Аршанская О. В. К вопросу об изучении психологической природы экстремизма / О. В. Аршанская. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 115-119.

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЭКСТРЕМИЗМА

 

О.В. Аршанская, канд. психол. наук, доцент

Сахалинский государственный университет»

(Россия, г. Южно-Сахалинск)

 

Аннотация. В современном мире существует множество угроз, наиболее опасной из которых является экстремизм. Феномен экстремизма исследуется во всех областях гуманитарного знания. В статье дана качественная характеристика мыслительных, ценностных и мотивационных компонентов личности, склонной к экстремизму. Психологический анализ личностных особенностей экстремиста может стать основой для составления психологического портрета экстремиста.

Ключевые слова: экстремизм, подходы к исследованию экстремизма, личностные особенности экстремиста, психологические факторы, детерминирующие экстремистское поведение.

 

 

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. В научной литературе нет единого подхода к сути понятия экстремизм. С позиций психологической науки термин «экстремизм» обозначает приверженность крайним взглядам и радикальным мерам. Такое определение не даёт возможности проникнуть в суть проблемы и понять причины его возникновения.

Наибольшее число работ, посвященных экстремизму, принадлежит философам, социологам, юристам, политологам (Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, Л.В. Баева, В.А. Бурковская, Ю.А. Зубок, В.И. Красиков, Р.Э. Оганян, В.И. Чупров и др.).

В большинстве политологических работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, определение сути понятия экстремизм происходит через другое понятие – насилие. В.П. Пугачев определяет насилие как «преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (или других живых существ), или нанесения ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле [1]. Насилие, соответственно, может быть физическим, экономическим, психологическим и т.д. Политическое, насилие, таким образом, такое насилие, которое используется в политических целях различными субъектами политики. Являясь неотъемлемой стороной всей истории человеческого общества, насилие, вернее правомерность его применения в различных ситуациях, имеет неоднозначную оценку различных представителей политической и общественной мысли, включая и самые крайние. Следовательно, и классификация того или иного действия как экстремистского или неэкстремистского у различных мыслителей зависит от того, насколько широко они определяют себе рамки допустимости использования насилия для решения тех или иных проблем в политике (экономике, взаимоотношениях с другими людьми и т.д.) [2].

В западной политической мысли довольно популярна так называемая школа «политических реалистов», наиболее яркими представителями, которой являются К. Томпсон, Г. Моргентау, Е. Дюринг, Д. Хугстрат и др. Рассматривая политическую борьбу в качестве основной политической силы общественного развития, «исторической эволюции общества», насилию в ходе самой борьбы отводится решающая роль. По мнению Е. Дюринга, оно является также решающим фактором исторического процесса. Отвечая на вопрос о причинах социальных конфликтов, войн и революций, Г. Моргентау говорит следующее: «…всему виною основополагающий факт, составляющий квинтэссенцию общественной реальности во все исторические эпохи и заключающийся в неустранимой и незатихающей ни на минуту борьбе людей за власть». Основными положениями данного направления являются «непрерывная борьба за власть», «пребывание общества в постоянном состоянии войны» [3].

Как в зарубежной, так и в отечественной науке проблеме экстремизма уделяется достаточно много внимания. Причем между отечественными и зарубежными учеными заметна большая разница в подходах к исследованию данной проблемы. Среди западных ученых наиболее популярна следующая трактовка: главным признаком экстремизма является отрицание демократии и парламентаризма (А. Грегор). Для отечественной политологической науки более всего характерна тенденция определения экстремизма через конкретные действия, связанные с применением насилия либо пропагандой [4].

Исходя их этого, можно говорить, что экстремизм есть проявление активности, деятельность, выходящая за рамки дозволенного и связанная с применением насилия или пропагандой его. Естественно, такое сложное и неоднозначное явление можно классифицировать по нескольким направлениям. В первую очередь, по масштабу проявления, то есть субъектами экстремизма выступают как физические лица, так и группы [5].

