Носкова Н.А. Использование инструментов фандрайзинга для развития сферы культуры в Российской Федерации // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 170-174.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФАНДРАЙЗИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Н.А. Носкова, старший преподаватель

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения инструментов фандрайзинговой деятельности для реализации целей государственной культурной политики в РФ. Рассматриваются особенности меценатской, благотворительной и спонсорской деятельности, как основных источников развития культуры. Приведены практические примеры применения инструментов фанрайзинга в развитии сферы культуры РФ, как на уровне частных лиц, так и на уровне государства.

Ключевые слова: фандрайзинг, меценатство, благотворительность, сфера культуры, культурная политика.

 

Понятие фандрайзинга пришло к нам из США, где оно употребляется в секторе некоммерческих негосударственных организаций, выполняющих задачи, на которые частный и государственный сектора экономики обращают внимание по остаточному принципу. Под фандрайзингом, в широком смысле слова, понимают процесс привлечения внешних ресурсов, необходимых для реализации какого-либо проекта или осуществления какой-либо деятельности. Изначально сфера некоммерческой деятельности некоммерческих негосударственных организаций была крайне узка, однако со второй половины XX века общее количество занятых в этой сфере начинает возрастать.

В целом источники привлечения фандрайзинговых средств для учреждений культуры можно разделить на следующие группы (табл. 1)

 

Таблица 1. Источники привлечения фандрайзинговых средств [1]

Источник

Основные формы оказания поддержки

Механизмы привлечения

Различные фонды (государственные, частные, корпоративные)

Выделение денежных средств, как правило для реализации какого-либо проекта. Для распределения денежных средств или иной помощи в большинстве случаев используют процедуру открытого конкурса

Подготовка грантовой заявки по определенной форме для реализации какого-либо проекта

Коммерческие организации

Разовые и (реже) регулярные пожертвования денежными средствами или товарами, услугами; партнерские программы; перечисление фиксированного процента с продажи определенного товара и т.д.

Четких процедур получения поддержки нет; инициатива, как правило, исходит от учреждений культуры; соглашение достигается путем переговоров

Частные лица

Разовые и (реже) постоянные пожертвования денежными средствами или товарами; массовые акции по сбору средств и индивидуальное донорство

Посредством личного контакта, через Интернет, социальные сети, платежные терминалы, СМС. Четких процедур получения помощи нет; инициатива исходит от учреждений культуры; договоренности достигаются путем переговоров и массовых коммуникаций

Государственные источники (органы государственной власти и местного самоуправления).

 

Премии и стипендии для молодых деятелей культуры и искусства, различные гранты.

В основном используются конкурсные процедуры различного характера, реже иные механизмы

Подготовка заявки по определенной форме. Большинство средств перечисляется как субсидии

 

 

Развитие фандрайзинга в нашей стране неразрывно связано с развитием благотворительной деятельности. В советский период в нашей стране понятие благотворительности отвергалось и не принималось обществом. Однако в современном мире наблюдается противоположная тенденция. В Российской Федерации интерес к фандрайзинговой деятельности в сфере культуры возрастает, особенно в условиях кризисных явлений в экономики, когда происходит значительное сокращение бюджетного финансирования. Также важным фактором, стимулирующем развитие фандрайзинга в сфере культуры в РФ, является реформа государственных учреждений и перевод ряда из них в статус автономных. Таким образом, многие музеи, театры, культурно-досуговые организации вынуждены выходить на рынок фандрайзинга.

Следует отметить, что развитие благотворительности в целом, а также стремительное развитие инфраструктуры фандрайзинга (доступных онлайн-технологий, платежных механизмов, социальных сетей) снижает барьеры как со стороны доноров, так и со стороны фандрайзеров, делает фандрайзинг более доступным в плане времени, квалификации, финансовых вложений. Современные инструменты фандрайзинга уже эффективно используются рядом российских учреждений культуры. Наиболее ярким примером выступает библиотечный сектор, где активная кампания по привлечению внебюджетных средств проводится начиная с 90-х гг. прошлого века.

