Кононова И.Г. Кодекс профессиональной этики библиотекаря – стандарт профессионального поведения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 93-96

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БИБЛИОТЕКАРЯ – СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

И.Г. Кононова, магистрант

Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета

(Россия, г. Ставрополь)

 

Аннотация. В статье обсуждается значение Кодекса профессиональной этики библиотекаря как основы нового профессионального сознания библиотекарей России. Интерес к этическим проблемам обслуживания, к самому Кодексу в профессиональной среде весьма значителен. Успешность его реализации зависит от интеллектуальных и моральных усилий каждого библиотекаря, ответственно относящегося к своим профессиональным обязанностям и понимающего миссию библиотеки в сложном современном мире.

Ключевые слова: Кодекс профессиональной этики библиотекаря, этика, эстетика.

 

 

В последние годы профессионализм и нравственность культуры библиотечного сообщества приобретают всё большее значение, что объясняется современной жизнью, её ритмами и большими информационными возможностями. Библиотека – это место, где постоянно идёт выстраивание различного рода взаимоотношений. В основе этих отношений, их этическим и моральным фундаментом является Кодекс профессиональной этики.

Если мы обратимся к истории кодексов профессиональной этики, то заметим, что первые универсальные моральные кодексы появились очень давно, это были своды религиозных правил — десять заповедей Ветхого Завета. А вот одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа – кодекс врачей. Затем появляется множество других профессиональных кодексов, в которых отражались представления о профессиональном долге, обязанностях по отношению к коллегам, отношении к продукту своего труда.

До настоящего времени проблемы профессиональной этики, к сожалению, ещё не оценены в полной мере; при этом имеется в виду не их теоретическая значимость, а конкретное применение в сфере человеческих профессиональных отношений.

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой кодексы разработаны. В наше современное время «Кодекс профессиональной этики – это, прежде всего, опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлениях людей, принадлежащих к определённой профессии, свод норм правильного поведения, которое считается уместным для человека той профессии, к которой дынный кодекс имеет отношение» [3]. И главным, определяющим понятием здесь является этика, основой которой являются идеалы, мораль, принципы нравственности и совести.

Если же говорить о Кодексе профессиональной этики библиотекарей, то Российская библиотечная ассоциация (РБА) среди множества внутренних документов, консолидирующих, регулирующих и определяющих характер взаимоотношений между организацией и обществом, одним из первых документов приняла «Кодекс профессиональный этики российского библиотекаря». Это произошло 22 апреля 1999 года на Конференции РБА. Необходимость принятия этого документа объясняется сокращением правового регулирования некоторых сфер деятельности при формировании правового государства, и в первую очередь, в области идеологии и гуманитарных отношений. Поэтому различные гражданские объединения, к которым относится РБА, самостоятельно взяли на себя регулирование взаимоотношений, в том числе и возникших в различных профессиональных группах. Для библиотекарей эта проблема особенно важна не только потому, что в ходе профессиональной деятельности они вступают в этические взаимоотношения, но и, прежде всего, потому, что объектом деятельности библиотекарей является человек, личность. Профессионально составленный кодекс этики отражает все ценности и нравственные идеалы профессии. В нем сформулированы обязательства по отношению к библиотекарям, библиотекам, читателям и обществу в целом. Все положения кодекса можно считать добровольными. Никаких санкций, помимо моральных, за нарушение в кодексах библиотечной этики различных стран не предусмотрено, это касается и России. Основной задачей при разработке этического кодекса является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, а если взглянуть шире – корпоративной культуры, которая направлена на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности. Корпоративность означает сплочённость, единство, которое обеспечивается не только штатным расписанием. Факторы этого единства носят скорее духовный характер, связаны с единством взглядов, стремлений, оценок, с общностью сознания, разделяемых идей и установок. Корпоративный дух – это некое внутреннее начало, определяющее поведение, действия, решения людей. Именно корпоративная культура даёт действенную основу для развития этики деловых отношений, служебного этикета, являющихся основой для Кодекса профессиональной этики, формирующего стиль отношений в коллективе. И здесь тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Даже то, что на первый взгляд лишено личностного содержания (например, приказы, инструкции, директивы) приобретает психологическую окраску.

Понятия «этика» и «этикет» очень близки, поэтому соблюдение и выполнение правил Кодекса профессиональной этики невозможно без соблюдения этикета. Этикет – это всегда внутренняя культура личности, но только в органичном соединении с нравственным началом, культурой специалиста. Формы этикета не являются застывшими, принятыми раз и навсегда, они меняются с развитием общества, социальной жизни, психологии быта и во многом зависят от культуры общества. Этикет в библиотеке имеет глубинные корни, это живая ткань культуры библиотеки. Библиотекарям хорошо известны важнейшие принципы этикета: вежливость, тактичность, обязательность, пунктуальность, являющиеся слагаемыми успеха.

