательных организаций с внешней средой / И.В. Пегжин, М.А. Шипоша // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №2. — С. 9-12.

КОДИФИЦИРОВАННЫЕ АКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

 

И.В. Пегжин, преподаватель

М.А. Шипоша, студент

Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани

(Россия, г. Славянск-на-Кубани)

 

Аннотация. В данной статье будет рассмотрено нормативно–правовое регулирование взаимоотношений организаций с внешней средой посредством кодифицированных актов на примере деятельности образовательных организаций. Нормативно–правовое регулирование взаимоотношений организаций с внешней средой на сегодняшний день является актуальной, неотъемлемой частью деятельности любой организации, в том числе и образовательной. Нормативно–правовую основу их взаимоотношений составляет множество источников законодательства об образовании, среди которых различные Кодексы Российской Федерации.

Ключевые слова: образовательная организация, нормативно–правовое регулирование, организация, внешняя среда, кодифицированные акты, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

 

 

Действие законодательства об образовании выступает важным внешним фактором, распространяющим свое влияние  на все образовательные организации. Целями законодательного влияния применительно к образовательным организациям выступают: установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека, а также создание условий для развития системы образования, защиты прав и интересов участников отношений в сфере образования. Помимо федерального законодательства, осуществляющего  нормативноправовое регулирование взаимоотношений организаций с внешней средой, весомое влияние также оказывают различные кодифицированные акты или, как его еще называют, кодифицированное законодательство. К их числу можно отнести гражданский, налоговый, трудовой кодексы, а также кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) содержит в себе нормы о некоммерческих организациях. Применительно к образовательным организациям, это означает что, исходя из закона об образовании, предусматривающего создание как  государственных, так и негосударственных юридических лиц, которые осуществляют образовательную деятельность, в организационно–правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 11), одной из форм некоммерческих организаций на основании пункта 3 статьи 50 ГК РФ [1] является учреждение. При этом, основное отличие некоммерческих организаций от коммерческих состоит в конечной цели их деятельности, а извлечение прибыли не является основной целью деятельности некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ). Поэтому они обладают специальной правосубъектностью и в соответствии с уставными целями могут осуществлять различные виды деятельности. В отношении образовательных организаций, – это право заниматься образовательной деятельностью, имеющее различное закрепление в законодательстве. В одних нормативно–правовых актах образовательная деятельность прямо указывается в числе возможных видов деятельности некоммерческой организации, в других – прямое указание отсутствует, но, тем не менее, оно затронуто косвенно, что подтверждается при анализе формулировки «и иные виды деятельности».

Что касается Налогового кодекса РФ (НК РФ), то здесь, к примеру, нормативно–правовое регулирование осуществляется исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ [2], в которой говорится о том, что налогоплательщик имеет право заявить налоговый вычет по расходам на образование, если оно осуществлялось в образовательных учреждениях (т.е. филиале). При этом условием получения вычета является наличие у образовательного учреждения лицензии или иного документа, подтверждающего его статус (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ не закреплено, что следует понимать под образовательным учреждением или учебным заведением. Но в  соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ [2] в случае отсутствия в Налоговом кодексе РФ понятия (термина) следует руководствоваться отраслевым законодательством.

Относительно нормативно–правового регулирования педагогической деятельности в образовательных организациях, следует учесть, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие определенный уровень и профиль образования, определяющийся в порядке, который установлен законодательством РФ об образовании (часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации). В Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) относительно филиала содержатся статьи, непосредственно затрагивающие его отдельные элементы, а именно педагогических работников. В частности, эти статьи касаются особенностей заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, которые непосредственно осуществляют образовательную деятельность и особенностей отстранения от работы педагогических работников. Так, согласно статье 331.1 ТК РФ: «Особенности отстранения от работы педагогических работников» [3], работодатель обязан отстранить от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник имел или имеет судимость, подвергался уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности половой неприкосновенности, основ конституционного строя и т.д. При этом работодатель отстранение от работы происходит на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Статья 332 ТК РФ: «Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [3] также относится к нормативно–правовому регулятору взаимоотношений образовательных организаций с внешней средой, в соответствии с данной статьей трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определяемый самими сторонами трудового договора. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, но возможны случаи и без избрания по конкурсу в качестве исключения или необходимости.

Свое участие в нормативно–правовом регулировании взаимоотношений образовательных организаций и внешней среды принимает и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Именно этот кодекс устанавливает порядок привлечения к административной ответственности организаций, которые осуществляют образовательную деятельность. Данный кодекс устанавливает границы ответственности любых организаций и образовательных в том числе. Поскольку организации, осуществляющие обучение – это, прежде всего, юридические лица, ведущие образовательную деятельность на основании лицензии в качестве дополнительной (ч. 19 ст. 2 Закона об образовании), и они могут быть коммерческими либо некоммерческими, а учитывая, что основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), то, в связи с этим образовательную деятельность коммерческих организаций можно считать предпринимательской. Поэтому, осуществление такого рода деятельности без лицензии может повлечь за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ [4].

По отношению к образовательным организациям может быть применима и статья 19.30 КоАП РФ: «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса» [4]. В ней говорится о том, что нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, которое выражается в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц. Среди других требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, влекущих за собой санкции в виде штрафов выделяют:

 нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию;

 выдачу организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца.

Таким образом, образовательные организации не могут существовать в изоляции от внешней среды. Адаптация организации к внешним условиям – это одно из главных условий выживания организации, в том числе и образовательной [5]. Нормативноправовое регулирование взаимоотношений образовательных организаций с внешней средой подразумевает изучение законов и других нормативных актов, среди которых присутствуют кодексы, которые устанавливают правовые нормы и рамки отношений, дают организациям возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение нормативноправового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания кодифицированных актов. Необходимо обращать внимание на такие аспекты правовой среды, среди которых: традиции, сложившиеся в этой области, действенность правовой системы и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

 

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. – Москва: Экзамен, 2001. – 304 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31 июля 1998 г. 146-ФЗ  (ред. от 4 марта 2013 г.) – Доступ из справочно–правовой системы «Консультант Плюс» (Дата обращения: 20.10.2016).

3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011) – Доступ из справочно–правовой системы «Консультант Плюс» (Дата обращения: 22.10.2016).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. №195-ФЗ // Рос. газета. –  2001. 31 дек. – № 256.

5. Шипоша М.А., Махова А.В. Анализ внешней среды образовательной организации на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани // Инновационная наука – №4-2 : [Электронный ресурс] – 2016. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vneshney-sredy-obrazovatelnoy-organizatsii-na-primere-filiala-fgbou-vpo-kubanskiy-gosudarstvennyy-universitet-v-g-slavyanske-na (Дата обращения: 1.11.2016).

CODIFIED ACTS, CARRYING OUT LEGAL REGULATION OF

THE RELATIONSHIP OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH

THE EXTERNAL ENVIRONMENT

 

I.V. Pegzhin, lecturer

M.A. Shiposha, student

Kuban state university branch in Slavyansk-on-Kuban

(Russia, Slavyansk-on-Kuban)

 

Abstract. In this article, we present normative–legal regulation of relations of organizations with the external environment through codified acts on the example of educational institutions. Normative–legal regulation of relations of organizations with the external environment today is relevant, an integral part of any organization, including educational. The legal basis of their relationship is a set of sources of the legislation on education, including various Codes of the Russian Federation.

Keywords: educational organization, legal regulation, organization, external environment, codified acts, Civil code, Tax code, Labor code, Code of administrative offences (Cao) of the Russian Federation.