В связи с тем, что понятие «фандрайзинг» является заимствованным, возникает необходимость рассмотреть данное явление с точки зрения российского законодательства с целью определения законности такого вида деятельности на территории РФ. В российской законодательной практике действуют два закона, регламентирующие деятельность по привлечению денежных и иных ресурсов для осуществления своей деятельности учреждениями сферы культуры:

1. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».

2. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Так, под меценатской деятельностью понимается деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства [2], а под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [3].

Однако сегодня существует некоторая неоднозначность с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и считать эти понятия синонимами неверно. Спонсорство означает оказание помощи на определенных условиях, например, вложение средств при условии того, что финансируемая организация прорекламирует спонсора. Меценатство представляет собой бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Благотворительность, согласно определению предложенному в законе [3], очень близка понятию меценатства. При этом разница состоит в том, что благотворительность это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида. Таким образом, говоря про фандрайзинг в РФ, стоит иметь в виду благотворительную деятельность в общем виде и в исключительном случае меценатскую.

С точки зрения функционирования сферы культуры в условиях кризиса наибольшую поддержку оказывают именно меценаты. Так, например, в Санкт-Петербурге группа ВТБ традиционно поддерживает разнообразные проекты в области культуры и искусства, выступая меценатом для целого ряда художественных коллективов: Русского Музея, Филармонии, Мариинского театра, СПб ГХПА им. А.Л. Штиглица, поддерживает театральные фестивали «Балтийский дом» и «Дягилев постскриптум». Однако, набирающей обороты альтернативой становится именно благотворительная деятельность. Данное обстоятельство обусловлено осознанием обществом важности сохранения и развития культурного наследия и достояния страны, помощи в раскрытии молодых талантов, помощи социально незащищенным слоям населения в возможности приобщения к культуре и искусству, а также развитию их творческого потенциала. Сегодня благотворительной деятельностью занимаются такие крупнейшие российские компании как ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», «Альфа Банк» и многие другие.

Как известно, одним из основных стимулов развития фандрайзинговой деятельности являются меры налогового поощрения благотворителей и меценатов. Однако, в РФ в настоящее время каких-либо специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью и меценатством, Налоговый кодекс не содержит, при этом по региональным налогам законодательными актами субъектов РФ налоговые льготы могут быть установлены на уровне региона. Также отметим, что законом «О меценатской деятельности» в 2014 году были определены способы поощрения меценатов. В соответствии с ним, региональные и муниципальные органы власти в сфере меценатской деятельности с имеют право:

 осуществлять меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки;

 присуждать меценатам награды и почетные звания;

 устанавливать на зданиях, сооружениях, принадлежащих получателям меценатской поддержки, и на соответствующих территориях информационные надписи и обозначения, содержащие имена меценатов;

 принимать меры, способствующие формированию положительного отношения к меценатам [2].

О возрастающей роли фандрайзинговой деятельности в сфере культуры свидетельствует увеличение благотворительных фондов, премий, различных благотворительных акций, проектов, конкурсов и т.п. Рассмотрим наиболее значимые примеры фандрайзинга в РФ.

В 1999 году был основан некоммерческий Благотворительный фонд В. Потанина с целью реализации благотворительных программ в сфере образования и культуры [4]. Так, в рамках программы фонда «Меняющийся музей в меняющемся мире» выделяются гранты сотрудникам музеев РФ на реализацию современных музейных проектов, с целью адаптации российских музеев к динамичным условиям современного мира, а также продвижения инновационных подходов в музейном деле.

Корме того, фонд на законодательном уровне занимается продвижением инициатив для формирования профессиональной благотворительности в стране, развития меценатства и филантропии.

