Герасимов Б.Н. Инструменты мышления и деятельности в образовательной деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №9. – С. 72-79

ИНСТРУМЕНТЫ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор

Международный институт рынка

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. Современные культура и наука связана со продуктивным применением инструментов мышления и деятельности. Все известные инструментов мышления и деятельности объединены в несколько групп. Представлена подробная характеристика логических и социальных инструментов мышления и деятельности. Особая роль отводится интенсивным образовательным технологиям, включающим инструменты мышления и деятельности для повышения эффективности подготовки специалистов.

Ключевые слова: мышление, деятельность, инструменты, интенсивные образовательные технологии, образование, коммуникации.

 

 

Известный ученый Э.В. Ильенков в одной из своих работ заключал: «Мышление это самое загадочное свойство человеческого тела». Мышление выступает как способ действия тела. Мышление есть способ его существования как мыслящего объекта: человек, действуя, реагируя на действительность, может пошевеливать руками, может и мыслить.

Продукт мышления пространственно выраженное изменение в действительности, осуществляемое телом. Э.В. Ильенков размышлял: существует внешний, по отношению, в данном случае, к телу человека, мир. Он связан причинно-следственными отношениями; человек может строить свои действия сообразно причине, либо сообразно цели, точнее – идеалу [4].

Э.В. Ильенков вслед за Спинозой – одним из предшественников научного материализма солидаризируется с тем, что феномен мышления связывается с реальной деятельностью мыслящего тела.

Свобода воли в таком случае это свобода от рабской зависимости от внешних обстоятельств, но не всех, а от ближайших – частных и случайных. Человек не может встать над всеобщей связью явлений природы, а только над частным и случайным по отношению к ней, но существующим для него [1, 2].

Фактом разумной воли, т.е. свободной воли, является активизация волевого процесса в своей триаде: эмоции мышление воля. При этом замена «механического» мышления на «дисциплинированное» (по Г.И. Гурджиеву) «патогенного» мышления на «саногенное» (по Ю.М. Орлову) – приводит субъекта к ииновационному мышлению.

К вопросу обучения инновационному мышлению можно отнести большой пласт эмпирических изысканий исследователя Г.И. Гурджиева, который через контекст деятельности «быть и делать» развил инновационное мышление всех участников школы «Института гармонического Человека» (1911 г.). «Думать во время работы это то же самое, что помнить себя» говорил он. Все, что связано с саморазвитием, самоизменением ментально. Субъект должен обучаться через чувства и тело. «Знания, достигнутые умом, утверждал автор, – бесполезны, ибо только тело и чувства могут «делать», «…в уме возникло желание что-то достичь, изменить что-то. Но только в уме. И до сих пор ничего не изменилось. Остается по-прежнему только эта идея в голове. Даже если он будет работать десять лет своим умом? будет изучать день и ночь? будет помнить себя и умом делать усилия, ничего полезного и реального не будет достигнуто, так как в самом уме изменять нечего… Сила изменения заключена не в уме, но в теле и чувствах» (Г. Гурджиев, 1922 г.).

При разработке сложных управленческих технологий необходимо пользоваться определенным инструментарием [19]. Такими средствами являются единичные технологии – инструменты мышления, деятельности и коммуникаций [20, 21]. Это простейшие операции, выстраиванием которых получают более сложные технологии. Среди них выделяют логические, социальные, психологические и технические инструменты.

 

 

Таблица 1. Инструменты мышления, деятельности и коммуникаций

Логические

Социальные

Психологические

Технические

Анализ

Синтез

Сведение

Восхождение

Индукция

Дедукция

Идентификация

Разграничение

Выделение

Рефлексия

Понимание

Непонимание

Выращивание идеи

Сомнение

Критика

Отрицание

Инверсия

Группообразование

Сотрудничество

Компромисс

Консенсус

Соревнование

Позиционная динамика

Групповая работа

Дискуссия

Принуждение

Убеждение

Манипулирование окружением

Конфликт

Угроза

Давление

Регистрация

Утверждение

Объявление

Оформление

Согласование

Фиксация

Представление

Ранжирование

Копирование

Рассылка

 

 

Логические инструмента инструменты мышления, содержащие технологию решения проблем. Большинство инструментов мышления используются для упорядочивания работы с текстами, для повышения культуры содержательной деятельности. Правильное применение текстов позволяет, как правило, выйти на новое содержание, определить новые направления деятельности по преодолению противоречий и трудностей. Умелое владение этими инструментами существенно повышает интеллектуальный потенциал участников интеллектуальной деятельности, делает исследование более научным, а выводы более весомыми и обоснованными. Выделяют конструктивные и разрушающие инструмента. К первой группе по работе [4] относятся:

 анализ – последовательное и упорядоченное расчленение задачи, идеи, тезиса, ситуации и т.д. на части, определение их содержания, особенностей и границ, установление между ними связей.

