Абрамова Т.А. Изучение креативности педагогов в рамках поддержки одарённых детей // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 64-67.

ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ПОДДЕРЖКИ

ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

 

Т.А. Абрамова, преподаватель

Региональный социопсихологический центр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти  гимназия № 38

(Россия, г. Тольятти)

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи в современном образовательном пространстве; подчеркнута важность учителя внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с одаренными учениками новыми идеями; раскрыто понятие «креативность»; приводятся результаты исследовательской работы, направленной на выявление креативности педагога при поддержки одаренных детей.

Ключевые слова: одаренные дети, сопровождение одаренных детей, креативность, креативность личности педагога, творческие способности.

 

 

В современном образовательном пространстве одной из приоритетных задач является психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей. Среди важнейших факторов, влияющих на обучение одаренных детей и подростков можно выделить готовность и стремление учителя внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с учениками новыми идеями.

По мнению исследователей одаренности (Д.Б. Богоявленская [1]), Н.С. Лейтес [2]) при сопровождении одаренных школьников, необходимо учитывать особенности развития их мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для самореализации и самоактуализации в деятельности.

Согласно анализу различных концептуальных моделей (Г.В. Бурменская, А.А. Лосева, В.М. Слуцкий), одарённость можно определить как объединение следующих характеристик:

 высокий познавательный интерес к неизвестному, стремление к исследованиям, творчеству;

 гибкость и оригинальность мышления как особенность интеллектуального развития;

 увлечение сущностью задачи, что является ведущей характеристикой одаренности [3].

Работа с данной категорией учеников требует от педагогов определённых личностных и интеллектуальных качеств, творческой способности к постоянному развитию своей мысли. Учитель находится в поиске инновационных методик, чтобы ученики на его уроке работали с интересом, проявляли познавательную активность, развивали инициативность, мобильность и конструктивность.

В настоящее время необходимо строить свою работу с учетом воз­можности творческого подхода к предлагаемым программам обучения, а также ориентироваться на развитие потенциальных возможностей учеников. Современный процесс должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности. Талантливого ученика необходимо не только увидеть, но и помочь ему поверить в себя, осознать свою значимость, помочь ему самостоятельно ответить на волнующие вопросы, включить в процесс самореализации.

Интересно утверждение Р. Стернберга о том, что «если школьник с самогоначала своей формальной ученической карьеры подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения старым проблемам, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем».

По мнению Р. Стернберга, для формирования креативности личности необходимо, чтобы взрослые не ограничивались рассуждениями о творческих способностях детей, а сами демонстрировали креативное поведение [4].

Креативность, по мнению А.В. Хуторского, это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей-элементов. Креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность, может проявляется: в быстроте мышления, гибкости мышления и поведения; точности, оригинальности мышления; богатом воображении; приверженности высоким эстетическим ценностям; устойчивости к неопределённости; самообладании и уверенности в себе; степени детализации образа проблемы [5].

Базой для проведения нашей опытно-экспериментальной работы стала МБУ «Гимназия №38» г.о. Тольятти, в которой на протяжении сентября-октября 2016 года был организован мониторинг креативности педагогов в рамках поддержки одарённых детей. Участие приняли 55 педагогов. В диагностическом исследовании применялись следующие методики: «Опросник креативности Джонсона», адаптированный Е.Е. Туник [6], авторский опросник, направленный на рефлексию творческого потенциала педагога.

По Джонсону (1973) креативность проявляется как неожиданный продукт, совершенный исполнителем спонтанно, в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности. Е. Туник предлагает опросник креативности Джонсона (ОК), который фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. В виде опросника предлагается состоящий из 8-ми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему проявлению.

В результате применения данной методики с педагогами был проведен количественный и качественный анализ. Полученные данные исследования распределены по уровням и оформлены в таблицу 1.

 

 

Таблица 1. Анализ результатов уровня креативности педагогов по опроснику Джонсона

Уровень

кол-во педагогов

%

очень высокий (40-34)

10

18

высокий (27-33)

15

27

норма (20-26)

29

53

низкий (15-19)

1

2

очень низкий (8-14)

0

0

 

 

Таким образом, согласно анализа данных таблицы видно, что 18% педагогов отнесли свой уровень развития креативности к очень высокому, высокому – 27%. Среднестатистический уровень креативности показали 53% педагогов; на низком уровне всего лишь 2% (1 человек).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагоги гимназии способны необычно творчески мыслить, порождать идеи и воплощать их, а значит, и оценить креативный продукт ребенка, помочь ему оформить его творческую мысль.

Анализ результатов опросника, направленного на рефлексию творческого потенциала педагогов гимназии, свидетельствует о том, 45% учителей считают целью своей деятельности передачу знаний последующим поколениям, а 55% — в организаци учебно-воспитательного процесса направлены на формирование творческой личности обучающегося.

70% педагогов полагают, что преподаваемые школьные предметы отвечают современным требованиям – как по уровню знаний, так и по методике преподавания.

С внедрением новых методов обучения согласны 69% педагогического состава и считают, что такие проблемы, как обновление содержания учебных дисциплин, сегодня требуют решения. Данные проводимого исследования свидетельствуют о том, что большинство респондентов (90%) имеют огромный потенциал профессионального педагогического творчества.

В практической деятельности широко применяются инновационные образовательные технологии творческого развития личности (87%). 58% учителей гимназии считают необходимым на сегодняшний день разработку современных авторских курсов и методик преподавания школьных дисциплин.

На основе анализа полученных результатов проведенного исследования можно сдылать вывод о том, сопровождая одаренных учеников в условиях модернизации образования, новые образовательные ценности ориентируют педагога на развитие профессионального творчества. Способствовать раскрытию одаренности и талантам школьников может лишь педагог, обладающий творческой самобытностью, активно осваивающий ситуации социальных перемен и участвующей в преобразовании общества.

 

Библиографический список

1. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы / Д.Б. Богоявленская // Основные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 328-348.

2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

3. Абрамова, Т.А. Организация работы с одаренными детьми по технологии «Педагогическая мастерская» //Актуальные проблемы современного педагогического образования: сборник научно-методических статей победителей гродского конкурса «Образование без границ», посвященного 65-летию высшего образования в г.о. Тольятти (Тольятти, 13-14 апреля 2016 года) / под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. Тольятти: Издво ТГУ, 2016. 122 с.

4. Sternberg, R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985.  P. 5-31.

5. Хуторской, А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного образования // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс: Сборн. научн. тр. / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 221 с.

6. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. СПб.: Речь, 2003. – 96 с.

 

 

THE STUDY OF CREATIVITY OF TEACHERS IN SUPPORT OF

GIFTED CHILDREN

 

T.A. Abramova, lecturer

Regional socio-psychological center

Municipal budget educational institution of city district Tolyatti school № 38

(Russia, Tolyatti)

 

Abstract. the article substantiates the urgency of the problem of psychological and pedagogical support of gifted children and talented youth in modern educational space; emphasized the importance of teachers to implement new teaching strategies, improve pedagogical skills, to think creatively and spice up the interaction with gifted students with new ideas; the concept of «creativity»; the results of research work aimed at revealing the creativity of the teacher in supporting gifted children.

Keywords: gifted children, gifted children, creativity, creativity of a teacher’s personality, creativity.