Дунаева Т.Ю. Использование ЭОР в образовательном процессе ВУЗА // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 45-47.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

 

Т.Ю. Дунаева, канд. биол. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления развития электронно-образовательных ресурсов, которые позволяют повысить уровень читаемых курсов и сэкономить время, чтобы создать эффективную среду для образовательного процесса.

Ключевые слова: IT технологии, электронный образовательный ресурс, высшее образование.

 

 

В последнее десятилетия появились и получили распространение новые инструментальные средства эффективного обеспечения образовательного процесса. Учебный процесс в современных вузах немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) дает возможность обучающимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. Расширенное понятие ЭОР это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, электронных изданий, аудио и видео, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек в сети Интернет. ЭОР подразделяется на: мультимедийные, программные, изобразительные, аудио и текстовые продукты; электронные аналоги печатных изданий.

В рамках учебного процесса ЭОР могут объединяться в электронный учебный курс – это тематически завершенный, структурированный преподавателем учебный материал, который через Интернет или на электронных носителях поставляется обучающемуся. Электронный учебный курс предназначен, для самостоятельной работы с иллюстративными возможности мультимедийных материалов. ЭОР соответствует обычному курсу и содержит весь необходимый для самостоятельного обучения материал и тестовые задания для контроля полученных знаний по заданной теме.

В отечественном высшем образовании подготовка учебно-методического обеспечения (УМО) в электронном виде является одним из основных видов учебно-методической работы преподавательского состава. Организацию УМО образовательной программы (ОП) удобно рассмотреть на примере комплекта УМО по направлению подготовки «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». По ФГОС 3, выпускник программы бакалавриата по данному направлению должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

 способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

 способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

Кроме того стандарт определяет компетенции вуза для реализации формирования общекультурных компетенций выпускников, например, компетенций социального взаимодействия. Самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера. Высшее учебное заведение должно сформировать социальную среду, создать условия, необходимые для возможности получить навыки перечисленных компетенций в процессе обучения.

Необходимость формирования информационной среды прямо определяется ФГОС, в которых указывается, что современный вуз в условиях информационного общества должен обеспечивать: возможность для изучения и преподавания любой дисциплины с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в целях, отвечающих современным образовательным приоритетам; планирование; фиксацию результатов; прозрачность образовательного процесса; управление на различных уровнях образовательным процессом в вузе с привлечением всех субъектов образования и всех перечисленных выше возможностей.

Одна из составляющих применения ИКТ в вузах – это обеспечение условий для эффективных планировании, разработки и использования учебных курсов с использованием информационных технологий и ЭОР. Для реализации курса с использованием ИКТ и ЭОР необходимо наличие следующих условий:

 наличие современных условий (материальных и информационных) средств обучения;

 сформированность ИКТ-компетентности преподавателя и студента;

При наличии вышеописанных условий преподаватель, разрабатывает курс с использованием информационных технологий и ЭОР и знакомится с методикой использования ИКТ студентов.

Важно постепенно водить студентов в ЭОР. Например, в начале занятия, целесообразно будет провести небольшую компьютерную презентацию или видеофильм для иллюстрации постановки задачи обучения с помощью ЭОР. На следующе стадии предполагается соотнесение новой информации с собственными знаниями, установление новых смысловых и логических связей. Именно здесь применение ЭОР особенно действенно, поскольку они могут содержать необходимую информацию по изучаемым вопросам. Наиболее эффективной видеться самостоятельная работа с ЭОР, особенно если работа завершится обсуждением изученных вопросов. Ответы могут быть оформлены в графическом виде (кластеры, схемы, таблицы) или в текстовой форме (тезисы, эссе, двухчастный дневник, разметка текста).

В современных вузах уделяется большое внимание интернет-активности обучающихся в учебных и исследовательских целях. В вузах поддерживается интерес молодежи к работе с интерактивными web-ресурсами, осуществляются условия доступа в процессе обучения с применением ИКТ. Преподаватели и студенты используют возможности работы online в нескольких системах:

 Электронно-образовательные ресурсы;

 Создание тематических групп в социальных сетях;

 Электронная база бально-рейтинговой системы оценки студента в течение семестра (ЭБ БРС) [1, С. 183-189].

Основной задачей в настоящее время является готовность преподавателей работы с ИКТ:

 возможность разработки новых методов и технологий преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации;

 способность к руководству научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП;

 готовность к преподаванию учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП.

Важно, чтобы, студенты осваивающие курс могли иметь все перечисленные возможности, а, соответственно преподаватели, мотивацию, связанную с освоением и реализацией обучения с помощью ИКТ.

Таким образом, применение новых информационных технологий, каковыми являются ЭОР, позволяет разнообразить учебные занятия, сделать их более интересными, познавательными и полезными для обучаемых.

 

Библиографический список

1. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-7. С. 183-189.

2. Гарова Н. Информационно-образовательные технологии в повышении качества обучения студентов вуза // Учитель. – 2007. – №3. – С. 89-90.

3. Богданов И.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2001. – №1. – С. 72-84.

 

 

USE OF EORE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

 

T.Yu. Dunaeva, candidate of biological sciences, associate professor

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article examines the main directions of the development of e-learning resources, which allow to increase the level of the read courses and save time, to create an effective environment for the educational process.

Keywords: IT technologies, electronic educational resource, higher education.