Жумагулов М.Ж. Горы – как естественная основа формирования экологических традиций Кыргызского народа / М.Ж. Жумагулов, К.Ш. Карабукаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №9. – С. 26-30

ГОРЫКАК ЕСТЕСТВЕННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА

 

М.Ж. Жумагулов, дфилос. наук, профессор

К.Ш. Карабукаев, канд. хим. наук, ст. науч. сотр.

Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек)

 

Аннотация. В статье показана роль горных экосистем в развитии экологической традиции. В этой связи прослеживается, что горы как реальный природно-географический объект, отличается своей неописуемой эстетикой, существенно влияет на особенность духовной культуру, на формирование экологических традиций. Отмечены, что элементы выработанные веками традиционности сохраняются в форме норм, обрядов и правил поведения как необходимая часть общей культуры населения, в том числе экологической культуры.

Ключевые слова: горная экосистема, ландшафт, экологические традиции, экологическая культура.

 

 

Изучение экологических традиций этносов, в частности кыргызов показывает, что они имея характер стремление к гармонии людей, социумов с природой, содействуют минимизации отрицательных результатов человеческого вмешательства в природу и содержат в себе образцы ценностного отношения к окружающей среде. Культурно-исторический, духовно-нравственный опыт сбалансированного взаимодействия общества и природы, т.е. аккумулированный в экологических знаниях и традициях народов может способствовать разумному сочетанию интересов природы и общества, их гармоническому развитию. В этом аспекте экологические традиции, являясь важным каналом трансляции этнокультурных ценностей, имеют необходимые предпосылки стать одним из механизмов формирования экологической культуры современного общества. В свою очередь экологическая культура, может предстать уникальным механизмом самосохранения социумов и является средством его адаптации к окружающему среду, духовно–нравственным условием выработки форм экологической традиционности.

В контексте изучения эволюционной сущности экологических традиций отмечаем, что внутри каждой культуры существует своеобразная основа, которая обеспечивает ее самобытность, индивидуальность, позволяя ей сохранять свою целостность в процессе взаимодействия с природной средой. В этом аспекте наблюдается влияние традиционного народного знания на формирование локальной идентичности, традиции почитания гор в культуре кыргызов, который является жителями горной экологической системы, имеющего богатую культуру. При этом люди, социально–этнические общности воздействовали на естественный самости гор, а горы в свою очередь на жизнь и традиции, обряды и привычки, на восприятие и способ мышления, на характер своих обитателей. Этносами, в частности, кыргызами в процессе освоения горных территорий накоплен уникальный опыт хозяйственного освоения и бережного отношения к естественным природным ресурсам и внесли существенный вклад в материальную и духовную культуру народов мира. С этой позиции отмечаем, что жизнедеятельность кыргызов проходила главным образом среди гор, которые кроме экономических имеют и социально-культурное значение. По этому поводу М. Тайтбаев и др., отмечают, что они находились в тесной связи с подобной экологической средой, обладали конкретными знаниями об особенностях ландшафта, климата, растительного и животного мира [1].

В этноэкологических традициях кыргызов нашли отражения отдельные вопросы, связанные с освоением жизненного пространства кочевниками и разведением приспособленных к горно-пересеченному ландшафту видов скота, так как их повседневная жизнедеятельность в основном связаны с скотоводством. Неразрывная связь кочующих пастухов с той природно-ландшафтной средой, где они живут и занимаются выпасом скота имеет важное значение в формировании экологической традиции т.е. осознание ценности, уникальности осваиваемого пространства, как важный ресурс природы для их материального благополучия, положительно отражается на рациональном использовании окружающей среды. При этом, как правило, скотоводы обладали богатым арсеналом терминологии, связанные с особенностями ландшафта местности, что можно рассматривать в качестве подтверждения прекрасного знания ими горных массивов с его сложными рельефами. Кочевники–кыргызы неплохо представляли ценность таких территорий, где далекие предки жили в своих юртах, защищаясь от ветров, обеспечивали себе и разводимый скот водой.

Важно подчеркнуть, что основным объектом взаимодействия кыргызского этноса и природной среды в большинстве случаев становится исторически сложившийся горный культурный ландшафт с явно выраженной природной основой. В этом контексте российский эколог В.Н.Мангасарян, описывая характер взаимодействия элементов системы «человек – природа» выявляет соотносит «природу как порождающее человека начало, а человека – как неотъемлемую часть природы, призванную способствовать раскрытию ее сущностных потенций»[2]. Поэтому среда обитания этноса, его природно-ландшафтные особенности бытия являются одним из важнейшим условием становления этноэкологических традиций, влияющих на формирование экологической культуры. Следовательно, экономическая целесообразность освоения пространств, расположенных на горно-пересеченных ландшафтах тянут за собой и другие стороны жизнедеятельности кочующих, связанных с их культурой и социальной организацией. При этом кочевники руководствовались наработанным опытом и накопленными знаниями предшествующих поколений, что позволяло им более или менее успешно взаимодействовать со средой обитания. Мудрые представители старшего поколения, ориентировали молодежь, быть рациональными в использовании природных ресурсов, отстреле и улове дичи, прививая им необходимые элементы экологического сознания. Например: современные молодые скотоводы унаследовали от предков отдельные навыки по разумному использованию пастбищ. При этом стараются избегать отрицательных воздействий на пастбищные ресурсы, так как они отчетливо понимают, что их благополучие в немалой степени связано с состоянием этого вида ресурса природы.

