Волкова В. В. Использование интенсивных технологий обучения в подготовке студентов, будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью / В. В. Волкова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 31-33.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

В.В. Волкова, др пед. наук, доцент, профессор

Российский государственный гуманитарный университет

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В статье описывается применение интенсивных технологий обучения в процессе подготовки будущих специалистов в области рекламы и связей с общественность. Указывается, что использование указанных технологий способствует формированию различных видов компетенций, а обучение самих студентов методике применения данных технологий позволит им эффективно решать задачи профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модернизация высшего образования, высшее образование, интенсивные технологии обучения, жужжащие группы, интеллект-карты.

 

 

Модернизация образовательной деятельности современных образовательных организаций высшего образования обусловлена актуализацией трех факторов:

 соблюдением требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования;

 обеспечением высокого качества организации и проведения учебных занятий путем внедрения инновационных образовательных технологий и усиления практической составляющей образовательного процесса;

 наращиванием научного потенциала вуза, вовлечением преподавателей и студентов в проведение научных исследований по проблемам профессиональной подготовки.

Внедрение инновационных образовательных технологий, к которым относятся и интенсивные технологии обучения, в целях обеспечения высокого качества организации и проведения учебных занятия для студентов по направлению подготовки 42.03.02 Реклама и связи с общественностью позволяет решать педагогическую задачу формирования ряда компетенций:

 общекультурных: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

 общепрофессиональных: владение знаниями и навыками работы в отделах рекламы и отделах связей с общественностью (ОПК-2);

 профессиональных: владение навыками по организации и оперативному планированию своей деятельности и деятельности фирмы (ПК-2); владение навыками организационно-управленческой работы с малыми коллективами (ПК-3); способность принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий (ПК-7). [1]

Педагог, применяющий на занятиях интенсивные технологии обучения, показывает методику их применения и объясняет, каким образом данные технологии могут быть использованы будущими специалистами по рекламе и связям с общественностью в их профессиональной деятельности.

Среди группы интенсивных технологий обучения особо выделяются две технологии – жужжащие группы и интеллект-карты, значимость применения которых в профессиональной деятельности студентов особенно велика.

Данные технологии применяются, в частности, при проведении семинарских и практических занятий по дисциплинам «Связи с общественностью» и «Имиджевые технологии».

Специфика жужжащих групп как интенсивной технологии обучения заключается в том, что учебная группа делится на подгруппы, чтобы обучаемые могли в рамках своей подгруппы, обсудить ситуацию, найти решение, о котором должны доложить публично.

Группе предлагается учебный вопрос или учебная задача, после чего она делится на малые группы по 3-5 человек. В течение небольшого количества времени (чаще всего 5-10 минут) подгруппы обсуждают поставленный вопрос (задание), стараясь выработать коллективное мнение или подготовить вывод. Затем представитель каждой подгруппы докладывает всем о принятом командой решении или о сформулированном ответе. Главная цель такой технологии – подтолкнуть участников к высказыванию своих мнений и к активному участию в дискуссии.

Название технологии связано с тем, что группы, включаясь в обсуждение одновременно, производят впечатление огромной стаи жужжащих насекомых.

Как показывает наш опыт, несомненным преимуществом этой технологии обучения является то, что в нее активно вовлекаются все обучаемые, а инструментом мотивации становится конкуренция между подгруппами. Такая организация работы позволяет научить студентов за короткое время в интенсивном ритме работы решать разные проблемы, формулировать идеи, а потом сообщать о результатах работы, выслушивать комментарии, отвечать на вопросы и проводить коррекцию сделанного.

Педагогу очень важно не прерывать выступающего от подгруппы, а фиксирует ключевые слова или выводы на флип-чарте или доске. А также следить за соблюдением равноправия, давая шанс каждой подгруппе сделать свою презентацию, не позволяя какой-либо из них «захватывать» все коммуникативное пространство. В рамках данной технологии возможно использование кейсов или разработка проектов.

Создание интеллекткарты, как одного из методов представления информации, может быть индивидуальным или групповым. Самое главное – обучить студентов методике ее разработки.

Такой метод помогает обучающимся справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его, позволяет лучше использовать возможности мозга, поскольку с его помощью можно объединить информацию, отобразить взаимосвязи, визуализировать мысли.

Как показала практика применения данной технологии обучения, обучаемый избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации. Будущие специалисты в области рекламы и связей с общественностью, овладев методикой создания интеллект-карт, могут использовать их при выполнении всех организационных и структурирующих задач в компании.

Суть технологии заключается в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке. С этой целью необходимо определить: каковы основные аспекты проблемы; какие понятия являются взаимосвязанными; что важнее всего остального при рассмотрении данной проблемы.

Строки располагаются на листе в виде большой диаграммы, так чтобы четко просматривалось соответствие различных ее частей (визуализация облегчает целостное восприятие понятия и в то же время позволяет сфокусировать внимание на деталях, стимулировать креативное пошаговое мышление).

Само создание интеллект-карты начинается с рисунка – он служит образом, от которого можно отталкиваться. Использовать нужно не менее трех цветов. Затем следует осуществить следующие действия [2, 3]:

1. Расположить свои мысли вдоль веток-линий так, чтобы они расходились от центра в стороны в порядке их значимости. Все ключевые термины должны быть написаны заглавными буквами тоже вдоль линий. На одну линию должен приходиться только один термин. Для выделения ключевых слов нужно использовать любимые цвета.

2. Выделить разную значимость мыслей с помощью толщины линий и интервала между буквами.

3. Подчеркнуть существующие между идеями ассоциативные связи, соединяя «ветки» одну с другой, а также с помощью замкнутых контуров, кривых, контуров. Можно также использовать символы (например, грустные и веселые физиономии) для наглядной иллюстрации любых позитивных и негативных материалов.

Там, где возможно, можно  использовать графические элементы или эмоционально окрашенные слова.

Однако следует отметить, что более эффективным, с точки зрения достижения учебных целей, на первом-втором курсах бакалавриата является индивидуальное картрирование. На старших курсах, при условии обучения студентов методики создания интеллект-карт и достаточно частого применения данной технологии на учебных занятиях, более эффективно – групповое.

Отметим, что применение интенсивных технологий обучения при подготовке специалистов в области рекламы и связей с общественностью позволяет перейти на субъект-субъектные отношения, сформировать коммуникативное пространство, в рамках которого не только педагог, но и обучаемые заинтересованы в активной учебной (мотивационный аспект обучения) работе.

 

Библиографический список

  1.      ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью // www.fgosvo.ru
  2.      Виленский, В.Я., Образцов, П.И., Уман, А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе:  учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 275 с.
  3.      Волкова, В.В., Суворов, В.Л., Федотов В.В. Технологии профессионально-ориентированного обучения: Учебное пособие. – М.: ВАГШ ВС РФ, 2012. – 246 с.

 

 

 

THE USE OF INTENSIVE TECHNOLOGIES OF EDUCATION IN THE TRAINING

OF STUDENTS, FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF ADVERTISING

AND PUBLIC RELATIONS

 

V.V. Volkova, doctor of pedagogical sciences, associate professor

Russian state humanitarian university

(Russia, Moscow)

 

Abstract. The article describes the use of intensive learning technologies in the training of future professionals in the field of advertising and public relations. It is stated that the use of these technologies contributes to the formation of different types of competences, and the training of students in the methods of application of these technologies will allow them to effectively solve the problems of professional activity.

Keywords: modernization of higher education, higher education, intensive training technologies, buzzing groups, intelligence maps.