Сыпко К.С. К вопросу формирования экологической культуры школьников / К.С. Сыпко, Е.В. Сыпко // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 103-109.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛЬНИКОВ

 

Е.В. Сыпко, канд. пед. наук, доцент

К.С. Сыпко, ассистент кафедры

Невинномысский технологический институт филиал Северо-Кавказского федерального университета

(Россия, г. Невинномысск)

 

Аннотация. Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой, обусловит его ценностные ориентации.

Организация процесса нравственного воспитания детей будет эффективной, если: использовать различные виды, методы и формы воспитательной работы в условиях школы; различные формы воспитательной работы в области нравственного воспитания будут отражать потребности ребенка и соответствовать реализуемым целям воспитания; содержание нравственного воспитания будет представлено системой основных ценностных отношений детей (к предметному миру, природе, обществу, другим людям, к себе, труду).

Ключевые слова: нравственное воспитание, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое поведение, экологическое воспитание

 

 

Глубокие социальноэкономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями: во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В теоретико-педагогической плоскости проблему исследования можно обозначить в виде противоречий между: необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания и ослаблением воспитывающей функции социально-культурных институтов; значительным нравственным потенциалом отечественных историко-культурных традиций, сформировавшихся в недрах мировых культур и их педагогической невостребованностью в современной воспитательной практике; потребностью значительной части молодых людей в нравственных приоритетах и духовно ненасыщенном характере социально-культурной среды обитания.

Цель нашего исследования: исследовать нравственное развитие личности школьников средствами экологического воспитания и провести экспериментальную работу по использованию эффективных способов, методов и форм воспитательной работы в целях нравственного формирования личности школьников в общеобразовательных учреждениях.

В работе мы использовали следующие методы исследования: теоретические: анализ состояния проблемы, а также психологической, педагогической, методической литературы и результатов научных исследований; экспериментальные: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент; методы качественного и количественного анализа результатов исследования [1].

Методологическую основу исследования составили социальный, педагогический и психологический аспекты психологии и социальной педагогики; реалистический и всесторонний подход к анализу теории и методики развития педагогической мысли в области изучения духовного воспитания, аксиологический подход к проблеме исследования; принципы научной объективности и системности.

Поиск новых, эффективных методов непрерывного экологического образования, использование доступных возрасту природоохранных мероприятий и многое другое требование сегодняшнего дня.

Направление «Экология» включает в себя несколько объединений, одним из которых является «Мастерская экологов».

Воспитательная программа по данному объединению разрабатывается на один год и курируется педагогами. Чаще всего используются беседы на классных часах, экскурсии, прогулки, викторины, конкурсы, линейки-театрализации, кроме того, дети выпускают свою стен газету «Веселая семейка», где отражаются не только экологические проблемы, но и вся школьная жизнь. Также ребята участвуют в субботниках, занимаются озеленением школьного двора и самой школы, следят за растениями.

Во время конкурсов и викторин ребята проявляют себя с активной стороны, чем еще больше углубляют знания и умения. Все эти знания, полученные в течение всего воспитательного процесса, несомненно, накладывают отпечаток на сознание детей и их будущую деятельность.

У школьников вырабатываются нравственные качества, видение правильной жизненной позиции и стремление ее придерживаться. И на основе уже заложенного фундамента определенных знаний и моральных устоев, педагогам в старших классах будет легче продолжать формирование духовно-нравственной позиции у школьников и прививать им духовные качества. Поэтому очень важно заложить начало всех основных качеств человека именно в раннем возрасте, что бы ребёнок имел о них представление, и, самое главное понимал, для чего это ему нужно. Ведь если этого он не поймет, воспитание будет не эффективным. Поэтому перед педагогами школы, стоят такие, задачи, как утвердить в учениках стремление к истине, правде, добру, красоте; сформировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию, гуманистического отношения к окружающему миру, привлечения к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовных нравственных ценностей. Проводя беседы с некоторыми школьниками, нам стало понятно, что реализация данных задач дают положительные результаты. Ребята знают, что такое долг, честь, сострадание, совесть, ответственность, дисциплина и др. [2].