Основанный в 2004 году Благотворительный фонд М. Прохорова осуществляет поддержку культуры российских регионов и их интеграцию в мировое культурное пространство, с целью повышения в них интеллектуального уровня и творческого потенциала [5]. Приоритетным проектом Фонда является ежегодная литературная Премия «НОС», которая основана для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Данная премия входит в программу Фонда «Книжный мир». Важно отметить, что деятельность Фонда М. Прохорова реализует важнейшие направления Основ государственной культурной политики РФ [6] в области поддержки и развития русского языка и библиотечного дела.

С целью популяризации и приумножения традиций российской академической школы живописи в 2003 году был создан международный Фонд «Культурное достояние» [7]. В состав Попечительского совета Фонда входят видные деятели русской и мировой культуры, которые обеспечивают высокий и объективный уровень оценок и решений. Деятельность Фонда направлена, в первую очередь, на поддержу молодых талантливых художников. Фонд организует творческие мероприятия, конкурсы, выставки, издания арт-альбомов и т.п.

Так как фанрайзинг предполагает и государственную поддержку, то можно отметить, что российское государство использует различные инструменты такого вида поддержки учреждений и деятелей сферы культуры. Государство ежегодно учреждает премии и стипендии для молодым деятелей культуры и искусства, гранты в форме субсидий для поддержки инновационных проектов в области современного искусства, гранты для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства и т.д. [8]

В целях приобщения детей и молодежи к истории и культуре России Министерством культуры России в 2014 году были подготовлены и проведены:

 конкурс «Уникум» для одаренных детей, занимающихся художественным творчеством;

 всероссийская выставка творческих работ детей и юношества «Спасибо деду за Победу!»;

 конкурс проектов по организации вело- и пешеходных маршрутов;

 конкурс на определение лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений и др.

Подводя итог анализу фандрайзинговой деятельности в сфере культуры России можно отметить, что наметился положительный тренд в развитии системы взаимодействия сферы культуры и инвесторов как со стороны частного сектора, так и со стороны государства. Важным является тот факт, что обязательным условием успешного регулирования сферы культуры и эффективной реализации государственной культурной политики является совершенствование законодательной базы, особенно в области благотворительной и меценатской деятельности, которая сегодня является важным источником внебюджетного финансирования культурно-творческой активности. Такая необходимость нашла свое отражение в Стратегии государственной культурной политики до 2030 года [9]. Таким образом, можно говорить о положительных перспективах развития фандрайзинга в сфере культуры в Российской Федерации.

 

 

Библиографический список

1. Магомедов М.Н., Носкова Н.А., Холодкова К.С. Управление фандрайзинговой деятельностью учреждений культуры в условиях кризиса // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы менеджмента» 28 апреля 2016 г. СПбГЭУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) / СПб: ЛЭТИ, 2016 г.

2. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».

3. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

4. Благотворительный Фонд Михаила Потанина [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.fondpotanin.ru/ (дата обращения: 17.10.16).

5. Благотворительный Фонд Михаила Прохорова [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.prokhorovfund.ru (дата обращения: 17.10.16).

6. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808).

7. Международный фонд «Культурное достояние» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fond-kd.ru (дата обращения: 17.10.16).

8. Барсуков Д.П., Носкова Н.А. Государственная поддержка творческих инициатив организаций сферы культуры // Петербургский экономический журнал. – 2015. – №4. – С. 39-47.

9. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-р.

 

 

USING THE TOOLS OF FUNDRAISING FOR THE DEVELOPMENT OF

IN THE SPHERE OF CULTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

N.N. Noskova, senior lecturer

Saint-Petersburg state institute of film and television

(Russia, Saint-Petersburg)

 

Abstract. The article discusses the possibility of applying the tools of fundraising activities for the purposes of the state cultural policy in the Russian Federation. Discusses the features of patronage, charity and sponsorship as the main sources of culture. The examples of practical application of the tools funraising in the development of culture of the Russian Federation, both at the level of individuals and at the state level.

Keywords: fundraising, charity, philanthropy, culture, cultural policy.