Иванова А.А. Кодекс предпринимателя, как эффективный инструмент повышения качества предпринимательских услуг // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 16-18.

КОДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УСЛУГ

 

А.А. Иванова, студент

Научный руководитель: Т.Н. Целых, ст. преподаватель

Омский государственный университет путей сообщения

(Россия, г. Омск)

 

Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости принятия Кодекса предпринимателя. В статье рассматривается понятие и сущность  предпринимательской деятельности. Приведена концепция деловых качеств, которыми должен обладать каждый предприниматель. Проанализирована деятельность современных предпринимателей и приведены примеры ее безнаказанности со стороны государства и общества в целом. Разработан проект и рекомендации по принятию данного кодекса. Определена ответственность за его несоблюдение.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматель, деловые качества, «промышленное пиратство», этические нормы.

 

Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее,

чем руководить введением нового порядка вещей,

потому что у каждого нововведения есть ярые враги,

которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники,

которые не уверены, смогут ли они жить по-новому

Никколо Макиавелли [1]

 

 

Рыночная система хозяйствования, сменившая административно – бюрократическую, предполагает выдвижение предпринимателя в число наиболее важных субъектов экономической системы. От того какой тип предпринимательства сложится в стране зависит благосостояние общества и комфортность среды обитания, чем и обусловлена актуальность выбранной темы. Главной целью настоящей работы является обоснование необходимости формирования социально – ответственного предпринимательства в Российской Федерации путем разработки Проекта и рекомендаций по принятию Кодекса Предпринимателя. Основной задачей Кодекса Предпринимателя является формулирование и внедрение в предпринимательскую сферу принципов и норм корпоративной этики, которые будут направлены на разрешение нравственно-этических проблем и повышение качества предпринимательских услуг.

Предпринимательское законодательство сменило понятие «хозяйственное законодательство» в результате принятия Гражданского кодекса РФ, в котором законодательно закреплено, что предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2]. В данном определении отражен лишь правовой статус предпринимателя как субъекта экономических отношений. Этические же нормы предпринимателя, как общественной фигуры нигде не определены, в результате чего предпринимателем называют любого человека, действующего в негосударственном секторе экономики.

Появление термина «предприниматель» связывают с французским экономистом и предпринимателем Р. Кантильоном, который обосновал теорию механизма денежных потоков и формулу «продай дорого, купи дешево» [3]. Позднее немецкий экономист И. Тюнен, описывая предпринимателя, наделил его способностями изобретателя и исследователя. Популяризация этих способностей нашла дальнейшее отражение в работах Й. Шумпетера, в которых предприниматель характеризуется как новатор, осуществляющий реформирование производства путем внедрения изобретений, улучшающих качество конечной продукции и сохранения источников сырья [4]. Это были первоначальные попытки придать личностные качества человеку, осуществляющему предпринимательскую функцию и сформировать основы деловых качеств предпринимателя.

В настоящее время в концепцию деловых качеств предпринимателя необходимо включать следующие способности:

способность отыскать свободную (еще не занятую) экономически-хозяйственную нишу путем анализа рынка и степени его заполненности товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента;

способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги;

— умение правильно оценивать ситуацию на рынке, выявлять потребности рынка;

— готовность и способность принимать предпринимательские решения;

— умение сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей; [5]

быть социально, то есть морально ответственным перед обществом за свои действия.

Если первые пункты представленного выше перечня способностей еще, в какой-то мере отражены в современном законодательстве, то социальная ответственность предпринимателя воспринимается, как нечто неэкономическое. Между тем, социальная ответственность предпринимателя проявляется в двух направлениях:

— по отношению к работникам своего предприятия;

— по отношению к потребителям своих товаров, работ, услуг.

