Соколов Е.С. Имущественные права несовершеннолетних: гражданско-правовой анализ / Е.С. Соколов, Ю.П. Высоцкая // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №7. – С. 145-

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

 

Е.С. Соколов, магистр

Ю.П. Высоцкая, магистр

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

(Россия, г. Калининград)

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы имущественных прав несовершеннолетних с точки зрения науки гражданского права, в том числе, формулируется определение данной правовой категории через более широкое понятие «имущественные права». Также, в рамках данного исследования, внимание уделено анализу видов имущественных прав и содержанию дееспособности несовершеннолетних, объем которой увеличивается по мере взросления данной категории индивидов.

Ключевые слова: гражданское право, имущественные права, иное имущество, имущественные отношения, дееспособность, несовершеннолетние.

 

 

«Каждый человек – всегда чей-нибудь ребенок», так звучит высказывание Пьера Бомарше знаменитого французского драматурга и публициста. В правовом государстве высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина. Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) (далее – Конституция РФ): Российская Федерация (Россия) является правовым государством. Основные права и свободы должны признаваться, неукоснительно соблюдаться и защищаться государством. Биткова Л.А., в данном контексте, отмечает тот факт, что данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности) [1, c. 18].

Если обратиться к части 2 статьи 35 Конституции РФ, то обнаружится, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Ограничений в зависимости от возрастного признака основной закон нашего государства не содержит. Возрастных ограничений не содержит и  статья 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) (далее ГК РФ), но системное толкование положений данного нормативно-правового акта позволяет говорить о том, что самостоятельность в приобретении и использовании имущественных прав несовершеннолетними имеет возрастной ценз.

В теории права особую значимость имеют категории «правоспособность», «дееспособность», поскольку в них вкладывается особый смысл, который заключается в возможности иметь права и нести обязанности, а также приобретать и исполнять их. Данные категории имеют существенное значение в аспекте данного исследования. Правоспособность возникает в момент рождения, а дееспособность, в свою очередь, согласно статье 60 Конституции РФ с момента совершеннолетия (то есть с восемнадцати лет). Данное положение закона связывается с тем, что осуществление прав и обязанностей является волевым действием, которое опосредуется и зависит от психоэмоцональной зрелости индивида.

Словосочетание «имущественные права» довольно часто используется в гражданском законодательстве, однако легальная дефиниция в законе отсутствует. Только статья 128 ГК РФ позволяет говорить о том, что имущественные права являются «иным имуществом», как объект гражданских прав. Данный пробел восполняется наукой гражданского права, не смотря на плюрализм мнений отечественных авторов. Так, Яковлев А.С. определяет их как субъективные права участников правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а так же с материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и так далее) [2, c. 54]. Назарова С., исследуя данный вопрос, говорит о том, что, в наиболее общем виде, имущественные права как объекты гражданских прав представляют собой права на действия других лиц: по передаче вещей и иного имущества, по выполнению работ, по оказанию услуг и так далее [3, c. 93]. Предлагается, что при определении имущественных прав следует пользоваться сущностным подходом, который заключается в выделении и перечислении основных признаков данного понятия. В качестве данных признаков можно выделить:

 способность имущественного права принадлежать определенному субъекту (данный признак является наиболее явным, так как без субъекта не существует субъективного права — не существует бессубъектных прав) [4, c. 120];

 способность являться средством реализации имущественного интереса (обеспечение в неком материальном благе) – к примеру, в случае, когда интерес состоит в том, чтобы сохранить определенное имущественное состояние, то его обеспечение производится при помощи вещных прав, если же интерес состоит в приобретении имущественного блага, то необходимо обращаться к обязательственно-правовым способам (обязательственным правам) [5, c. 56];

 возможность отчуждения имущественного права (отсутствие прочной, неразрывной связи с личностью) – данный вывод подтверждается законодательно, согласно пункту 1 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому;

 возможность денежной оценки имущественного права (является аксиомой тот факт, что имущественные права имеют собственную ценность, которая может быть оценена при помощи универсальной меры измерения ценности – денег). Однако вызывают негативное восприятие некоторые положения законодательства, к примеру, пункт 1 статьи 221 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), согласно которому в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. Таким образом, законодатель противоречит сущности имущественных прав (имущественное право всегда может иметь денежную оценку);

 основанием приобретения имущественных прав являются юридические факты (сделки и другие), в отличие от неимущественных прав, которые принадлежат каждому от рождения.