Горные системы во все времена несли и несут в себе материальные и духовно-культурные ценности для своих обитателей. В этом смысле для кыргызов горы – понятие смыслодержательные и фундаментальные, которые играют неоценимую роль в их развитии. Тем самым значение экосистемы гор и экологические традиции, знания кыргызов в трансмиссии современной экологической культуры является несомненными. Указывая на особенности взаимоотношения номадов и горного края, академик А.Ч. Какеев пишет: «Кочевой образ жизни, связанный с горами, можно рассматривать как особый тип сложной, самоорганизующейся эволюционной системы «человек и горы». Горы являются не только необходимым условием жизни кочевника, но и могут оказывать воздействие, по утверждению Ш. Монтескье, как на формы правления, так и на мышление номада. В горных условиях человек, чтобы выжить, вынужден непрерывно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Эта особенность в определенной степени, думается, лежит в основе самобытной духовной культуры кыргызов, связанной с быстрой адаптацией» [3]. В этом аспекте К. Сариева отмечает, что в культурном наследии тюркоязычных мыслителей Ж. Баласагына и М. Кашкари горы-особенная часть природы и социально значимый объект, как параметр формирования этнического менталитета, характера, стиля мышления и управления. Она также подчеркивает, что природа является основным источником миропонимания кочевников, включая древних кыргызов, а сущность геообраза горы лежит в основе их экологического сознания [4].

Следует констатировать, что именно в горах номады приобретали и генерировали традиционные знания, составляющие широкий круг восприятий, традиций и обычаев в течение длительного времени для различных целей, являясь уникальными для определенной культуры конкретного сообщества. Традиционное знание об окружающей среде, о горах, система экологических традиций развивается на протяжении поколений как продукт многообразных воздействий человека к природе. У представителей каждого этноса сохраняются традиционные знания, и наследуются относительно их отношения к окружающей среде. Это наблюдается в признании, обращении к субстратной природе горы и в основе ее отражения. Подобные ориентиры раскрыты М. Жумагуловым в разных аспектах, т.е. с онтологических позиций осмыслена имманентность экологического сознания кыргызов из давних времен, бытия феномена горы в мифологическом и религиозном мышлении, диалектика экологического мышления вплоть до формирования современной научной картины социоприроды [5]. Эволюция архетипа горы рассмотрена в трудах Ш.Б. Акмолдоевой, восстановившей образ природы в древности протофилософской формы экологического сознания древних кыргызов в эпоса «Манас» [6].

Необходимо отметить, что этноэкологические традиции являясь итогом, практическим постижением многократного отношения субъектов (люди, кочевники–кыргызы, традиционный социум) к природной среде, в частности, горной системе, реализуясь в виде правил, предписаний и запретов, т.е. в разновидностях “экологического императива” в определенные социальноисторические эпохи, влияют на духовную и материальную культуру, восприятие, организацию и структурирование пространства жизнедеятельности человека. Элементы выработанные веками традиционности сохраняются в форме норм, обрядов и верований, правил поведения как необходимая часть общей культуры населения, в том числе экологической культуры. При этом последняя как залог сохранения традиционных ценностей и образа жизни народов является важнейшим элементом их культурно–цивилизационных достижений. Поэтому одними из устойчивых компонентов культуры этноса являются экологические составляющие этнической традиции, являющиеся системой социокультурных отношений, направленной на формирование духовно-нравственных качеств общества, в том числе и рационального отношения к горам.

Культурно–историческое развитие тюркоязычных народов, в том числе у кыргызов показывает, что традиция почитания гор уходит своими корнями в глубину веков и культ горы занимал особое место в их духовной жизни. Улуу Тоо (Великая гора) считалась одним из наиболее святых, которую почитали за его благородные помыслы, мудрость, неописуемую красоту высочайшего уровня. В этой связи в народе говорили, что «Улуу тоого чыккан барбы, улардын үнүн уккан барбы?(Всходил ли ты на Великую гору, услышал ли ты свистящие улары?». Люди, поднимаясь на высокие белоснежные горы, совершали обряды, направленные на обеспечение плодородия, целостности. К их числу относятся такие ритуалы, как брызгание молока на землю, окуривание арчой. Совершая указанные действия, люди желали себе поддержки со стороны большой горы. После этого участники обряда спускались домой в приподнятом настроении [7]. Тем самым именно горы, сыграли значимую роль в надежной защите кыргызов от вооруженных нашествий в периоды военно-политической нестабильности.

