Дунаева Т.Ю. Использование новых технологий в процессе информатизации ДОУ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 42-44.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОУ

 

Т.Ю. Дунаева, канд. биол. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления развития информатизации ДОУ. Автором представлены важнейшие этапы компьютеризации обучения в ДОУ, которые готовят детей к овладению современными компьютерными технологиями.

Ключевые слова: IT технологии, дошкольные образовательные учреждения, компьютеризация.

 

 

Использование новых информационных технологий в процессе информатизации ДОУ началось несколько лет назад, тогда процесс информатизации рассматривали, как процесс оснащения ДОУ средствами новых информационных технологий (число компьютеров, подключение к Интернету и т.д.). Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации. Практика показала, что не всегда сильная техническая база находила применение в образовательном процессе. Значительным фактором компьютеризации является понимание, что Интернет – это средство, которое дает эффект лишь будучи вписанным в интерьер ДОУ как инструмент. Тогда меняется содержание и организация учебно-воспитательного процесса, а также его результаты.

Современные средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой камеры. Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающуюся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающуюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии [1, С. 12-13].

Цифровой микроскоп – микроскоп, снабженный устройством преобразования изображения в цифровой сигнал для ввода в компьютер. При этом в компьютере могут фиксироваться и изменения в изображении, например, движение микроорганизмов, возникающие снимки и видеофрагменты могут монтироваться в презентации и т.д.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Цифровой проектор служит мощным средством непосредственной, личной коммуникации в рамках практически любого занятия. Даже дошкольники могут успешно применить его, смонтировать созданную ими последовательность фотографий или видеоотрывков в презентацию и потом, рассказывая слушателям в группе о том, что они видят на экране. Конечно, проектор нужен и воспитателю, т.к. он существенно повышает комфортность выступления для него и усиливает наглядность, эмоциональный компонент для дошкольников.

Интерактивные белые доски позволяют педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Возможность использования принтеров и копировальных устройств совместно с компьютером сомнений не вызывает. Однако в ДОУ оно имеет свою специфику. Один из аспектов такой специфики состоит в том, что многие ДОУ не могут себе позволить бесконтрольную распечатку, в силу стоимости расходов материалов. Другой аспект состоит в том, ДОУ нужны не только самые распространенные, но и менее стандартные принтеры. Цвет также оказывается не роскошью, а средством обучения и самовыражения [2].

Необходимым условием реализации всех перечисленных направлений является обеспечение соответствующей материально-технической базы:

1. Установка и техническое обслуживание компьютерного оборудования и программного обеспечения в кабинетах и группах.

2. Обеспечение технических условий для выхода в Интернет.

Следующее направление, которое предусматривается информатизацией ДОУ – это использование ИКТ в управленческой деятельности. Известно, если руководитель заинтересован в применении современных образовательных технологий, то в ДОУ они будут использоваться [2].

Одним наиболее основным направлением информатизации ДОУ является изменение форм и методов учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Например, ДОУ может использоваться создание интегрированной автоматизированной системы (ИАИС). ИАИС разрабатывается как самостоятельный учебный комплекс, состоящих из нескольких взаимосвязанных подсистем. Программная реализация выполняется с использованием средств СУБД Visual FoxPro.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) внесли существенные изменения в методическую работу ДОУ. На сервере сформированы предметные области, которые содержат материалы по занятиям различных областей знаний. Кроме того, большинство педагогов имеют свои личные папки, содержащие методические материалы, которые открыты для всех, и включающие электронное портфолио воспитателя –компактное, удобное, средство хранения информации об успехах и достижениях в деятельности учителя.

ИКТ – компетенция педагогов позволяет воспитателю быть активным участником учебно-воспитательного процесса. Различные электронные издания, справочники, энциклопедии, необходимы для повышения квалификации педагогического коллектива.

К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации ДОУ относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально-технические проблемы (немногочисленное количество компьютеров в ДОУ, устаревшее оборудование, слабое программное обеспечение). К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, можно отнести нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей. Зачастую компьютерная подготовка детей старшего дошкольного возраста – выше подготовки воспитателя. Некоторые педагоги оценивают такую ситуацию как угрожающую его профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебно-воспитательном процессе.

В силу разной подготовки дошкольников и разной технической оснащенности дома иногда это затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения [3, С. 181-194; 4, С. 57].

Одним из результатов обучения и воспитания в ДОУ должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Таким образом, ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

 

Библиографический список

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 12-13.

2. Методические рекомендации по теме: «Использование ИКТ-технологий в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] https://edu.tatar.ru/…/методические%20рекомендации%20по%20ИКТ (Дата обращения: 5.02.2018).

3. Еляков А.Д. Информационные технологии и современная война // Свободная мысль. 2008. – №1. – С. 181-194.

4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – С. 57.

 

 

USE OF NEW TECHNOLOGIES IN THE PROCESS INFORMATIZATION OF DOW

 

T.Yu. Dunaeva, candidate of biological sciences, associate professor

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. In the article the main directions of the development of informatization of the DOU are considered. The author presents the main forms of computerization of teaching in the DOW, which prepares children for mastering modern computer technologies.

Keywords: IT technologies, preschool educational institutions, computerization.