 синтезинструмент агрегирования, соединения различных идей, фрагментов содержания, элементов ситуации и т.д. В основе этого инструмента лежит операция порождения некоторого целого из составных частей;

 сведениеинструмент перехода от сложного к простому. Используется в мыслительной деятельности с уже имеющимся сложным содержанием, в т.ч. в виде текстов. Включает следующий комплекс действий: сбор воедино всех имеющихся по данному вопросу сведений; определение, нельзя ли вывести из собранного материала какие-то выводы, узнать что-то новое; поиск сведений, суждений, утверждений, которые кажутся важнее, понятнее и проще [6];

 восхождениеинструмент перехода от простого к сложному. Заключается в последовательном и постепенном движении от простейших фактов, суждений, утверждений – к более сложным и богатым;

 индукцияинструмент мышления, в ходе применения которого делаются умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов совершается переход к общим положениям;

 дедукция – умозаключение от общих положений к частностям, к конкретным фактам;

 идентификация – проверка на соответствие одного объекта, явления и т.д. другому или заданным свойствам;

 разграничение – точное определение, отделение одного от другого;

 выделение, выбор – расчленение совокупности и определение ее части для какой-либо цели;

 ретроспектива – мыслительное движение от следствия к причине, поиск причин какого-либо явления;

 перспектива – мысленное конструирование следствия, исходя из определенных причин, прогноз;

 ранжирование – распределение по какому-либо признаку в определенном порядке;

 выявление – поиск, генерация идей;

 преобразование – анализ объекта и его синтез в новом качестве, с новой структурой и т.д.;

 формулирование – вербализация, перевод мысли (знания) в знаковую форму;

 рефлексияинструмент осмысления процесса, способов и результатов мыслительной деятельности и практических действий. Рассматривается как такой поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое сознание, мышление, сознание и мышление других людей cо стороны.

 понимание – выяснение содержания некоторого материала, ситуации, процесса при помощи различных интерпретаций. Практическое понимание совершается за счет либо повторения сказанного, написанного, увиденного своими словами с последующей корректировкой другими. Либо построения специальных интерпретационных схем, служащих материалом для совместного обсуждения;

 выращивание идеи – способ мыслительной работы, состоящей в развитии, разворачивании, выстраивании какой-либо идеи, мысли, гипотезы. В ходе применения этого инструмента накладывается «табу» на ряд инструментов, в т.ч. на критические высказывания, отрицание, проблематизацию и другие «разрушающие» техники работы. Эффективно развиваются идеи путем ассоциации, обособления, поиска оснований и доводов «за».

Второй набор инструментов мышления условно называется «разрушающими», ориентированными на поиск слабых, уязвимых мест в мыслительной работе, ее предпосылках и результатах. Одна из важных функционалов данных инструментов – побуждение к углублению аргументов, повышению уровня их обоснования, устранению противоречий, затруднений и барьеров, генерации и выращиванию новых идей [8]. Разрушающие инструменты – это:

 непониманиерегистрация отсутствия восприятия того, что утверждается, предлагается. Этот инструмент направлен на поиск новых идей, новых аргументов, более простых и убедительных формулировок и доводов, на создание продуктивного интеллектуального напряжения в группе;

 сомнение – внесение неуверенности в правильности идеи, сделанной индивидом, группой. Этот инструмент позволяет задерживать группу на одном этапе работы для более углубленной проработки содержания обсуждаемых вопросов, идеи (альтернативы).

 проблематизацияинструмент, состоящий в требовании объяснить, почему индивид или группа утверждает и делает то-то и то-то, настойчиво фиксируя шаткость либо отсутствие оснований делаемых утверждений. За счет этого инструмента обычно существенно повышается продуктивность и качество мыслительной деятельности, формируются навыки поиска, проработки и построения оснований своих суждений, представлений, утверждений и действий;

 критика – фиксация недостатков представленного содержания, способов его получения и представления. Этот инструмент устанавливает, выявляет слабые стороны того или иного построения аргументов, развивает навыки конструктивного отношения к противоречиям и недостаткам, поддерживает умения отстаивать свою точку зрения (позицию).

