Шишка В.Г. Историографический обзор истории французских автомобилей конца XIX века / В.Г. Шишка, Ю.М. Бережной, Н.В. Шишка // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 32-37.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ФРАНЦУЗСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ КОНЦА XIX ВЕКА

 

В.Г. Шишка1, канд. техн. наук, доцент, главный инженер

Ю.М. Бережной2, канд. техн. наук

Н.В. Шишка2, студент

1Акционерное общество Особое конструкторско-технологическое бюро «Орион»

2Южно-Российский государственный политехнический университет им. М.И. Платова

 

Аннотация. Статья посвящена систематизации и анализу исторических исследований по истории французских автомобилей конца XIX века. Несмотря на обилие публикаций по истории автомобиля, этот период недостаточно освещен современными авторами. Многие из них рассматривали всю мировую историю автомобилестроения и не смогли подробно остановиться на этой теме. Исследователи данного периода изучили малую толику существовавших тогда автомобилей. Современные информационные технологии с помощью интернета и цифровых библиотек позволили получить доступ к книгам и журналам конца XIX – начала ХХ века. Это дает возможность значительно дополнить имеющиеся знания, исправить накопленные ошибки и выполнить сбор и систематизацию данных – основу любого исследования. Авторами выделяются группы источников, внутри групп производится содержательный анализ, выявляется база исследований.

Ключевые слова: историография, история автомобиля, история французских автомобилей, автомобили XIX века, первые автомобили.

 

 

Конец XIX века уникальное время «взрыва» конструкторских идей, когда бензиновые автомобили только начинали победное шествие и существовали одновременно с паровыми и электрическими. Центром мирового автомобилестроения в то время стала Франция, где в 1899 году существовало более 600 автомобильных производителей, тогда как в Германии насчитывалось только 76 [1, 2]. Некоторые фирмы, очевидно, изготовили не более одного автомобиля, другие успели за несколько лет выпустить 23 поколения различных моделей. Энтузиасты того времени, не имея опыта проектирования автомобилей и их узлов, создавали разнообразные революционные, порой фантастические конструкции и испытывали их на практике. Автомобиль с бензиновым двигателем DelamareDeboutteville был запатентован и построен за два года до общепризнанных немецких пионеров Daimler и Benz. Многие элементы и узлы современных автомобилей: круглый руль, независимая подвеска, передний, полный и даже гибридный привод, зарядка генератором аккумулятора были изобретены во Франции XIX века и с тех пор только эволюционировали. К сожалению, этот период до сих пор малоизучен с точки зрения истории техники.

Можно выделить две большие группы источников: современные и конца XIX – начала ХХ века.

В наше время подробно изучена лишь история нескольких известных французских производителей, оставивших след в мировой автомобильной истории: De Dion et Bouton, Serpollet, Panhard et Levassor, Darracq, семьи Bollee и существующих в настоящее время Renault, Peugeot [311].

До 1901 года во Франции произошли известные события: строились паровые омнибусы, была изобретена классическая компоновка бензинового автомобиля, состоялись первые автомобильные гонки и электромобилями установлены первые рекорды скорости. Cконструирован и производился надежный двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием De Dion et Bouton, который позволил вдохнуть жизнь в автомобили многих фирм. Эти сведения и описание нескольких моделей упоминавшихся выше фирм – джентльменский набор информации практически любой книги по истории автомобиля [1225]. Авторы, раскрывая широко известные вехи автомобильной истории, не ставили перед собой задачи рассказать о всех французских автомобилях XIX века.

Существует ряд исследований, посвященных зарождению автомобиля [2629]. Среди них выделяется работа 1971 г. французского автора Жака Икс «Так родился автомобиль» [30]. В книге с большим числом иллюстраций подробно излагается мировая эволюция паровых, газовых и бензиновых двигателей и автомобилей с этими моторами. Но в этом источнике рассматриваются, хоть и подробно, опять те же автомобили известных фирм и около десятка менее известных производителей из Франции, а повествование заканчивается 1895 годом. Недостатком этой книги является отсутствие библиографического списка и ссылок на источники.

