Лившиц С.А. Информатизация ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 66-68.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.А. Лившиц, канд. техн. наук, доцент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. в статье анализируются основные задачи, стоящие перед информатизацией документационного обеспечения управления ДОУ. Показано, что информатизация ДОУ возможна в рамках развития общих навыков использования информационных технологий, как воспитанников, так и  воспитателей.

Ключевые слова: документационного обеспечения управления, информатизация и компьютеризация.

 

 

В эпоху глобализации общества проходит активный процесс перевода документационного обеспечения управления (ДОУ) в информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информатизация ДОУ – это процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности [1, С. 34-38].

Процесс информатизации документационного обеспечения управления ДОУ – это последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе быть организованы, как  разовые мероприятия, как и целая программа работ.

Информатизация ДОУ – процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния [2, С. 27-28].

Важно учитывать, что процесс информатизации ДОУ носит неравномерный характер, с другой стороны деградация образовательных учреждений социально запрещена, поэтому процесс информатизации ДОУ необратим.

При разработке программы информатизации работники ДОУ стремятся так изменить ресурсы, условия и правила поведения участников процесса, чтобы повысить их «педагогическое качество» и тем самым перевести ДОУ в новое состояние [3, С. 70-83].

Основной задачей информатизации ДОУ все еще является проблема оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету, а содержательной стороной, является  использование должным образом.

Техническое обеспечение, безусловно, является необходимой, но не основой схемой процесса информатизации. Информатизация ДОУ может полноценно формировать единое информационное образовательное пространство только на основе разработки четкой концепции, определяющие приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики конкретного ДОУ.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

 повышение эффективности воспитания, образования;

 развитие информационной культуры.

 развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий [4, С. 23-24].

При этом первая цель предполагает, что информатизация ДОУ должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного и воспитательного заказа. Вторая цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности. Третья цель предполагает развитие управления ДОУ в современных условиях; развитие информационные технологии в профессиональной деятельности воспитателей.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

 Повышение качества обучения;

 Совершенствование научно-методической литературы;

 Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом;

 Информационная интеграция с вышестоящими органами управления внешней средой [4, С. 23-24].

Процесс информатизации ДОУ носит поэтапный (многоуровневый) характер, его цели и задачи определяются особенностями конкретного этапа реализации. Так, на первом этапе главной целью должно быть   вовлечение в процесс информатизации всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом сложившейся ситуации в сфере информатизации данного ДОУ и информационных потребностей и степени психологической готовности к проведению информатизации участников учебно-воспитательного процесса.

К настоящему времени широкое распространение получили два основных подхода к проведению информатизации ДОУ: первый – информатизация ДОУ как предприятия: ДОУ рассматривается как многофункциональной учреждение, значительная часть работы которого строится по законам деятельности обычного предприятия. В этом случае в первую очередь автоматизируется финансово-хозяйственная деятельность: бухгалтерия, материально-технический учет, учет кадров. Такой подход не способствует созданию полноценному информационного образовательного пространства, да и применим, он лишь в тех учреждениях, где существует основа для информатизации административно-хозяйственной работы (например, имеется собственная бухгалтерия); второй подход – информатизация образовательно-воспитательного процесса, где формирование единого информационного пространства ДОУ осуществляется через информатизацию педагогической деятельности.

Создание полноценного единого информационного пространства ДОУ требует сочетания различных подходов к проведению информатизации с обязательным учетом специфики конкретного ДОУ [5, С. 181-194].

Процесс информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей:

 Готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ — компетентность работников образования);

 Изменения на занятиях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение регламентов, процедур, работы ДОУ);

 Изменения в методах и организационных формах работы детей, отдельных педагогов и педагогического коллектива ДОУ в целом (распространение ИКТ методов и организационных форм учебной работы) [5, С. 181-194].

Таким образом, информатизация ДОУ может привести к повышению эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ; к повышению эффективности воспитания и образования при решении вопросов компетенции персонала ДОУ с условием компьютерной грамотности и внедрения повсеместно Интернета и компьютеров. При этом необходимо учитывать психологическую составляющую соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса.

 


Библиографический список

1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – С. 34-38.

2. Горбунова В.А. Открытый городской форум «Современная модель информационного пространства образовательного учреждения» // Методист. 2009. №9. – С. 27-28.

3. Фрумин И.Д. Современные тенденции в политике информатизации образования / И.Д. Фрумин, К.Б. Васильев / Вопросы образования. 2005. №3. – С. 70-83.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 23-24.

5. Еляков А.Д. Информационные технологии и современная война // Свободная мысль. 2008. – №1. – С. 181-194.

 

 

INFORMATIZATION OF THE DOW AS A MEANS OF IMPROVING

THE EFFECTIVENESS OF EDUCATION AND EDUCATION

 

S.A. Livshits, candidate of technical sciences, associate professor

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article analyzes the main tasks of the task facing the informatization of documentary management provision (DOW). It is shown that informatization of DOW is possible within the framework of developing general skills of using information technologies, both pupils and educators.

Keywords: document management provision, informatization and computerization.