Малышева Т. А. К вопросу о финансово-правовой сущности гуманитарной помощи / Т. А. Малышева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 281-284.

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ ГУМАНИТАРНОЙ

ПОМОЩИ

 

Т.А. Малышева, канд. юр. наук, доцент

Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

(Россия, г. Саратов)

 

Аннотация. В статье отражена особенность категории «гуманитарная помощь» с учетом ее финансово-правовых характеристик. Автором приводится сопоставление гуманитарной помощи с финансово-правовой категорией «бюджет». В качестве дохода бюджета гуманитарная помощь представляется в случае ее передачи иностранными донорами государственным и муниципальным учреждениям и организациям. Гуманитарная помощь представляется в виде расхода при анализе бюджетной классификации Российской Федерации.

Ключевые слова: гуманитарная помощь, бюджет, гуманитарное содействие, доходы бюджета, расходы бюджета.

 

 

В настоящее время деятельность по оказанию гуманитарной помощи является достаточно востребованной в мире. Данное обстоятельство объясняется ежегодным увеличением чрезвычайных ситуаций, возникших в связи с природными, техногенными бедствиями, военными действиями. В условиях подобного рода первостепенной задачей является облегчение страданий пострадавших за счет помощи, которая традиционно именуется гуманитарной.

Несмотря на свое частое использование понятие «гуманитарная помощь» не обладает четко определенным значением, не отражает всю полноту содержания, хотя принципы, на которых строится гуманитарное содействие, не противоречат международному праву и представляются юридическими.

Изучая юридическое наполнение категории «гуманитарная помощь», отмечается, что она обладает определенными финансово-правовыми характеристиками, поскольку к ней применимы стоимостные параметры, она отражается в бюджете государства.

В этой связи особый интерес вызывает изучение природы гуманитарной помощи с ракурса ее финансово-правовой сущности.

Гуманитарная помощь обладает финансово-правовой характеристикой, что наделяет ее особой денежной спецификой и подразумевает существование экономических отношений, в которых одним из участников является государство, использующее финансовые механизмы для выполнения своих социальных задач.

Применительно к гуманитарному содействию социальные задачи государства связаны с оказанием медицинской и социальной помощи отдельным категориям лиц, а также ликвидацией последствий различных чрезвычайных происшествий. Их достижение реализуется путем образования, распределения и использования публичных денежных фондов.

Видится возможным соотнести гуманитарную помощь, подразумевая опосредованное движение финансовых ресурсов одновременно с самим актом содействия, с финансово-правовой категорией «бюджет».

Сложились позиции в науке финансового права, которые определяют природу бюджета. Так, при рассмотрении бюджета в материальном аспекте, следует представлять его в виде централизованного денежного фонда. Как правовую категорию бюджет следует рассматривать как юридически выраженный акт в форме закона, отражающий основной финансовый план государства с раскрывающимися в нем процессами образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования. Как экономическая категория бюджет представляется совокупностью экономических (денежных) отношений.

Понятие «бюджет» содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, рассматриваемое как форма образования и расходования денежных средств с четким предназначением финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Управление бюджетными средствами реализуется в рамках бюджетирования, т.е. процесса, подразумевающего распределение «бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов» [1]. При этом содержание бюджета раскрывается при рассмотрении состава доходов и расходов на установленный законодательно период.

Согласно ст. 6 БК РФ под расходами бюджета законодатель подразумевает денежные средства, которые выплачиваются из бюджета, за исключением средств-источников финансирования дефицита бюджета. Доходы рассматриваются в виде денежных средств, поступающих в бюджет, за исключением средств-источников финансирования дефицита бюджета. Данные определения предопределяют исключительную денежную природу доходов и расходов бюджета. При этом доходы бюджета наделены характеристиками безвозмездности и безвозвратности поступлений[2].