Безнравственность предпринимателей в отношении к наемным работникам заключается в оплате труда в «конвертах», вычитанию излишних сумм из заработной платы, отказе в выходных днях и отпусках. Социальная безответственность предпринимателей по отношению к потребителям характеризуется понятиями «промышленное пиратство» или производство контрафактной продукции. По данным ВТО, производство контрафактных товаров занимает примерно 5-7% мирового товарооборота и снижает выручку компаний, становящихся жертвами подделок, на 500 млрд. долларов ежегодно [6]. Кроме того, производство и реализация поддельных товаров, ежегодно приводит к сокращению населения и увеличивает смертность. Предприниматели, занимающиеся такой деятельностью, не имеют каких-либо моральных и человеческих ценностей, и объясняют это тем, что нет на это никаких запретов, а каждый человек сам вправе выбрать какой товар ему приобрести и по какой цене.

Поэтому в настоящее время в России назрела необходимость принятия Кодекса Предпринимателя, который своими положениями будет дополнять законодательные акты, которые регламентируют предпринимательскую деятельность. Благодаря созданию подобного Кодекса, можно упорядочить отрасль предпринимательства общественными силами. Свобода действий предпринимателя  (которые могут быть не только полезными для общества, но и наоборот) ограничена в настоящее время правовыми предписаниями и собственной совестью. Однако понятие и пределы совести у каждого человека выражаются субъективно. Следовательно, необходим унифицированный документ, который станет единогласным правилом для всех специалистов в сфере предпринимательства и будет подвергаться контролю со стороны общественных организаций.

С авторской позиции за несоблюдение Кодекса Предпринимателя каждый нарушитель должен нести ответственность в виде лишения возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Первая часть Кодекса должна содержать общие положения, правила и нормы предпринимательской деятельности, а также нравственные качества любого предпринимателя. Для примера первая часть может содержать следующие статьи:

Статья 1. «Предпринимательство является одним из видов труда, нравственно равноправным с другими видами труда»;

Статья 2. «Каждый предприниматель должен быть верен своему слову и уважать других»;

Статья 3. «Каждый предприниматель должен быть честным и правдивым».

Вторая часть данного Кодекса должна содержать положения, предназначенные для контроля за соблюдением вышеперечисленных норм. К ним будут относиться санкционные статьи: предупреждения, замечания, штрафы, запреты на осуществления деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что принятие Кодекса Предпринимателя существенно повысит качество предпринимательских услуг. Наличие данного документа в стране поможет упорядочить предпринимательскую деятельность и обязать его участников соблюдать моральные и этические нормы. Таким образом, принципы ведения бизнеса будут прозрачны для всех членов общества, что будет способствовать установлению доверительных отношений между предпринимателями и потребителями.

 

Библиографический список

1. Никколо Макиавелли. Афоризмы.  Изд.: Аргумент Принт, 2012. – 212 с.

2. Гражданский кодекс РФ Ч. 1 ст. 2  от 30.11.1994 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 6.10.2016).

3. Горбаток З.В. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 185 с.

4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития.  М.: Прогресс, 1982.  171 с.

5. Бордунова С.А., Ефимова Е.Г., Заславская М.Д., Потапова И.С.. Экономическая теория: учебное пособие. Ч.1: Микроэкономика / под ред. Е.Г. Ефимовой. 4-е изд., стереотипное. – М.: МГИУ, 2008. – 128-129 с.

6. Питер Наварро. Грядущие войны Китая. Поле битвы и цена победы. Перевод с английского и научная редакция А.В. Козуляева.  Изд.: Вершина. Москва, Санкт-Петербург, 2007.  49 с.

 

 

BUSINESSMAN CODE AS AN EFFECTIVE TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF BUSINESSMAN SERVICES

 

A.A. Ivanova, student

Supervisor: T.N. Celiuh, senior lecturer

Omsk state transport university

(Russia, Omsk)

Abstract. The article describes the necessity of creation Businessman Code. There discusses the concept and essence of business activity. There was viewed the conception of  business qualities, which every employer must have. As well there was analyzed the activities of modern employers, and were provide examples of impunity from state and society. Also there was developed a project and the recommendations for creation this Code. Was determined responsibility for his nonobservance.

Keywords: business activity, businessman, business qualities, «industrial piracy», ethical norms.