 отрицание – на все высказывания и предложения участников работы руководитель говорит «нет». Цель этого инструмента поиск новых идей, отработка навыков аргументирования, создание продуктивного творческого напряжения, расширение содержательного поля работы, в т.ч. использование другой созидательной техники мышления.

 инверсия – утверждение прямо противоположное тому, что утверждается или высказывается одним или несколькими участниками работы, фиксация и обоснование собственной точки зрения, акцентирование внимания на возможности противоположного подхода.

 приведение к абсурду – данный инструмент реализуется за счет следующих действий: определение содержания тезиса, который будет опровергаться; утверждение допущения, что он истинен; вывод из этого утверждения, последний из которых абсурден; фиксация логического закона, согласно которому из истинного утверждения может быть получено только истинное следствие; фиксация связи между абсурдностью вывода и ложностью основного тезиса;

Социальные инструменты – это инструмента, ориентированные на интенсификацию коллективной мыследеятельности. Выделяют два основных инструмента – групповая работа и дискуссия.

Групповая работа – совместная мыслительная деятельность коллектива людей численностью от 3 до 10 человек, решающих задачу (проблему), носителями которой они являются. Участники сами устанавливают нормы взаимодействия и выбирают инструмента своей работы, самостоятельно её направляют. По сравнению с индивидуальной групповая работа имеет более высокий потенциал для решения сложных проблем. Она позволяет получить синергетический эффект, состоящий в том, что результаты работы группы превышают простую сумму результатов работы её отдельных членов [10].

Групповая работа включает по работе [11] несколько этапов: группообразование; позиционная динамика; сотрудничество; соревнование; конфликт. Основные операции:

 выработка решений в области управления организациями различного типа, выработка проектных решений;

 формирование сплоченных коллективов, способных к продуктивной работе, ускорение развития коллективов предприятий и их подразделений, формирование прогрессивных ориентаций коллективов, готовности к решению сложных задач и ответственности за свою деятельность;

 решение задач и проблем в области обучения – формирование и развитие у участников широкого комплекса умений и навыков, а также способностей, связанных с общением, мыслительной и организаторской работой, например, навыков аналитического мышления, самоанализа, выработки новых идей, саморегулирования в общении и деятельности, умений и навыков, способствующих саморазвитию. Дадим характеристику процедурам.

Группообразование – первичное формирование коллектива из нескольких человек [7]. При этом формируются начала узкой специализации каждого их членов группы, выбираются средства и методы координации и кооперации совместной деятельности, способы и формы интеграции мышления и коммуникаций разных участников в какой-либо области.

Позиционная динамика. Функционирование и развитие группы определяется характером межпозиционных взаимодействий и направлениями изменения позиций участников [14]. Для организации позиционной динамики удобно пользоваться тремя типами позиций, рассматриваемых как места в системе деятельностей, предписывающие участникам работы определенный способ видения, восприятия реальности и определенные направленность, способы и инструмента деятельности, – функциональными, ролевыми и личностными.

Функциональные позиции соответствуют должностям, профессиям и т.д. [5]. Ролевые позиции определяются на основе разделения в рабочем процессе принимаемых на себя обязанностей. Ролевые позиции разбиваются на следующие виды: содержательные, методологические, организационные, социальные, педагогические и психологические. Личностные позиции формируются на основе оценочного отношения участников к тем или иным моментам групповой ситуации, коммуникациям и деятельности.

Сотрудничество понимается как продуктивное взаимодействие для достижения желаемых (заданных) результатов [16]. Сотрудничество реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается позитивными эмоциями. В основе сотрудничества лежит процесс кооперации, суть которого заключается в особом способе соединений индивидуальных действий для выполнения совместной деятельности. Включает следующие операции:

 специализация действия участников на некотором отрезке групповой работы. На другом отрезке специализация может быть другой;

 координация этих действий, т.е. помощь в наладке между участниками коммуникации, согласование и упорядочение действий;

 интеграция индивидуальных действий участников в единую коллективную деятельность за счет их подчинения требованиям и задачам группы как целостного организма. Это особенно важно, если на данном этапе работы есть кто-то, противостоящей всему остальному коллективу.