Из всего вышеизложенного мы поняли, что в процессе духовного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие духовных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, состраданья, сопереживания, чувств любви и заботы об окружающем мире, людях и т.д.) и нравственного поведения. А также, что специально организованная педагогами ценностно-ориентированная деятельность стимулирует нравственное развитие детей, включая их в ситуации нравственного выбора и тем самым расширяя и обогащая их нравственный опыт.

При проектировании ценностно-ориентированной деятельности необходимо:

1. Сформулировать цели (задачи) ценностно-ориентированной деятельности:

 какие нравственные знания должны приобрести дети в ходе взаимодействия;

 какие духовные чувства пробудить (развить, закрепить);

 какие нравственные отношения должны возникнуть в ходе взаимодействия детей и педагога, между детьми;

 к каким нравственным поступкам можно побудить детей в ходе этого взаимодействия.

2. Выбрать содержание взаимодействия, деятельности детей, в ходе которых будут достигнуты поставленные педагогические цели. Так как системообразующим элементом содержания ценностно-ориентированной деятельности является ситуация нравственного выбора, отобранные нами ситуации должны соответствовать уровню актуального развития детей, их жизненному опыту, их потребности решить нравственную проблему, а с другой стороны — расширять их жизненный опыт, развивать их потребности, поднимая их на более высокий нравственный уровень.

3. Выбрать форму ценностно-ориентированной деятельности (форму взаимодействия, в ходе которого будет успешно осуществлен детьми поиск решения нравственной проблемы и будут достигнуты педагогические цели) [3].

Таким образом, из сказанного выше становится очевидным, что нравственное воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. При включении школьников в такие виды деятельности как: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общении с другими людьми и др., у школьников развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные духовные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать духовные отношения.

В ходе экспериментальной работы были выбраны три исследовательские группы в двух разных школах МБОУ Лицее № 6 и МБОУ СОШ № 16 города Невинномысска. В первую исследовательскую группу входят учащиеся пятых классов, во вторую учащиеся шестых классов, в третью учащиеся седьмых классов. Каждая группа состоит из двух классов, где один класс из МБОУ Лицея № 6, а другой из МБОУ СОШ № 16.

В первой исследовательской группе был проведен классный вечер на тему «Мы несем ответственность за тех, кого приручили» и коллективное творческое дело с элементами викторины «Мир вокруг нас (цветы в легендах и приданиях) [4].

Целью классного вечера было воспитание любви и доброго отношения к домашним животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность. За две недели до вечера были выбраны ведущие, подготовлена эмблема, девиз и музыкальное оформление вечера (песни о животных); ребятам было дано задание подготовить рассказы о животных, живущих в их доме, принести фотографии или рисунки их питомцев. Ученикам, у которых нет дома животных, можно подобрать интересную информацию о них из книг, журналов, газет и выступить с ней.

Вечер проводился в классе. Была оформлена выставка фотографий, книг, рисунков и сочинений о домашних животных.

Из полученных результатов видно, что большинство ребят придерживаются правильной духовно-нравственной позицией. Сравнивая результаты, мы пришли к выводу, что учащиеся 5 класса МБОУ Лицея № 6 имеют более правильную нравственную позицию, чем учащиеся 5 класса МБОУ СОШ №16.

Далее среди учащихся 6 классов Лицея №6 и МБОУ СОШ №16 был проведен театрализованный вечер «Путешествие в Зеленую аптеку», в ходе которого ребята знакомятся с некоторыми лекарственными растениями, с правилами сбора и хранения растений и учатся находить и разумно использовать дары природы на благо людей.

Анализ ответов и высказываний во второй исследовательской группе, состоящей из учащихся 6 классов МБОУ Лицея № 6 и МБОУ СОШ №16, показал, что испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения не соответствующие духовно-нравственной норме, что говорит о не высоком уровне нравственного опыта.

Проведенное исследование стало толчком к проведению классного часа на тему «Стань другом природы», целью которого было помочь детям осознать свое отношение к природе, понять, почему надо к ней бережно относиться и в чем это может выражаться; дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. На классном часу обсуждаются такие вопросы, как «Что мы называем природой?», «Живая природа» что означают эти слова? Что мы относим к неживой природе?», Все в природе взаимосвязано», а также составляются правила поведения в природе.