О горах сложены легенды, сказки они стали любимой темой многих писателей, поэтов Кыргызстана. Композиторами написаны музыка разного жанра, деятели кино снимали художественные, документальные фильмы. К примеру, к их числу следует отнести роман «Среди гор» Т. Сыдыкбекова, фильм Т. Океева «Небо нашего детства». Живописные картины природы, в частности, горных систем практическая значимость его даров стимулировали творческую деятельность певцов-импровизаторов, музыкантов, мастеров ремесленников и других, что говорит о позитивной роли природной среды в развитии духовной культуры. В книге, выпущенной в рамках Международного года гор 2002 года, получившего широкий международный резонанс, можем прочитать такие строки: «Трудно найти на Земле место, где на сравнительно небольшой территории можно было бы наблюдать такое разнообразие ландшафтов, живописных уголков природы, таких как, заповедные леса Арсланбоба, горное озеро Сары-Челек и словно живые скалы Джеты-Огуза. Тысячи ущелий, каждое из которых неповторимо и обладает своей собственной прелестью и притягательностью, величественные горные вершины, ледники … Особое место занимает жемчужина Тянь-Шаня – уникальное озеро Иссык-Куль» [8]. Тем не менее, первозданность природы Кыргызстана и уникальные экологические традиции и ценностные атрибуты образа жизни кыргызов, неповторимость природной красоты не всегда разумно используется с проявлением высокого экологического сознания и чувства ответственности.

Следствием недостаточного уровня экологической культуры, пренебрежительное отношение к системам этноэкологической традиции можно считать такие явления, как засорение окружающей среды, загрязнение воздуха, воды и вырубка деревьев, кустарников и др. Несоблюдение технологии разработки природных ресурсов в Кумторе, Жеруе др., а также стремление получить больше финансовую выгоду при развитии экологического туризма (например, высокая концентрация юрт вдоль побережья высокогорного озера Сон-Куль), непродуманная экологическая политика сильно сказывается на экологии Кыргызстана и антропогенный фактор отрицательного влияния на среду обитания остается сравнительно высокой. Наноситься ощутимый ущерб экологию горных озер, биологическому разнообразию флор и фауны в целом. В приведенных примерах видим, как социально–экономические интересы действует в ущерб экологии. Поэтому в целях устранения имеющихся пробелов, нарушений в отношении с окружающей средой и для обеспечения оптимизации сбалансированного взаимодействия общества и природы в стране необходимо развитая экологическая культура, целесообразно проведения комплекса работ по повышению уровня экологического сознания пользователей природных ресурсов и дальнейшее совершенствование сохранения и развития этноэкологических традиций нашего народа. Эта важнейшая задача соответствует решению экологических проблем, по созданию устойчивого развития страны и в интересах народа в сохранении своей самобытности, культурной идентичности.

На основе вышеизложенного, можно заключить, что горная экологическая система, как реальный природно-географический объект, отличаясь своей неописуемой эстетикой, существенно влияет на особенности духовной культуру, на формирование экологических традиций. Этноэкологические традиции кыргызского народа выражая многообразные отношения людей, социально– этнической общности к природной среде, в частности, горным системам, развертывается в культурно–цивилизационном пространстве и социальном времени. При этом горы, их естественное бытие, многообразие, уникальность, ценность становятся основой формирования экологических традиций жителей Кыргызстана.

 

Библиографический список

1. Айтбаев М.Т. Народные знания киргизов XIX начале XX в. // Изв. АН Кирг. ССР. – Фрунзе, 1959. – Т. 1, вып. 1 (история). С. 63-77.

2. Мангасарян В. Н. Традиции в развитии экологической культуры общества:  автореф. дис канд. филос. наук. СПб., 1992. 19 с.

3. Какеев А.Ч. О философии гор // Горы Кыргызстана. Бишкек: Технология, 2001. С. 26.

4. Сариева К. Геофилософская сущность и логическая эволюция явления гор: автореф. дисс… д. филос.н. Бишкек: 2015. 41 с.

5. Жумагулов М.Ж. Экологические ценности в культуре кыргызов. Бишкек: Махпринт, 2015.182 с.

6. Акмолдоева Ш.Б. Духовный мир древних кыргызов (по материалам эпоса «Манас». Бишкек: Илим, 1998. 268 с.

7. Jacquesson Sv. Au cœur du Tian Chan histoire et devenir de la transhumance au Kirghizstan // Cahiers d Asie Centrale №11/12. 2003. Le montagnards d Asie Centrale. С. 203-244.

8. Проблемы горных стран. Бишкек, 2007. 191 с.

 

 

MOUNTAINS — AS A NATURAL BASIS FOR THE FORMATION OF ECOLOGICAL TRADITIONS OF THE KYRGYZ PEOPLE

 

M.G. Zhumagulov, doctor of psychological sciences, рrofessor

K.Sh. Karabukaev, candidate of chemical sciences, senior researcher

Institute of Philosophy and political, legal studies national academy of sciences of the Kyrgyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek)

 

Abstract. The article shows the role of mountain ecosystems in the development of ecological tradition. In this regard, it is observed that the mountains as a real natural and geographical object, are distinguished by its indescribable aesthetics, significantly affect the spiritual culture, the formation of ecological traditions. At the same time, elements of the traditions developed for centuries are preserved in the form of norms, rites and rules of behavior as a necessary part of the general culture of the population, including ecological culture.

Keywords: mountain ecosystem, landscape, ecological traditions, ecological culture.