Соревнование понимается как продуктивное взаимодействие участников группы или отдельных групп для значительного повышения результативности деятельности группы на основе мобилизации производительных сил, концентрации мышления за счет возникновения состязательного напряжения [12]. Включение естественного для людей соревновательного напряжения возможно за счет следующих операций:

 выделение членов группы либо несколько подгрупп, приблизительно равных по творческому и интеллектуальному потенциалу;

 формирование ситуации, в которой только одна сторона может победить;

 организация работы участников, ориентированной на «выигрыш», на победу. Для этого можно использовать оппозицию «Мы – Они» и дефицит рабочего времени;

 фиксация факта победы и поражения; организация группового анализа причин более и менее успешной работы.

Конфликт понимается как взаимодействие участников работы, в котором противоречивые стремления приводят к противодействию, полярности точек зрения, по крайней мере, для одной, а, чаще всего, из сторон [13]. Ущерб в процессе обсуждения или дискуссии может быть социально-психологическим – снижение престижа индивидуума в группе, осуждение со стороны группы и т.п., либо содержательным – опровергнутая точка зрения, доказанная несостоятельность доводов и т.п.

Дискуссия используется как форма коллективной работы, направленная на решение любых проблем или задач, формулирование предложений, определение границ феномена или ситуации. Главной задачей дискуссии является не выработка общего мнения или решения, как это часто ошибочно считается, а выявление, уточнение, обоснование, развитие и столкновение разных позиций и точек зрения, участвующих в дискуссии групп [15].

При этом очень важно не подвести всех участников под общий знаменатель, а предоставление возможности каждому сформулировать и развить свой собственный взгляд на данный вопрос, соотнесение его со взглядами других и, если есть в этом необходимость, корректировка его с учетом всей ситуации.

Психологические инструменты – это совокупность процедур, позволяющих преодолеть ограничения человека, раскрыть его способности. Следует выделить методы власти и влияния, психофизиологические технологии, психологические инструмента нападения, защитные механизмы личности.

Методы власти и влияния являются способами внешнего воздействия на поведение человека [15]. Они не требуют каких-то особых знаний и могут быть действенны лишь в тех случаях, когда человек осознает и может контролировать свое поведение. Различают методы, основанные на обязанности, предполагаемой компетенции, отождествлении с руководителем, представлении о зависимости, принуждении, убеждении, манипулировании окружением и изменении сил внешнего воздействия [18].

Каждая технология может быть рассмотрена в виде совокупности операций, которые представлены в определенной последовательности.

Психофизиологические технологии позволяют изменить параметры процесса, происходящие внутри человека при тех же самых возмущающих факторах. Они предназначены для воздействия на подсознание человека в тех случаях, когда он рад бы действовать иначе, но не может. К ним относятся: «смена глазных сигналов доступа», переключение из ассоциированного состояния в диссоциированное, рефрейминг» и т.д.

Технические инструменты представляют собой элементарные операции (процедуры), такие как регистрация, представление, утверждение, выбор, вычисление и т.д. Они не требуют мысленного напряжения, но являются необходимым атрибутом реализации управленческой деятельности.

Знание инструментов мышления и деятельности позволит более четко определить методы и технологии, используемые в управленческой деятельности, понять их состав и содержание, а также разрабатывать новые технологии для нестандартных ситуаций [9]. Это не полный перечень инструмент, которые используются в технологиях элементов менеджмента. Состав и последовательность расположения различных инструмент определяет конкретную социальную технологию.

Стандартные социальные технологии, так или иначе, достаточно известны, в силу их очевидной необходимости в работе управленца (например, мотивация, власть, убеждение, деловая беседа и т.д.).

Нетипичные технологии, которые необходимо использовать в той или иной конкретной ситуации или для конкретного человека, требуют ситуационной разработки и мгновенной реализации иногда в условиях дефицита времени.

Для образовательного процесса автором подготовлены такие задания, которые через интенсивные образовательные технологии (ИОТ) наполнены конкретным материалом направлены именно на развитие мышления и приобретение способности переводить процесс мышления в деятельность и обратно. При этом наиболее эффективны именно те ИОТ, которые включают наиболее результативные инструменты, представленные выше [17]. Кроме того, важна также последовательность этих инструментов в рамках конкретной ИОТ, так как только определенное сочетание инструментов мышления и деятельности позволяет совместным действиям произвести синергетический эффект.