В третьей исследовательской группе, в которую входят учащиеся 7 классов МБОУ Лицея №6 и МБОУ СОШ №16 также были проведены мероприятия, включающие в себя классные часы «Служенье муз не терпит суеты» в форме литературно-музыкальной композиции, «Зоологический балет» и «Экологическая этика». Задачами данных мероприятий было способствование формированию уважительного отношения к природе, развитие наблюдательности, воспитание уважительного, неравнодушного отношения к сохранению и приумножению богатства своей страны, а также помочь учащимся оценить вклад прошлых поколений в сохранение природы родного края средствами художественного творчества.

После организации данных мероприятий, было проведено анкетирование в третьей исследовательской группе.

Информация, полученная нами при анализе оценочных отношений и суждений ответов на вопросы представленной анкеты, позволяет сделать выводы о нравственных установках и ориентациях, которые в целом соответствуют норме. Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. Но все же, представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатству, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Анализируя полученные данные анкет можно подвести итоги, что из 48 опрошенных учеников седьмых классов:

1) 46% опрашиваемых ребят читает книги о природе, 54% — не читает.

2) 77% детей занимались деятельностью, связанной с охранной природы, 23% – не принимали участие в делах по охране природы.

3) 60% испытуемых оказывали помощь животным и растениям, 40% не принимали участие в оказании какой-либо помощи животным и растениям.

В результате проведенного исследования среди учащихся 5, 6, 7 классов в МБОУ Лицей № 6 (78 человек) и МБОУ СОШ №16 (77 человек), мы получили следующие данные: 45% учащихся в МБОУ Лицей №6 и 18% учащихся в МОУ СОШ №16 имеют высокий уровень сформированности экологической ответственности; 36% учащихся в МОУ Лицей №6 и 49% учащихся в МОУ СОШ №16 имеют средний уровень сформированности экологической ответственности; 19% учащихся в МОУ Лицей №6 и 33% учащихся в МОУ СОШ №16 имеют низкий уровень сформированности экологической ответственности.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания у школьников в МБОУ Лицей №6 имеют более высокий уровень, чем учащиеся в МБОУ СОШ №16. Все проявления нравственных знаний у большинства учащихся МБОУ Лицей № 6 характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

Нравственные знания у школьников МБОУ СОШ № 16 находятся на уровне представлений, и по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся МБОУ Лицей № 6. В ситуации морального выбора, многие испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Экологическая ответственность у школьников проявляется в единстве познавательной и практической деятельности по сохранению и оздоровлению окружающей среды, поэтому экологическая деятельность направлена не на потребление, а на созидание и достаточно многообразна: подготовка сообщения или тематического обзора по указанной проблеме. После проведенных мероприятий во всех исследовательских группах, мы определили показатели активности подростков в экологической деятельности, т.е. уровни сформированности экологической ответственности.

Итак, к желаемому уровню сформированности экологической ответственности нами отнесены учащиеся с высоким уровнем сформированности экологических знаний, позитивным эмоционально-ценностным отношением к природе, деятельности человека по отношению к природе, с высоким уровнем активности в экологической деятельности; к допустимому учащиеся со средним уровнем сформированности экологических знаний, позитивным эмоционально-ценностным отношением к природе, деятельности человека по отношению к природе, средним уровнем активности в экологической деятельности; к низкому — подростки с низким уровнем сформированности экологических знаний, позитивным, но слабо выраженными эмоционально-ценностными отношениями к природе, низким уровнем активности в экологической деятельности, а к очень низкому уровню — учащиеся с низким уровнем сформированности экологических знаний, негативным эмоционально-ценностным отношением к природе деятельности человека по отношению к природе, низким уровнем активности в экологической деятельности.

Определение активности школьников в экологической деятельности в соответствии с уровнем духовно-нравственной сформированности проводилось по следующим направлениям: организация взаимной деятельности учащихся во время организации классных и театрализованных вечеров, викторин; анализ и оценка процесса выполнения и результатов данных мероприятий с нравственной точки зрения.

