Смирнова И.А. Исследование рынка предприятия розничной торговли // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. №3. – С. 181-186.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

И.А. Смирнова, магистрант

Научный руководитель: Е.Ю. Трофименко, канд. экон. наук, доцент

Южно-Уральский государственный университет

(Россия, г. Челябинск)

 

Аннотация. В работе рассмотрена динамика развития рынка розничной торговли в России и годе Челябинск. Выполнен анализ изменения его ёмкости и структуры потребления товаров. Определены основные факторы оказывающие влияние на потребительские предпочтения при выборе розничного торговца.

Ключевые слова: розничная торговля, динамика рынка, структура, потребительские предпочтения.

 

 

Розничная торговля представляет собой продажу товаров и услуг населению (не организациям) поштучно. В отличие от оптовой торговли, товар реализуется любыми минимальными партиями.

Розничная торговля осуществляется в магазинах, павильонах, аптеках, киосках и т.д. Статистика по распределению мест продажи розничных товаров в среднем по России представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 2. Анализ мест розничной продажи товаров [5]

Объект

Показатель

Магазины всего

 

количество, единиц

747437

площадь торгового зала, кв

102642627,7

из них:

 

гипермаркеты и супермаркеты

 

количество, единиц

15759

площадь торгового зала, кв

27583798,4

минимаркеты

 

количество, единиц

280179

площадь торгового зала, кв

19209449,2

Павильоны

 

количество, единиц

114370

площадь торгового зала, кв

4430555,8

Аптеки и аптечные магазины

 

количество, единиц

33808

площадь торгового зала, кв

1585903,9

Палатки, киоски, единиц

94902

Аптечные киоски и пункты, единиц

22318

 

 

Можно отметить, что большая часть товаров продается в минимаркетах – 50%. Также велика доля павильонов 20%. Палатки составляют 17%. Аптеки и аптечные пункты в общей совокупности – это 7%. Минимальную долю имеют гипер— и супермаркеты – 3%. Данная ситуация обусловлена размерами гипер и супрмаркетов. При этом следует отметить, что уровень продаж в них значительно выше, чем в остальных объектах розничной торговли.

Далее рассмотрим структуру предприятий розничной торговли и ее динамику за период 2005 – 2015 гг.

 

 

Рис. 1. Структура и динамика предприятий розничной торговли

 

 

Можно сделать вывод, что в общем своем количестве сокращается число субъектов розничной торговли за счет рынков. Это свидетельствует о повышении культуры обслуживания, поскольку в магазинах обслуживание значительно качественней, чем на рынках. Отмечается  значительное сокращение рынков – практически в три раза – за период с 2005 по 2015 гг. При этом число предприятий розничной торговли практически не изменилось. Также численность индивидуальных предпринимателей имеет незначительные изменения. Кроме того, в последнее время отмечается изменение структуры занятости населения. Увеличивается число производителей и сокращается число продавцов. В некоторой степени данные изменения также связаны с переходом на электронные методы торговли. Однако этих данных Госкомстат пока не представляет. Таким образом, истинные сведения о численности торговых организаций по России точно неизвестны.

Далее рассмотрим товарную структуру в рознице. Рассмотрим наиболее распространенные товары среди пищевых продуктов и непищевой продукции.

 

 

Рис. 2. Товарная структура оборота розничной торговли по пищевым продуктам

в 2015 году [5]

 

 

Максимальная доля продаж приходится на мясо, мясопродукты, мясные консервы, птицу, рыбу. Их доля составляет 27%. Это хороший показатель. Также велика доля хлебобулочных изделий, макарон, муки, круп – их доля составляет 22%. Доля свежих овощей и фруктов – 11%. Велика доля спиртных напитков – 7%. Однако следует понимать, что здесь данные рассчитаны по стоимости продаж. Соответственно, натуральные величины будут отличаться. Алкоголь имеет достаточно высокую стоимость. С этим связан значительный процент в структуре продаж пищевых продуктов.

 

 

Рис. 3.Товарная структура оборота розничной торговли по непищевым продуктам

в 2015 году [5]

 

 

В структуре непищевых продуктов максимальную долю занимают автомобили, бензин, запчасти – 40%, что обусловлено высокой стоимостью данных товаров. Также велика доля фармацевтических товаров – 11%, одежды и обуви – 13%, мебель и предметы интерьера – 12%, бытовая техника и электроника – 10%. В целом за период 2010 – 2015 гг. структура товарооборота по продовольственным и непродовольственным товарам существенно не изменилась. Объем потребления обеих групп товаров находится примерно в одинаковом соотношении 47 – 51%.