Можно выделить следующие особенности бюджета:

относится к собственности государства (муниципального образования) в виде централизованного фонда денежных средств;

предопределяются такие процессы как образование, распределение и использование денежных средств, хранение которых осуществляется в фондах специального назначения, в конкретном временном периоде;

направлен на удовлетворение интересов, потребностей общества, а также на обеспечение его социально-экономического развития;

его состав четко регламентирован;

выделение бюджетных ресурсов подразумевает достижение определенных целей, в том числе и при оказании гуманитарной помощи, и характеризуется результативностью бюджетирования.

С позиции доходов и расходов бюджета видится возможным рассмотреть гуманитарную помощь.

Так, поступающие в бюджетную систему РФ налоговые и неналоговые платежи формируют доходную часть бюджета и могут быть потенциально распределены, в том числе и на цели гуманитарной помощи, поскольку бюджетные ассигнования могут выделяться органам исполнительной власти федерального и регионального уровней для финансового обеспечения мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в частности из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

С другой стороны, в качестве дохода бюджета гуманитарная помощь может быть представлена в случае ее передачи иностранными донорами государственным и муниципальным учреждениям и организациям, например таким как Красный Крест [2], а также органам исполнительной власти федерального и регионального уровней для обеспечения финансового покрытия их нужд. Рассматривая данную ситуацию действия государства сопряжены с экономией средств бюджета, предназначенных для выделения на цели нуждающихся в помощи, удовлетворенные сторонними донорами. С данного ракурса гуманитарная помощь может быть отожествима с сэкономленными государственными расходами. Гуманитарная помощь рассматривается в качестве дохода бюджетной системы в зарубежных странах. В частности, Бюджетный кодекс Республики Узбекистан включает положения о гуманитарной помощи в раздел IV «Доходы бюджетов бюджетной системы».

Следует иметь в виду, что согласно бюджетной классификации гуманитарная помощь включается в расходную часть федерального бюджета [3]. Так, расходы на оказание гуманитарной помощи другим государствам отражаются в расходах федерального бюджета относятся к Государственной программе Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», подпрограмме «Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации», Основному мероприятию «Оказание гуманитарной помощи иностранным государствам и эвакуация российских граждан» [4].

Финансово-правовая сущность гуманитарной помощи может быть отображена с позиции доходов и расходов бюджета. Понятие гуманитарной помощи в финансово-правовом аспекте выражает позитивную тенденцию экономичности, эффективности расходования бюджетных средств, что доказывает необходимость стимулирования притоков данной помощи.

 

Библиографический список

1. Покачалова Е.В. Бюджетная реформа и государственные заимствования: взаимосвязь целей и основы правового обеспечения // Вестник ЮУрГУ. 2005. №8. С. 176.

2. Малышева Т.А. Перемещение гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза и особенности его финансово-правового регулирования: монография / под ред. докт. юрид. наук, проф. О.Ю. Бакаевой. М.,2015. С. 23-24.

3. Малышева Т.А Возникновение общества Красного Креста как первый историко-правовой этап в становлении централизованного оказания гуманитарной помощи // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011.  4 (80). С. 200.

4. Федеральный закон от 05.12.2017 №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. Дата публикации: 06.12.2017 г.

5. Приказ Минфина России от  1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2018г.) // Финансовая газета. 2013. 5 сент. Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

 

 

ON THE QUESTION OF THE FINANCIAL AND LEGAL ESSENCE

OF HUMANITARIAN ASSISTANCE

 

T.A. Malysheva, candidate of legal sciences, associate professor

Saratov social and economic institute (branch) of the Russian economic university. G.V. Plekhanova

(Russia, Saratov)

 

Abstract. The article reflects the peculiarity of the category «humanitarian aid», taking into account its financial and legal characteristics. The author compares humanitarian aid with the financial and legal category «budget». As income of the budget, humanitarian assistance is provided if it is transferred by foreign donors to state and municipal institutions and organizations. Humanitarian aid is presented in the form of expenditure in the analysis of the budget classification of the Russian Federation.

Keywords: humanitarian aid, budget, humanitarian assistance, budget revenues, budget expenditures.