Кодекс профессиональной этики необходим не только как регламентирующий документ, как и где себя вести, как разговаривать, но и как документ-помощник, заглянув в который всегда можно найти правильный ответ. При этом понятно, что никакой документ не поможет и не выручит в ответственный момент, если сам человек не обладает определёнными навыками и значительным багажом знаний.

Главное в профессии библиотекаря – непосредственное общение с людьми, а принцип, положенный в основу этого общения, – постоянное внимание к их интересам, стремление наиболее полно удовлетворить читательские запросы. Об этом говорится и в Кодексе профессиональной этики: «библиотекарь строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и её информационным потребностям» [1].

Профессиональная этика библиотекаря существует, прежде всего, для качественного обслуживания посетителей библиотек. От библиотекаря требуется профессиональное предоставление информации, умение общаться с читателем, выстраивать с ним отношения, преследуя цели его культурного, профессионального, духовного роста.

Не подлежит сомнению, что профессионализм, качество и результаты труда библиотечного специалиста непосредственно связаны с уровнем его интеллектуальной культуры. «Под интеллектуальной культурой библиотекаря мы понимаем целостное соединение таких профессионально значимых качеств, как: широкая эрудиция, профессиональная компетентность, методические знания, гибкость и адаптивность мышления, получение новых знаний, практических умений и навыков» [6]. Интеллектуальная культура конкретно и ощутимо помогает при общении в профессиональной сфере. Порой не задумываясь над Кодексом профессиональной этики, а возможно даже не зная о нём, библиотекарь с высокой интеллектуальной культурой поступает именно так, как того требует ситуация общения. А вот коммуникативная неподготовленность, некомпетентность, а иногда и безграмотность являются причиной того, что библиотечный работник не может выполнять свои профессиональные обязанности.

В последние годы одной из наиболее острых проблем в связи с формированием информационного общества и внедрением в практику библиотек информационных технологий становится проблема доступности информации, и сотрудники сталкиваются с проблемами этического характера, особенно там, где отсутствуют правовые нормы поведения библиотекаря. Может ли Кодекс этики регулировать подобные ситуации? Понятно, что это документ рекомендательный, предусмотреть все конкретные ситуации невозможно, но и таких задач документ не ставит. Главное в Кодексе не описание того, какими библиотечные работники должны стать, а указания на то, к чему они должны стремиться, непрерывно развиваясь и совершенствуя своё профессионально мастерство.

Практически всё, в том числе и отношения, которые складываются вокруг нас, в первую очередь зависят от нас самих. И здесь главное – сделать своеобразный шаг навстречу себе, быть лучшим в своей профессии с чувством социальной ответственности. Любой библиотечный коллектив, в том числе и коллектив Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой, считает главным умение сочетать в своей профессиональной деятельности основные положения Кодекса с индивидуальным, творческим подходом в решении библиотечных задач и проблем. Встречая своих читателей на творческих мероприятиях, говоря с ними о чтении и книгах, библиотекари стремятся к интеллектуальному диалогическому общению. Они смотрят на мир глазами своего читателя, уважают его как уникальную личность, строят взаимоотношения на взаимопонимании и стремлении быть главным помощником в его информационных запросах. В коллективе молодежной библиотеки работают люди разного возраста, но это не мешает им, выполняя свои профессиональные обязанности, не забывать, что каждый из них тоже личность, поэтому внимание, дружелюбие, готовность помочь в любой ситуации являются основой всех коллективных отношений. Крепкий корпоративный дух делает работу более интересной и нужной читателям. Но ведь именно для них они и работают. Желая помочь другим, сотрудники библиотеки мотивируют себя на получение знаний, расширение спектра своих увлечений, интересов. Кодекс профессиональной этики для библиотекарей – не статичный документ, а действенный современный помощник в нравственном выборе профессионального поведения и деятельности.

 

Библиографический список

1. Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение. – СПб.: Профессия, 2001. – 104 с.

2. Голубева, Г.А Этика: учебное пособие. – М. Издательство «Альфа» – Пресс, 2011. – 368 с.

3. Колесникова, М.Н. Управление персоналом библиотеки: учеб.-практ. пособие. – СПб.: Профессия, 2001. – 56 с.

4. Кошевая, И.П., Канке, А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

5. Психология и этика делового общения: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-e изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 327 c.

6. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 123 с.

7. Ястребова, Е.М. Пособие по корпоративной культуре библиотеки. – М.: ГПНТБ России, 2008. – 160 с.

 

 

THE LIBRARIAN’S CODE OF PROFESSIONAL ETHICS – STANDARD

OF PROFESSIONAL CONDUCT

 

I.G. Kononova, graduate student

Humanitarian institute of the North-Caucasus federal university

(Russia, Stavropol)

 

Abstract. The article discusses the importance of the Code of Professional Ethics of the librarian as the basis for the new professional consciousness of Russian librarians. Interest in ethical issues of service, to the Code itself in a professional environment is very significant. The success of its implementation depends on the intellectual and moral efforts of each librarian, who responsibly relate to his professional duties and understands the mission of the library in a complex modern world.

Keywords: Code of professional ethics of the librarian, ethics, aesthetics.