Естественно феномен бурного развития автомобилестроения во Франции конца XIX века не мог вызвать интерес профессионального историка [31]. В монографии 1971 г. доктора лионского университета Шарля Бишопа «Франция и автомобиль» на 447 страницах со ссылками на источники и библиографическим списком на пяти страницах излагается история уже 30 автомобильных марок. Но в столь солидной работе можно найти только 22 иллюстрации и ни одной ссылки на архивные материалы. Повествование носит описательный характер, отсутствует анализ причинно-следственных связей и динамики событий.

Другая монография «Первая передача. Французская автомобильная индустрия до 1914 г.», содержащая ссылки не только на печатные источники, но и на архивы, упоминающая о более чем 50 французских производителях конца XIX века, написана в 1976 г. профессором университета Цинциннати Джеймсом Ло [32]. Книга снабжена мощным поисковым аппаратом и разнообразными статистическими данными. Но эта работа рассматривает только экономический аспект автомобильной промышленности и ничего не говорит о технических характеристиках автомобилей, практически отсутствуют иллюстрации.

Об автомобилях, изготовленных в Лионе и его окрестностях, повествует монография Пьера-Лусьена Позе «Большое лионское приключение автомобиля» [33]. Пожалуй, наиболее интересное с точки зрения истории техники издание. Книга содержит большое количество иллюстраций и ссылки на источники, а также поисковый аппарат. Но она охватывает весь период истории автомобиля, описывая только  13 производителей интересующего нас периода.

Ряд монографий рассматривает историю только паровых или электрических автомобилей [34-37], но т.к. они описывают весь период автомобильной истории во всех странах мира, то очень мало внимания уделяют внимания французским производителям конца XIX века.

Большое количество книг знакомит с набором иллюстрированных описаний автомобилей разных стран, сгруппированных по начальному периоду автомобильной истории [38-50]. Эти источники обычно включают модели фирм с хорошо изученной историей.

Автомобильные энциклопедии содержат систематизированное описание истории фирм в алфавитном порядке со множеством иллюстраций, но из-за освещения всей автомобильной истории и необходимости охватить все страны не могут уделить много внимания изучаемому нами периоду [51-56]. Даже в случае специализации книг только на истории Франции машины XIX века все равно получают очень мало внимания, т.к. у этой страны было очень много производителей и на протяжении всего ХХ века [57-60].

Самое полное систематизированное издание, дающее представление о первых французских автомобилестроителях, – это «Автомобильная энциклопедия Балю», подготовленное коллективом авторов под редакцией  Джорджано [61]. Но недостаток этого труда в том, что  авторы ставили перед собой задачу охватить всю историю мирового автомобилестроения, и по этой причине энциклопедия содержит очень мало иллюстраций. Информация очень краткая. К тому же энциклопедия является продолжением десятилетних исследований Дойла и Джорджано [62], практически все данные собирались в «доинтернетную» эпоху, когда отсутствовала возможность оперативно перепроверить сведения по первоисточникам. Очевидно, поэтому в статьях, посвященных первым французским автомобилям, содержится много неточностей, а информация о некоторых фирмах вообще отсутствует.

На сегодняшний день нет даже точного списка французских автомобильных фирм XIX века и периода их деятельности. Перечень из исследования французских авторов Руссо и Карона [60] во многих местах не совпадает с данными Джоджано, а иногда и с реальностью.

Большое количество автомобильных журналов, издаваемых в России и за рубежом, очень редко обращаются к интересующей нас теме и, опять же, рассказывают о наиболее известных моделях [63-72].

В мировых библиотеках хранятся сотни автомобильных книг и журналов конца XIX – начала ХХ века, представляющих вторую группу печатных источников. Казалось бы, зарубежные историки должны были воспользоваться такой возможностью. Но, известна только одна работа французского автора, рассматривающая публикации об электромобилях лишь в одном научно-популярном журнале! [73].