В психологической науке, как и в других гуманитарных областях знаний, накоплен значительный пласт научных работ, способствующих определению и описанию экстремизма как социально-психологического феномена. Среди отдельных психологических исследований, отражающих проблематику экстремизма, стоит выделить работы Л.Н. Аксеновской, С.Н. Ениколопова и Н.В. Мешковой, Е.Н. Юрасовой, Н.В. Дворянчикова, О.А. Корниловой. Весомый вклад в понимание психологической природы экстремизма вносят исследования, направленные на объяснение причин человеческой склонности к нарушению социальных норм (Ю.А. Клейберг, Р. Лифтон, М.М. Решетников, А.В. Сырцев, Э. Фромм и др.), раскрывающие суть человеческой агрессии (Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

Однако, в современной глобализованной политической жизни феномен экстремизма уже не ограничивается пределами кризисного состояния, он глубоко проникает и укореняется не только в нормативных структурах и механизмах естественно-исторического развития общества, но и в сознании людей, в частности молодежи [6].

Сегодня можно говорить о достаточно широком распространении экстремистских установок в сознании людей. Как правило, экстремизм проявляется в отрицании существующих политических и правовых норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремлении к подрыву политической стабильности, низвержению существующей власти и действующих порядков.

Среди общих специфических черт личности, склонной к экстремизму, необходимо выделить экстремистские установки, экстремистскую убежденность, экстремистский способ мышления. Перечисленные черты необходимо рассматривать в качестве предпосылок формирования не только положительных оценок экстремистской и террористической деятельности, но и фундамент для реализации экстремистских действий в перспективе.

С позиций психологии, экстремизм – это социально-психологический феномен, характеризующийся отражением в бессознательной сфере человеческого разума. Экстремизм связан с действиями или идеологическими (например, религиозными) представлениями индивидов, выходящих за пределы принятых в обществе правовых и этических норм. Экстремизмом можно назвать всякую крайность, лишенную нравственного начала, крайность на уровне безнравственности. Экстремизм имеет глубокие эмоциональные корни, сильно влияющие на поведение и мотивационно-потребностные особенности личности. Экстремистские установки личности часто перерастают в акты массового насилия. В свою очередь, практическая реализация своих убеждений, соответствие поведения человека его убеждениям в данном контексте называется экстремистской направленностью личности. Убежденность экстремиста складывается на почве мистического откровения или интуиции, заменяющей рациональное познание реальности и логическое рассуждение, то есть на почве различного рода отклонений от нормальной логики рассуждения и познания реальности. В экстремистской идеологии есть своя специфическая логика. Эта логика исходит из предвзятой, ложной идеи, а не из фактов действительности. Факты она воспринимает, но лишь избирательно, и только те, что согласуются с ее ценностными посылками, и интерпретирует эти факты не как доказательство, а как проявление, следствие ценностных посылок.

Для экстремистского способа мышления характерно нарушение основных законов формальной логики, противоположность нормальной логике научного мышления, демонстративная «анормальность». На основе этой экстремистской логики мир воспринимается через призму примитивного бинарного, черно-белого разделения на хорошее и плохое, истину и ложь. Действительность относится большей частью ко лжи, а экстремистская идея – к истине. Мерой истины является не соответствие идеи действительности, а соответствие действительности экстремистской идее. Эта логика упрощает видение мира, она не способна отразить сложность и противоречивость действительности. Для экстремистского способа мышления не характерны гибкость, широта, глубина мировоззренческого познания. Он реализует свои идеалы без учета исторической реальной ситуации и часто даже вопреки ей. Все, что не согласуется с экстремистскими убеждениями, объявляется без разбора ложью.

Экстремизм следует рассматривать как экстремальное явление в том смысле, что в таких явлениях существенной характеристикой является реальная угроза потери жизни или идентичности (личностной, культурной, цивилизационной – в зависимости от того, кто выступает субъектом в экстремальном явлении).

 Экстремизм характеризуется абсолютизмом, отрицанием допустимости иной точки зрения, бескомпромиссностью. При этом апеллирование происходит не столько к разумным доводам или здравому смыслу, сколько к чувствам, эмоциям, убеждениям, верованиям.

