Юдина Н. А. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в высшем образовании / Н. А. Юдина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 97-99.

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Н.А. Юдина, канд. хим. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация: в статье рассматривается информационно-технологическое обеспечение в образовательном процессе высшей школы, информационные средства и информационная продукция учебного назначения, а также современные технологии обучения связанные с образовательным пространством вуза.

Ключевые слова: информационно-технологическое обеспечение, IT технологии, высшее  образование, современный вуз.

 

 

В настоящее время в отечественном образовании происходит пересмотр социальных требований связанных с тенденциями перехода к информационному обществу, а также масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны. В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г.», особое внимание уделяется использованию в системе образования современных информационных и телекоммуникационных технологий, электронных средств учебного назначения, способствующих созданию единого информационного пространства, повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования, в том числе и высшего. В национальной образовательной инициативе важным ресурсом является информатизация. Информатизация образования осуществляется через обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей современных информационных коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет максимально удобно для пользователя выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Студент сам определяет время и последовательность изучения дисциплины, кроме того, у обучающихся есть возможность повторного оформления работ, что в реальных условиях обучения практически невозможно. Немаловажным является тот факт, что использование информационно коммуникационных технологий в обучении позволяет студенту осуществлять опосредованное общение с преподавателем, используя для этого форум, чат, электронную почту. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса предполагает включение двух составляющих информационной и технологической.

Информационные средства это прикладные педагогические программные продукты, базы данных, обеспечивающие и поддерживающие учебный процесс.

Технологические средства это результат проектирования и конструирования процесса обучения преподавателем в соответствии с целями и задачами подготовки выпускника с заданными профессиональными компетенциями, через дозирование учебного материала и контрольных заданий (модульная система, где один модуль равняется одному месяцу/семестру).

В новой модели образования информационно-технологическое обеспечение это не только компьютер, но и глобальная компьютерная сеть.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР это учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине, состоящий из следующих элементов:

 лекций (текстовый вариант);

 практических занятий (включают темы и вопросы раздел);

 методических указаний к самостоятельному изучению дисциплин, с целью лучшего усвоения студентами материала курса (дополнительно оснащены тестовыми вопросами);

 самостоятельной работы (которая поясняет и углубляет изучение вопросов практических занятий);

 комплектов аудиовизуальных дидактических материалов к лекционным и практическим (семинарским) занятиям (дополнительных ссылок на видео- и мультимедиа-материалы);

 оценочно-диагностических средств (тестов и тем эссе (рефератов));

 информационным обеспечением дисциплины (списком литературы и источников);

 глоссарием.

ЭОР можно использовать на всех этапах лекций и практических занятий, при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности преподавателя, поскольку преподаватель становится разработчиком новых технологий обучения, что требует высокого уровня методической подготовленности.

В последнее время получили распространение образовательные мультимедиа системы (ОМС) и электронные библиотечные системы (ЭБС). ОМС объединяют электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Всякий учебный модуль автономен и являет собой либо законченный интерактивный мультимедиа продукт, обращенный на решение определенной учебной задачи.

Современные высшие учебные заведения имеют интернет подключение в рамках различных государственных программ развития образования. При помощи Интернет-технологий преподаватель и студенты могут пользоваться Интернет-сервисами, которые облегчают обучение и ускоряют образовательный процесс. В процессе обучения можно использовать не только специальные программы, но и популярный в молодежной среде ресурс социальные сети [1, С. 300-304; 2, С. 197-200]. 

Социальные сети это многопользовательский веб-сайт контент, который наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей (интерактивно), объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы. «В Контакте» крупнейшая в Рунете социальная сеть. С января 2009 г. «В Контакте» посещало больше людей, чем его главного конкурента в России «Одноклассники». В феврале 2011 года ежедневная аудитория социальной сети превышала 23 миллиона человек. Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений [3; 4, С. 123-125]. Дидактически использовать ресурс «В Контакте» можно создав тематическую группу. Группа в социальной сети это действенный метод руководства, при котором, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки.

Таким образом, информационно-технологическое обеспечение в образовательной деятельности, является одной из форм работы, которая может увлечь студенческую аудиторию и поддерживать интерес к образовательной деятельности в течение всего срока обучения.

 


Библиографический список

1. Сайфутдинова Г.Б. Козелков О.В., Тактамышева Р.Р., Усачев С.С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. 2015. №5 (Ч. 2). С. 300-304.

2. Сайфутдинова Г. Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №11 (65). Ч. II. С. 197-200.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс] https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=24459 (дата обращения 25.05.2017).

4. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе: научное издание. Сборник научных статей. Челябинск: Печатный двор, 2016. 296 с.

 

 

INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

 

N.A. Yudina, candidate of chemistry sciences, associate professor

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article considers information and technological support in the educational process of the higher school of information tools and information products for educational purposes, as well as modern teaching technologies.

Keywords: information and technological support, IT technologies, higher education, modern university.