Подведем некоторые итоги проведенного анализа: из 78 учащихся МБОУ Лицей № 6: 58% испытуемых постоянно участвуют в объединениях, связанных с экологической деятельностью, 33% – не всегда участвуют, 10% – не участвуют вообще; 46% учащихся постоянно выполняют поручения по охране природы и улучшению природной среды, 24% – не всегда выполняют данные поручения, 17% – не выполняют; 38% подростков постоянно участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды, 25% – не всегда участвуют, 18% – не участвуют в пропаганде; из 77 учащихся МБОУ СОШ №16: 49% испытуемых постоянно участвуют в объединениях, связанных с экологической деятельностью, 33% – не всегда участвуют, 18% – не участвуют вообще; 48% учащихся постоянно выполняют поручения по охране природы и улучшению природной среды, 37% – не всегда выполняют данные поручения, 15% – не выполняют; 35% подростков постоянно участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды, 40% – не всегда участвуют, 25% – не участвуют в пропаганде.

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что наибольший процент подростков желаемого и допустимого уровней сформированности экологической ответственности и наименьший процент подростков недопустимого уровня сформированности экологической ответственности обучаются в МБОУ Лицей №6.

Но, несмотря на то, что у учащихся МБОУ СОШ №16 более низкий показатель сформированности экологической ответственности, все же, большинство ребят, относятся к допустимому уровню, т.е. имеют средний уровень сформированности экологических знаний, позитивное эмоционально-ценностное отношение к природе, деятельности человека по отношению к природе, средний уровень активности в экологической деятельности. Такой же показатель имеют и учащиеся МБОУ Лицей №6.

Также, в ходе нашего исследования, мы убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством различных мероприятий, подготовленными самими учащимися усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.

В данном исследовании, мы рассмотрели содержание нравственного воспитания и отметили, что оно должно быть направлено на формирование у личности духовно-нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам, что нравственное воспитание школьников средствами экологии – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры. Формирование экологического сознания — важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки нетрадиционной формы: например, уроки-праздники, экскурсии. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

Проведенное исследование показало, что при проведении нестандартных уроков (классных и театрализованных вечеров) у подростков не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся. Кроме того, целенаправленная систематическая работа по духовно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств, способствуют:

1. Конкретизация представлений школьников о нравственных качествах.

2. Использование различных виды, форм и методов нравственного воспитания в условиях школы.

3. Приобщение школьников к разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности; организация различных экологических клубов, кружков и т.д.

4. Организация мероприятий, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников.

Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, что проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общество выдвигало на первый план своё содержание воспитания. В ходе длительного развития педагогики были разработаны эффективные методики воспитания. Большой вклад, в которые внесли и российские педагоги. В настоящее время в связи с существенными преобразованиями в обществе очень трудно составить конкретную программу воспитания. Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась. Она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции. Но уже известно главное в каком направлении будет развиваться общество, школа, к чему нужно готовить подрастающее поколение.

Таким образом, в практической плоскости проблемное поле исследования фиксируется противоречиями между: открывшимися в ходе российских социальноэкономических и политических реформ новыми возможностями профессиональной и личностной самореализации и нарастанием негативных явлений в молодежной субкультуре (криминогенность, рост преступности, насилия, распущенность нравов); объективной необходимостью развивающегося общества в духовно здоровой и нравственно активной личности и ростом проявлений аморализма в молодежной среде; традиционными для России гуманистическими ценностями и высокой субъективной значимостью для молодежи либеральных ценностных приоритетов, связанных с индивидуализмом и прагматизмом; ориентацией референтной для молодежи части российского общества на западные жизненные стили с высоким уровнем материального благополучия и традиционной российской ментальностью, в которой особую значимость имеют нравственные ценности.

 

Библиографический список

1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2011.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.

3. Экологическое образование и воспитание: метод. рекомендации. – УланУдэ, 2010. – 29 с.

4. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.

 

 

TO THE QUESTION OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE

STUDENTS

 

E.V. Sypko, candidate of pedagogical sciences, associate professor

K.S. Sypko, assistant professor

Nevinnomyssky technological institute branch of North-Caucasus federal university

(Russia, Nevinnomyssk)

 

Abstract. Moral education of schoolchildren should be a mandatory component of the educational process. School for a child –the adaptive environment, the moral atmosphere which will determine its value orientation.

The organization of the process of moral education of children will be effective if: use different types, methods and forms of educational work in school settings; various forms of educational work in the field of moral education will reflect the needs of the child and to meet the ongoing goals of education; content of moral education will be presented by the core values of the relationship of children (to the subject the world, nature, society, other people, to ourselves, work).

Keywords: moral education, ecological culture, ecological consciousness, ecological behavior, environmental education.