«Внутренний» или субъективный план того, что со стороны представляется и именуется как экстремизм, можно охарактеризовать как героизацию и мессианство. Экстремист, исходя из некоторых представлений о мире и обществе, убежден в необходимости воплощения своих представлений в реальной жизни. Поскольку, с его точки зрения, этого больше некому сделать, кроме него самого, то он воспринимает свои намерения как некоторую миссию, которую он должен осуществить во что бы то ни стало.

 Экстремизму свойственны особые формы мышления: стремление всегда и обо всем судить «принципиально» ведет к совершенно отвлеченным суждениям и заключениям, не предполагающим учета сложности действительности и тем самым освобождающим от трудностей надлежащей оценки реального положения дел.

Экстремистское поведение не определяется только особенностями личности. Прежде всего необходимо выявить, какие именно социально психологические факторы и особенности личности приводят к формированию отношения к экстремизму в старшем школьном возрасте.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения среди молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус. Кроме этого, необходимо выделить развитие компьютерных технологий, а также новые средства и способы коммуникации (форумы, чаты, блоги и прочие стали достоянием широких слоев интернет-аудитории), упрощение доступа к информационным ресурсам, которые оказали заметное влияние на масштабы распространения молодежного экстремизма [7].

В итоге члены экстремистских движений и групп получили возможность распространять свою идеологию, убеждения в интернет-ресурсах, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Такие ресурсы воздействия на молодежное сознание сравнимы с потенциалом традиционных СМИ, только не контролируемых государством и обществом. Под видом «обмена мнениями» в Интернете экстремисты могут вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих», используя в своих целях несформировавшееся молодежное сознание. Весьма противоречивую роль играют и средства массовых коммуникаций (СМК). С одной стороны, они расширяют информационное пространство для молодежи, а с другой – их влияние в глобализирующемся информационном обществе не всегда имеет общественно значимую направленность.

Нередко вследствие влияния СМК в системе ценностных предпочтений молодого человека формируются ложные установки и антиценности. Приходится констатировать, что в современной ситуации российская молодежь оказывается уязвимой перед массированным воздействием экстремистского характера. Не всегда позитивную роль играет неформальная среда общения, где происходит активная социализация молодых людей. Все чаще неформальные объединения способствуют проникновению в сознание молодежи, особенно подростков, экстремистских взглядов, используя для этого интернет-ресурсы, провоцируя спонтанные экстремистские действия [8].

Данная проблема остается наименее изученной в современной психологической науке. Несмотря на появление в последние годы ряда публикаций, содержащих некоторые аспекты ее исследования, пока отсутствует целостный подход к изучению психологических особенностей экстремизма в контексте социокоммуникативных трансформаций общества.

 

Библиографический список

  1.      Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 4-е изд., перераб. и доп. М.: 2005. 477 с.
  2.      Арчаков М.К. Психологические особенности политического экстремизма // Власть. 2010. № 12. С. 71-74.
  3.      Кочои С. М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 175 с.
  4.      Бурковская В.А. К вопросу о методологии изучения факторов молодёжного экстремизма // Проблемы противодействия молодежному экстремизму. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 117-122.
  5.      Бокарев С.Н. Экстремизм как социальное явление. Академия управления МВД России. Тверь: «Триада», 2006. 60 с.
  6.      Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. М.: Институт психологии РАН, 2007. 136 с.
  7.      Сериков А.В.  Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов: дис. канд. социол.  наук. В. Ростов н/Д, 2005. 159 с.
  8.      Фетискин Н.П. Психология молодежного экстремизма в российской ментальности: учебно-методическое пособие. 2007. 36 с.

THE QUESTION OF STUDYING EXTREMISM PHYCOLOGICAL NATURE

 

O.V. Arshanskaya, candidate of psychological sciences, associate professor

Sakhalin state university

(Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)

 

Abstract. Nowadays there is a great number of potential threat, but the most serious is extremism. The phenomenon of extremism is being researched in all fields of humanities Knowledge. Quality characteristics of mental, value-based and conative components of the personality, of extremist type is described in this article. Psychological analysis of extremist human personality can be used as a basis for the extremist profiling.

Keywords: extremism, extremism research approaches, extremist personal quality, psychological factors, determine extremist behavior.