Винокурова Д.Ю. Инноватика как наука // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 9-11.

ИННОВАТИКА КАК НАУКА

 

Д.Ю. Винокурова, студент

Научный руководитель: Д.И. Панюков, канд. техн. наук, доцент

Поволжский государственный университет сервиса

(Россия, г. Тольятти)

 

Аннотация. Статья посвящена раскрытию содержания нового научно-технического направления инноватики. Исследована сущность понятия «инновация». Инноватика рассмотрена как наука управления процессами преобразования научных достижений в инновации. Причем инноватика как научная область рассмотрена в виде междисциплинарной науки, объединяющей теорию инноваций и теорию управления инновационной деятельностью.

Ключевые слова: инноватика, нововведения, образование, наука, внедрение.

 

 

Термины «новость», «новация», «инновация», «новшество» широко используются в литературе, в повседневной практике и нередко отождествляются, хотя несколько отличаются по своей сути. Эти термины объединяет то, что они отражают развитие, обновление. Любая социосистема развивается через обновление. Понятие «новое», «новость», «новация», «инновация», «новшество» отражают путь развития, который ведет к изменениям через ускорение постепенности движения и обновления всех элементов процесса: принципов, методов, целей, требует преодоления укоренившихся привычек, взаимосвязей, устойчивых тенденций и порождает новое качество, как: обновленную материально-технологическую базу, систему управления, общественные отношения, новый образ жизни, новые жизненные стили. В настоящий момент в высшем образовании существует целое направление подготовки бакалавров – 27.03.05 «Инноватика». Много говориться и он науке – «инноватика». Но можно ли утверждать, что инноватика это действительно наука, и насколько важно готовить для общества специалистов по инноватике – нужны ли они бизнесу, или это просто теоретики?

Нововведения являются одним из важнейших факторов развития современного мира. Способность продуцировать и воспринимать разного рода нововведения в наше динамичное время определяет судьбы отдельных субъектов, организаций, народов и обществ. Нововведения как инструмент преобразований и форма управления развитием производства стали объектом самостоятельного изучения во всех промышленно развитых странах. Сложилась целая область науки инноватика, которая решает проблемы формирования новшеств, их распространения, изучает причины сопротивления нововведениям и др. В центре интересов инноватики находится процесс изменения, т.е. перехода и перевода рассматриваемой системы из одного состояния в другое.

Появление инноватики как науки обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. В этом процессе не сложно проследить определенные закономерности: 1. спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, 2. бурного его подъема, 3. наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии. Эти фазы рассматриваются исследователями как некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. Вообще, термин «инновация» первоначально в 19 веке связывался с изменениями в культуре. В толковом словаре В.Даля «новшество» определяется как «…введенье новизны, новых обычаев, порядков». При этом, есть уточнением, что «…не всякое нововведенье полезно…» Однако ряд исследователей рассматривают процесс развития науки и техники, начиная с древнего мира, эпохи древнего палеолита, ознаменовавшегося изобретением первых орудий труда и первобытной техники. Действительно, эти процессы можно рассматривать как инновационные, учитывая то, что они стали одним из детерминирующих факторов общественного разделения труда, формирования общественных и производственных отношений в первобытном обществе. Изобретение каменных орудий, развитие способов обработки камня в эпоху мезолита; появление сложных орудий труда и возникновение на этой основе технологий построения жилищ (землянки, свайные постройки), шлифование, полирование, сверление, зарождение горного дела и совершенствование способов обработки камня; изобретение сверлильного станка. Изобретение колеса и колесных повозок. Зарождение текстильного и мехового производств в эпоху позднего неолита. Энеолит. Первое применение металла. Плавка. Появление первых медных орудий и оружия. Господство мотыжного земледелия. Строительство глинобитных наземных жилищ и землянок. Осознание важности позитивных инноваций для процветания государства и общества логичным образом приводит нас к изучению соответствующей науки о новшествах всех типов, которую называют Инноватикой [1].

Инноватика исследует закономерности появления и распространения инноваций, предпосылки и последствия внедрения новшеств в жизнь людей – в политику, экономику, в общественное сознание. Инноватика, помимо этого, изучает методы рациональной организации и управления инновационной деятельностью, связь с другими научными дисциплинами, с литературой, искусством, дизайном, а также с прочими видами креативной деятельности. Но можно ли назвать наукой ту сферу деятельности, в которой всё или почти всё, основывается на креативе, творчестве, догадках, озарениях и гениальных прозрениях? Удаётся ли учёным и исследователям, говоря словами поэта, «проверить алгеброй гармонию»? В известной степени да, хотя, конечно, белых пятен на данном поприще остаётся очень много.

Главное предназначение инноватики – помочь человеку в производстве и освоении инноваций, установлении основных понятий, классификации, прогнозировании, создании новых моделей и теорий. Решить эти основополагающие задачи не представляется возможным без реализации ряда подзадач, которые связаны с созданием соответствующей инфраструктуры [2, 3], особым образом организованных рынков, кадрового потенциала, системы образования и знаний [4], культурной, экологической и экономической среды.

Можно считать правомочным, что понятие «инновация» распространяется на новую продукцию, технологию или услугу, новые способы их производства, на нововведения в организационной, финансовой, научно-технической, образовательной, социальной и других областях человеческой деятельности. Инновации могут быть отнесены к научно-технологическим, производственным, социальным сферам, а также к экономическим, нормативно-правовым и другим общественным отношениям. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и их выбор зависит от конкретных целей лиц, принимающих решения по измерению, анализу и синтезу инноваций: либо как продукции, либо как технологии, либо как услуги, либо как иных форм осуществления общественных взаимоотношений и т. п.

 

Заключение

Таким образом, Инноватика в широком понимании ее сущности представляет собой научно-техническое направление или научную область, которая призвана, во-первых, изучать явления и процессы научного, информационно-интеллектуального и высокотехнологического развития человеческой цивилизации; во-вторых, разрабатывать теорию и междисциплинарную методологию управления инновационным развитием и инновационными преобразованиями в обществе; в-третьих, осуществлять стратегическое планирование и эффективное управление инновационной деятельностью экономических систем в динамично изменяющейся турбулентной среде. Исходя из этого, можно смело утверждать, что специалисты по Инноватике остро востребованы рыночной экономикой.

 

Библиографический список

1. http://cyberleninka.ru/article/n/innovatika-nauka-upravleniya-protsessami-preobrazovaniya-nauchnyh-dostizheniy-v-innovatsii (дата обращения 25.10.2016)

2. https://pedcampus.ru/file/2014/10/pin2.pdf (дата обращения 21.10.2016)

3. Панюков, Д.И. Развитие инновационной инфраструктуры самарской области на примере технопарка Жигулевской долины / Д.И. Панюков, Р.В. Паранин // Наука — промышленности и сервису. – 2015. – 10. – С. 83-85.

4. Панюков, Д.И. Общие подходы к формированию систем управления знаниями в области менеджмента качества / Д.И. Панюков, Н.В. Хрипунов, Т.В. Альшанская // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – 1-1 (59). – С. 151-153.

 

 

INNOVATION AS A SCIENCE

 

D.Y. Vinokyrova, student

Supervisor: D.I. Panyukov, candidate of technical sciences, associate professor

Volga region state university of service

(Russia, Tolyatti)

 

Abstract: The article is devoted to disclosing the content of the new scientific and technical direction of innovation. The essence of «innovation» concept. Innovation is considered as process management science transformation of scientific achievements in innovation. And Innovation as a scientific field is considered as an interdisciplinary science that combines the theory of innovation and innovation management theory.

Keywords: Innovation, innovation, education, science, introduction.