Сорокина Н.В. К вопросу об управлении качеством подготовки курсантов ВУЗов МВД России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 115-118.

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

 

Н.В. Сорокина, канд. пед. наук

Нижегородская академия МВД России

(Россия, г. Нижний Новгород)

 

Аннотация: в статье представлены результаты исследования проблемы обеспечения качества подготовки курсантов вузов МВД России, обусловленной возрастанием требований государства и общества к качеству профессиональной подготовки и уровню общей и профессиональной культуры будущих сотрудников органов внутренних дел, определены основные понятия (качество, качество профессионального образования, управление качеством профессионального образования) и структура системы управления качеством подготовки курсантов вузов МВД России.

Ключевые слова: качество, качество профессионального образования, управление качеством профессионального образования.

 

 

Деятельность сотрудников органов внутренних дел лежит в плоскости особо значимых социальных отношений, так как призвана обеспечивать защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, осуществлять деятельность по  противодействию преступности, охраны общественного порядка, общественной безопасности [1], что определяет повышенные требования к уровню качества подготовки курсантов в системе вузов МВД России.

Эффективность деятельности по обеспечению качества профессионального обучения во многом будет зависеть от корректного его определения, конкретизированная интерпретация которого не нашла места в современной научно-педагогической литературе.

Качество является сложной системной категорией используемой различными  отраслями науки – философией, экономикой, педагогикой и др. – наполняя её, в своих целях, различным содержанием.

Как отмечалось нами в диссертационном исследовании, качество неоднозначно трактуется учеными. Анализ интерпретаций понятия «качество» зарубежных и отечественных ученых позволяет выделить различные аспекты качества:

 система оценок (У.Э. Деминг, Ф. Кросби, Международный стандарт ИСО 9000-2000);

совокупность свойств объекта (Г. Азгальдов, А. Гличев, Т. Салимова, В.А. Федоров, Международный стандарт ИСО 8402-94, С.Е. Шишов, В.А. Кальней);

 соотношение целей и результата (Э.Н. Гусинский В.И. Журавлев);

 соответствие требованиям потребителей (А.П. Федоров, М.М. Поташник Е.А. Ямбург, В.П. Панасюк).

Весьма интересен подход к качеству японского инженера Г. Тагути [2], который связывает качество с потерями ощущаемыми обществом при использовании продукции и тем выше качество, чем потери меньше. Данный подход в сфере услуг не является популярным, так как Г. Тагути, данным образом, определяет качество продукции, а не услуги, хотя было бы интересно определить потери связанные с качеством образовательных услуг. Тогда следовало бы выделить потери, связанные с организацией и осуществлением образовательного процесса, a также потери потребителей образовательной услуги.

Сложность применения данного подхода к сфере образовательных  услуг связана, во-первых, с субъективностью, неустойчивостью и сложностью гарантии качества, во-вторых, с множеством субъективных факторов обеспечения качества – уровень подготовленности абитуриентов, уровень вовлеченности курсантов, преподавателей и сотрудников вузов МВД в процесс производства образовательной услуги, в-третьих: с отложенностью проявления результата образовательной услуги во времени.

Необходимо также отметить, что у образовательной услуги, осуществляемой в системе вузов МВД России многосубъектный потребитель: государство (Министерство внутренних дел, Министерство образования), общество, работодатель в лице органов внутренних дел, a также сами курсанты. Каждый из потребителей отличается своими представлениями о качестве профессионального образования.

Для государства и общества качество профессионального образования будущих сотрудников органов внутренних дел является стратегически важной задачей, так как уровень профессиональной компетенции и правовой культуры, сформированный в процессе обучения курсантов вузов МВД, обуславливает обеспечение общественной, государственной и личной безопасности.

Для будущего специалиста качество образования представляется через предоставляющиеся условия для его личностного и профессионального роста.

Для работодателя критерием качества подготовки выступает готовность и способного выполнять требуемые функции на заданном уровне, a также сокращение процесса адаптации сотрудника к службе.

Таким образом, качество профессионального образования, в частности образования в вузах МВД России, представляет собой сложную многоаспектную общность компонентов профессионального образования (условия, процесс, результат), характеризующуюся системой параметров, определяющих его результативность в контексте личностного и профессионального развития будущих специалистов, их готовность к осуществлению общекультурной и профессиональной деятельности.

Управление качеством образования курсантов является непрерывной системой взаимообусловленных процессов прогнозирования, исследования, оценки и корректировки качества условий, процесса и результатов образования с целью его обеспечения  и совершенствования.

В контексте исследования проблемы управления качеством профессионального обучения курсантов вузов МВД России нами на основе интегративного, системного, комплексного подходов разработана модель, в которой определены элементы и связи между отдельными компонентами модели управления качеством профессионального обучения курсантов (см. рисунок).

 

Рис. Модель управления качеством профессионального образования курсантов вузов МВД России

 

 

Разработка и внедрение данной модели управления качеством будет способствовать непрерывному совершенствованию качества подготовки профессионального обучения курсантов в вузах МВД России, если:

 система управления качеством профессиональной подготовки курсантов будет рассмотрена как административная и педагогическая система, имеющая многокомпонентную структуру;

 разработать и реализовать организационно-педагогические условия внедрения и реализации модели управления качеством подготовки курсантов;

 разработать критериальный аппарат, характеризующий качество условий, процесса и результатов подготовки курсантов;

 разработать методику управления качеством подготовки курсантов, обеспечивающую реализацию процессов мониторинга, корректировочной деятельности, позволяющую достичь запланированного уровня качества профессионального образования курсантов в вузах МВД России.

Уточнение и углубление, представленных в статье результатов исследования, позволит создать обоснованную систему управления качеством профессионального образования курсантов в вузах МВД России, нацеленную на непрерывное совершенствование качества подготовки курсантов в интересах государства, общества и личности.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

2. Кульмин А.М. Методы Тагути // Методы менеджмента качества. – 2007. – №5. – С. 95.

 

 

ON THE QUALITY MANAGEMENT TRAINING UNIVERSITY STUDENTS

MIA RUSSIA

 

N.V. Sorokin, candidate of pedagogical sciences

Nizhny Novgorod academy of Russian ministry of internal affairs

(Russia, Nizhny Novgorod)

 

Abstract: The article presents the results of the study the problem of ensuring the quality of training of students of high schools the Russian Interior Ministry, due to the increase in state requirements and the company for the quality of training and the level of general and professional culture of the future police officers, the basic concepts (quality, the quality of professional education, quality management vocational education) and the structure of quality management system for training cadets of high schools the Russian Interior Ministry.

Keywords: quality, quality of professional education, quality management of vocational training.