В настоящее время, благодаря сети Интернет, появился доступ к цифровым библиотекам всего мира. Для историков, изучающих соответствующую тематику, наступили райские времена: не выходя из дома можно читать источники на другой стороне земного шара. Стала доступна первая в мире  книга, посвященная истории автомобиля. Она вышла во Франции в 1898 г. и называется «Автомобиль завтрашнего дня» [74]. На 436 страницах автором Жан Гран-Картере не только излагается подробная эволюция безлошадных экипажей с 250 иллюстрациями и библиографическом списком на 13 страницах, но и дается прогноз на будущее. Необходимо отметить, что в России также в 1898 г. вышла первая автомобильная книга Николая Песоцкого «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями; экипажи с педалями [75]. Описание их устройства и действия», где на 63 страницах со 110 рисунками излагается краткая история и описание современных моделей.

Следующая хорошо иллюстрированная 800-страничная монография Пьера Сувестра «История автомобиля» была опубликована в 1907 г. Большая половина книги освещает период до 1901 г. [76].

Настоящий кладезь знаний по истории техники представляют книги, описывающие  современные для того времени конструкции [77-80]. Там можно увидеть фотографии, рисунки и чертежи отдельных узлов автомобилей, ознакомиться с их подробным описанием. Среди них выделяется полнотой и подробностью информации двухтомник «Автомобиль. Теория и практика» известного французского автора Бодри де Санье [81]. Его книга на рубеже XIX и ХХ веков неоднократно переиздавалась во Франции и была переведена на немецкий язык.

Подробная информация о безлошадных экипажах приводится в первых автомобильных журналах, как французских [82-85], так и английских, американских, австро-венгерских и немецких [86-90]. Один из них так и назывался «Безлошадная эра» [91].

Другая группа журналов XIX века – технические и научно-популярные, которые начали публиковать информацию о моторных экипажах еще до появления автомобильной прессы [92-97]. А электромобили нашли отражение в электротехнических изданиях [98-101].

 

Выводы:

1. Авторы большинства современных книг обходят вниманием лидирующую роль автомобильной промышленности Франции конца XIX века.

2. Несмотря на обилие публикаций по истории автомобилестроения во Франции, отсутствует главная основа любого исследования – не выполнен сбор и систематизация данных. Нет французского аналога  книг [102-103], где можно увидеть изображение каждого автомобиля и узнать его технические характеристики.

3. Анализ содержимого цифровых библиотек показывает, что уже вполне достаточно информации для проведения такого исследования.

Эти факторы позволяют говорить о необходимости развития направления данных исторических исследований.

 

Библиографический список

1. Annuaire général de lautomobile et des industries qui sy rattachent, Paris. 1899. 1193 p.

2. Шишка В.Г. Автомобили Франции 1889–1900. Леон Болле. 2014. 60 c.

3. Dürrenmatt G. Les frères Serpollet. 1997. 288 p.

4. Bird A. De Dion Bouton: First Automobile Giant. 1971. 160 c.

5. Pagneux D. Peugeot. E.T.A.I. 2006. 280 p.

6. Sarre C.-A. Les Panhard et Levassor une aventure collective . 2000. 192 c.

7. Bollee G., Bonte M. Il etait une fois…les Bollee, hommes de légende, patrimoine automobile et industriel de la Sarthe. 2011. 256 p.

8. Vermeylen B. Panhard & Levassor: Entre tradition et modernité. 2005. 256 p.

9. Delaperrelle J.-P. L’invention de l’automobile: Bollée: de la vapeur au turbo, Éditions Cénomane, 1986. 144 p.

10. Dymock E. The Renault file. 1998. 416 p.

11. Шишка В.Г. Автомобили Франции 1889–1900. Даррак. 2014. 64 c.

12. Долматовский Ю.А. Автомобиль за 100 лет, М. : Знание. 1986. 242 c.

13. Glancey J. The Car: A History of the Automobile. 2008. 256 p.

14. Eckermann E. World History of the Automobile. 2001. 371 p.

15. Мир автомобилей. М. : Аванта. 2008. 372 с.

16. Car: The Definitive Visual History of the Automobile. DK. London. 2011. 360 p.

17. Brain A. Cars. The Best Book on cars ever. PediaPress. 2011. 746 p.

18. Роб Де Ла Рив Б: Ретроавтомобили 1886 — 1940. М.: Лабириннт. 2008. 336 с.