Далее рассмотрим ситуацию в розничных продажах в городе Челябинске. Представим оборот розничной торговли в городе Челябинске за период 2009-2015 гг. (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Оборот розничной торговли за период 2009-2015 гг. в Челябинске [6]

 

 

Рост розничной торговли в Челябинске наблюдался до 2014 года. Далее в 2015 году выявлено снижение продаж практически до уровня 2013 года, что объясняется кризисными явлениями в экономике страны, а также нестабильности на международной мировой арене.

 

 

Рис. 5. Структура объектов розничной торговли [6]

 

 

Анализ структуры по объектам розничной торговли в Челябинске показал, что 40% составляют минимаркеты, на втором месте палатки (24%), далее идут павильоны (22%). Минимальное количество аптек и аптечных пунктов – их в общей совокупности 10. В отличие от общероссийских показателей в Челябинске меньше минимаркетов (их в среднем по России – 44%). Но павильонов и платов больше, чем по России: среднероссийский показатель 20% и 17%, соответственно.

Следует отметить, что по 2016 году статистики пока нет, но характерным явлением стало увеличение числа павильонорв, что связано с более низкой арендой в павильонах. В настоящее время особенно важным становится вопрос цены, что видно по результатам опроса граждан.

 

 

Рис. 6. Важность параметров для покупателей – по количеству респондентов, в % [6]

 

 

Таким образом, наиболее важными параметрами в розничных продажах для покупателей являются: цена, качество, особенно их соотношение. Далее рассмотрим оборот розничной торговли в Челябинске за 2015 год по субъектам.

 

 

Рис. 7. Структура розничных продаж по субъектам деятельности, в % (млн. руб.) [6]

 

 

42% розничных продаж осуществляют организации, которые не относятся к субъектам малого и среднего бизнеса. Также велика доля предпринимателей, осуществляющих свою деятельность вне рынка – их продажи составляют 39% от всех розничных продаж Челябинска. Минимальную долю продаж делают субъекты среднего предпринимательства (3%), а также продажу на розничных рынках и ярмарках (2%).

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать ряд выводов. Выявлено ряд тенденций в розничной торговле России, которые прослеживаются и в Челябинске. Так, например, снижение объема розничных продаж является характеристикой не только российских тенденций, но и Челябинских. Отмечается стабильный рост продаж вплоть до 2014 г. Однако в 2015 году выявлено снижение продаж практически до уровня 2013 года, что объясняется кризисными явлениями в экономике страны, а также нестабильности на международной мировой арене.

Также меняется структура розничных продаж по объектам. По России можно отметить значительное сокращение рынков. При этом число предприятий розничной торговли практически не изменилось. Также численность индивидуальных предпринимателей имеет незначительные изменения. В отличие от общероссийских показателей в Челябинске меньше минимаркетов (их в среднем по России – 44%). Но павильонов и платов больше, чем по России: среднероссийский показатель 20% и 17%, соответственно.

Данные России и Челябинска показывают, что в общем своем количестве, сокращается число субъектов розничной торговли за счет рынков. Это свидетельствует о повышении культуры обслуживания, поскольку в магазинах обслуживание значительно качественней, чем на рынках.

Также следует обратить внимание на потребительские предпочтения. Для розничного покупателя остаются первостепенными вопросами цена и качество товара.

 

Библиографический список

1. Горбунова М.В. Специфика системы управления бизнесом в России / Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №3. – 125 с.

2. Гусев Ю.В., Стратегия развития предприятий. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011.

3. Мурьшев, A.B. Инфраструктура кредитования в России: возможности повышнения эффективности кредитного процесса / А.В. Мурышев. – СПб.: Питер, 2011. – 269 с.

4. Шишкин С. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики / С. Шишкин. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 320 с.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/

6. Официальный сайт Челябинскстата [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/

 

 

MARKET RESEARCH RETAILERS

 

I.A. Smirnova, graduate student

Supervisor: E.Y. Trofimenko, candidate of economic sciences, associate professor

South Ural state university

(Russia, Chelyabinsk)

 

Abstract. The paper discusses the dynamics of the retail market in Russia and the year of Chelyabinsk. The analysis of changes in the capacity and structure of the consumption of goods. The major factors influencing consumer preferences while choosing a retailer.

Keywords: retail trade, dynamics of market structure, consumer preferences.