Таким образом, ИОТ, уже давно ставшие неотъемлемой частью современных образовательных процессов, непрерывно множатся и развиваются. Слет надеяться, что именно ИОТ и станут главным фактором повышения уровня общего и профессионального образования.

Построение образовательной деятельности с установкой на запуск, подержание и развитие процесса мышления развивает потенциал для рефлексивного осмысления пройденного материала [4]. Это касается как материала отдельных занятий, так и цепочек мышления, обозначенных в рамках всего образовательного процесса в конце семестра. При этом можно примерить на себя одежду специалиста (например, управленца) и заодно оценить преимущества и недостатки представленной преподавателем образовательной системы. Конечно, при этом студенты играют, в основном, «роль» подчиненных, но у них есть возможность, работая в группе, наиграть и другие более значимые роли, в т.ч. и управленческие. Им надо предоставить эту возможность различными формами и содержания практических занятий.

Необходимо, чтобы преподаватель управленческих дисциплин обладал умением объяснить, какие именно инструменты мышления, деятельности и коммуникаций он использовал и на какие результаты, благодаря этим инструментам, в образовательном процессе удалось выйти. При этом важно, чтобы те технологии управления или менеджмента, которые демонстрировал преподаватель, осваивали и обучаемые. А приобретение способности их повторять необходимо выполнять на материале, близком к реальной управленческой деятельности в организациях.

Современный преподаватель дисциплин управления должен быть универсальным специалистом: самостоятельным исследователем какой-либо актуальной научной проблемы, высокопрофессиональным педагогом, квалифицированным методологом и технологом, действующим, в крайнем случае, бывшим управленцем, иметь навыки психолога, социолога и консультанта и, наконец, быть носителем высокой духовной культуры, впитавшей пласты известных мировых традиций.

Таким образом, у обучаемых будет формироваться осмысленное понимание того или иного фрагмента педагогической деятельности как части Всеобщей картины Мира в виде Божественной Космической Игры, и на основе запредельной самоидентификации будет развиваться чувство личной причастности к постоянному становлению потока мировых событий.

 

Библиографический список

1. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.

2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353 с.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: МПСИ. 2010. 254 с.

4. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки. М.: Амфора, 2001. 160 с.

5. Герасимов Б.Н. Теория управления. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. 404 с. Серия «Энциклопедия управленческих знаний».

6. Герасимов Б.Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки. 2015. №4. С. 90-101.

7. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия её элементов // Russian Journal of Management. 2015. Т. 3. №3. C. 240-247.

8. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. №4. С. 20-33.

9. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодействия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. С. 121-128.

10. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т. 7. №1. С. 41-59.

11. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Технологизация управленческих процессов как методология их совершенствования // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. №4. С. 32-37.

12. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: процессы, структура, система. Самара: САГМУ, 2014. 272 с.

13. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. М.: Вузовский вестник: ИНФРА-М, 2016. 225 с.

14. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. 304 с.

15. Герасимов К.Б. Разработка модели развития системы управления процессами организации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. №31. С. 105-117.

16. Герасимов К.Б. Инструментарий технологизации системы управления процессами организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. №5 (31). С. 122-130.

17. Герасимов К.Б. Система управления продажами промышленного предприятия // Экономические науки. 2008. №46. С. 269-272.

18. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. 2 (4). С. 68-75.

19. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, СГАУ, 2009. С. 73-77.

20. Gerasimov K., Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // The International Journal of Educational Management. 2017. T. 31. №1. С. 45-55.

21. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the development of organization management system // Asian Social Science. 2015. Т. 11. №20. С. 82-89.

 

 

TOOLS OF THINKING AND ACTIVITY IN EDUCATIONAL ACTIVITY

 

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor

International market institute

(Russia, Samara)

 

Abstract. Modern culture and science is associated with the productive use of thinking and activity tools. All known instruments of thinking and activity are combined into several groups. A detailed description of the logical and social tools of thinking and activity is presented. A special role is assigned to intensive educational technologies, including thinking tools and activities to increase the efficiency of training specialists.

Keywords: thinking, activity, tools, intensive educational technologies, education, communication.