19. Шаповалов Д.С., Ковалев С.А., Ковалева М.В.: История автомобиля. М. : Микко. 2012. 160 c.

20. Roediger W. Hundert Jahre Automobil. 1990. 200 p.

21. Rostocki А. Historia starych samochodov.1981. 384 p.

22. Автомобили мира. М. : Аванта. 2011. 184 c.

23. Brendon P. The motoring century. London. 1997. 432 p.

24. Rousseau J. Histoire mondiale de l automobile. 1958. 510 p.

25. Краснов А. Автомобили мира. – М. : Аванта. 2004 -184 p.

26. Schroeder J. The wonderful world automobiles. 1895-1930. Illinois. 1971 287 p.

27. Hylton S. The horseless carriage. The Birt of the motor age.The history press 2009. 192 p.

28. Hungerbühler E. Pioniere des Automobils. 1982. 208 p.

29. Bird A. The Motor Car, 1765 – 1914. London. 1960. 256 p.

30. Ickx J. Ainsi naquit l’automobile. 1971. 425 p.

31. Bishop C. La France et l’automobile. 1971. 444 p.

32. Laux J. In First Gear. The French Automobile Industry to 1914. 1976. 239 p.

33. Pouzet P.-L. La grande aventure automobile lyonnaise. 2006. 240 p.

34. Lord Montagu of Beaulieu , Bird A. Steam Cars 1770 – 1970. 1971. 250 p.

35. Mom G. The electric vehicle : technology and expectations in the automobile age.  Baltimore : Johns Hopkins University Press. 2004. 440 p.

36. Anderson C., Anderson J. Electric and hybrid cars : a history Jefferson, N.C. : McFarland. 2005. 267 p.

37. Burton N. History of Electric Cars.  The Crowood Press. 2013. 208 p.

38. Georgano N. Cars 1886-1930. London 1985. 232 p.

39. Karslake K. From Veteran to vintage. London. 1956. 353 p.

40. Dale R. Early cars. London. 1994. 62 p.

41. Lachet P. Dictionnaire de l’automobile : Volume 1, 1885-1939. 2005. p.

42. Scott-Moncrieff D. Veteran and Edwardian motor cars. London. 1961. 244 p.

43. Chroniques de l’automobile. Automobile Club de France. Paris. 1995. 143 p.

44. Lord Montagu of Beaulieu, Georgano N. Early days on the road. London. 1976. 220 p.

45. Кочнев Е. Знаменитые автомобили (1870-1918 г.г.) – М. : За рулем. 1998. 144 с.

46. Sedgwick M. Veteran and vintage cars in colour. London 1971. 144 p.

47. Старинные автмобили: 1885-1940/ Поразик Ю., Оравец Я. – Мн.: Лильт. 1996. 224 с.

48. La grande histoire de l’automobile 1880-1899. Les voitures sans chevaux. 2010. 80 p.

49. Nicholson T. Passenger Cars: 1863-1904 (Cars of the World). 1970. 156 с.

50. Bird A. Antique automobiles. London. 1967. 168 p.

51. The encyclopedia of the motorcar. Editor Drackett P. London. 1984. 400 p.

52. Бакли М. Автомобили. Мировая энциклопедия 2003. 512 с.

53. Вильсон К. Автоэнциклопедия. 2014. 576 с.

54. The Word of Automobiles. T. 1 – 22. 1972. 2640 р.

55. Encyclopedia of the Car Chartwell Books, Inc 1998 752

56. Энциклопедия легковых автомобилей – М. : За рулем. 2003. 576 с.

57. P.Lesueur. Toutles les voitures françaises de A à Z. 2007. 408 p.

58. Loubet J.-L. Histoire de l’automobile française. 2001. 585 p.

59. Шляхтинский К. Автомобильная столица Европы. М.: Инфомедиа Паблишерз. 2006. 264 с.