Таким образом, следует согласиться с Ульбашевым А.Х., который определяет имущественное право как субъективное гражданское право, принадлежащее определенному законом субъекту, выступающее средством реализации имущественных интересов, имеющее денежную оценку, приобретаемое на основании юридических фактов и обладающее признаками отчуждаемости [6, c. 26].

Непосредственно имущественные права несовершеннолетних (как вид имущественных прав в зависимости от субъекта) обладают всеми ранее назваными признаками имущественных прав. На основании ранее сказанного, можно определить имущественные права несовершеннолетних как субъективные гражданские права, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а так же с материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и так далее) и имеющие в качестве субъекта несовершеннолетнее лицо (не обладающее дееспособностью в полном объеме). В качестве видов имущественных прав несовершеннолетних можно назвать: обязательственные права (правомочия собственных действий, требования и притязания), вещные права (к примеру, право собственности и другие), исключительные права (на результаты интеллектуальной деятельности и так далее).

Следует обратить внимание на то, что возможность приобретения и осуществления имущественных прав несовершеннолетними ограничена законом. Данные права могут приобретаться несовершеннолетними в зависимости от объема предоставленной им дееспособности. В случаях, когда возможность реализации имущественного права находится за пределами дееспособности несовершеннолетнего, они приобретаются и осуществляются от имени несовершеннолетних законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами  так далее) или с согласия последних. В зависимости от возраста несовершеннолетнего объем его дееспособности ограничен законом. Так, до достижения возраста 6  лет несовершеннолетнему не предоставлено никакого объема дееспособности. Однако после 6 лет, согласно пункту 2 статьи 28 ГК РФ малолетние вправе самостоятельно совершать:

 мелкие бытовые сделки;

 сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

 сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Более широкий объем дееспособности предоставлен несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 ГК РФ данные лица вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

 распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

 осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

 вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

 совершать сделки, которые законом относятся к самостоятельному ведению малолетних.

Из приведенного выше перечня, становится очевидно, что по мере взросления индивида объем его прав становится шире до получения полной дееспособности, которую физическое лицо приобретает по достижению им возраста 18 лет. Однако в законе имеются исключения из общего правила. В качестве таковых исключений можно назвать эмансипацию и вступление в брак до достижения 18 лет.

Необходимо предупреждать и пресекать возможные попытки правонарушений в данной сфере. Оценивая важность данного вопроса, Генеральная прокуратура в своих приказах, в частности, в приказе от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» указывает на необходимость своевременного и принципиального реагирования на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, а также на принятие исчерпывающих правовых мер к их восстановлению.

 

Библиографический список

1. Биткова Л.А. Административно-правовая защита несовершеннолетних: понятие и содержание // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. – №1 (39). С. 18- 20.

2. Яковлев А.С. Имущественные права как объекты гражданских правоотношений. Теория и практика. – М.: «Ось-89», 2005. – 192 с.

3. Назарова С. Нарушение прав несовершеннолетних при продаже недвижимости (жилых домов, земельных участков) // Жилищное право. – 2015. – №12. – С. 89-100.

4. Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 1 / Н.Н. Агафонова, С.В. Артеменков, В.В. Безбах [и др.]; отв. ред. В.П. Мозолин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 816 с.

5. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 278 с.

6. Ульбашев А.Х. К вопросу о соотношении гражданского и семейного права // Семейное и жилищное право. – 2016. – №6. – С. 25-28.

 

 

PROPERTY RIGHTS OF MINORS: CIVIL LAW ANALYSIS

 

E.S. Sokolov, graduate student

Ju.P. Vysotckaia, graduate student

Immanuel Kant Baltic federal university

(Russia, Kaliningrad)

 

Abstract. This article deals with the issues of the property rights of minors from the point of view of the science of civil law, including the definition of this legal category through a broader concept of «property rights». Also, in the framework of this study, attention is paid to the analysis of types of property rights and the content of the capacity of minors, the volume of which increases with the growth of this category of individuals.

Keywords: civil law, property rights, other property, property relations, legal capacity, minors.