60. Rousseau J., Caron J.-P. Guide de l’automobile française.1989. 592 p.

61. The Beaulieu Encyclopedia of the Automobile by Nick Georgano.2000. 1792 p.

62. Doyle G., Georgano N. The World’s Automobiles 1862-1962, 1962. 180 p.

63. Oldtimer-Praxis : Technik, Tipps, Termine. VF-Verl.-Ges. 1992 – н.в.

64. Octane. Maclean Hunter 1987-н.в.

65. Gazoline: vivre au quotidien la voiture ancienne Pixel Press Studio. 1995- н.в.

66. La Vie automobile. Paris 1901- н.в.

67. Automobile Quarterly. Princeton, N.J., etc. 1962-н.в.

68. Авторевю. Москва. 1991-н.в.

69. За Рулем. Москва. 1928-н.в.

70. Rolling Wheels. Москва. 2012-2014.

71. Игрушки для больших. Москва. 2001-2004.

72. Le Fanatique de l’automobil Parise: Larivière, 1975-1983

73. Garçon A. La voiture électrique dans La Nature (1890-1900). Approche micro-historique d’un échec technique. Centre François Viète. Université de Nantes. 2003. pp. 17-43.

74. Grand-Carteret J: La voiture de demain. Histoire de lautomobilisme. 1898. 436 p.

75. Песоцкий Н. Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями; экипажи с педалями. Описание их устройства и действия. С.-Пб. 1898. 63 c.

76. Souvestre P. Histoire de lautomobile. 1907. 800 p.

77. Marcevaux F. Du char antique à l’automobile. Les siècles de la locomotion et du transport par voie de terre, Paris : Firmin-Didot. 1897. 285 p.

78. Lavergne G. Manuel théorique et pratique de l’automobile sur route : vapeur, pétrole, électricité. 1900. 722 p.

79. Graffigny H. Manuel du constructeur et du conducteur de cycles et d’automobiles: guide pratique à l’usage des constructeurs.1897. 351 p.

80. Regamey F. Vélocipédie et automobilisme. 1898. 215 p.

81. L. Baudry De Saunier: L’Automobile Théorique et Pratique. 1900. 416+512 p.

82. La locomotion automobile 1894–1900

83. Le sport universel illustre 1895–1900

84. La vie au grand air 1899–1900

85. Le Chauffeur 1897–1900.

86. Allgemeine Automobil-Zeitung 1900.

87. Der Motorwagen 1898–1901.

88. The Motocycle (Automobile) 1895–1897.

89. Automobile magazine. 1899-1900.

90. The Autocar. 1895-1900.

91. The Horseless age. 1894-1900.

92. Le Génie civil: revue générale des industries françaises et étrangères 1880-1900

93. The Enginering 1880-1900

94. La Nature 1880-1900

95. La Science illustrée 1890–1898.

96. La Science française 1890–1900.

97. The Scientific_American. 1885-1900.

98. L’Electricien revue international. 1894-1900.

99. The Electrical World and Engineer. 1884-1900.

100. The Western Electrician. 1894-1900.

101. The Electrical Journal. 1883-1900.

102. Kimes B., Clark H. Standard Catalog of American Cars, 1805-1942. Krause publications. 1996. 1598 р. 

103. Schrader H. Deutsche Autos 1885–1920. Stuttgart, Motorbuch Verlag. 2002. 384 p.

 

 

HISTORIOGRAPHICAL OVERVIEW OF THE HISTORY OF THE FRENCH CARS THE LATE XIX CENTURY

 

V.G. Shishka, candidate of technical sciences, associate professor, chief engineer

Yu.M. Berezhnoy, candidate of technical sciences

N.V. Shishka, student

Joint-stock company Special design and technological Bureau «Orion»

South-Russian state polytechnic university. M.I. Platov

 

Abstract. The article is devoted to the systematization and analysis of historical research on the history of the French automobiles of the XIX century. Despite the plenty of publications on the history of the car during this period is poorly lit by modern authors. Many of them considered the history of the world automobile construction industry and were not able to describe this topic enough. The researchers of the period studied a fraction of the existing vehicles of that time. Modern information technologies with the help of the Internet and digital libraries allow getting access to books and journals dated the late XIX — early XX century. This gives an opportunity to complete the available knowledge, correct accumulated errors, and gather the collection and systematization of data — the foundation of any research. The authors excretes the group of sources. There is analyzed of that sources and revealed the research base.

Keywords: historiography, the history of the car, history of french cars, cars of the xix century, the first cars.