Данилова Е.А. Глагольные односоставные предложения в функции газетного заголовка // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 139-142.

ГЛАГОЛЬНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В ФУНКЦИИ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА

 

Е.А. Данилова, канд. филол. наук, доцент

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

(Россия, г. Чебоксары)

 

Аннотация. В данной работе представлен анализ глагольных односоставных предложений в функции газетных заголовков. Важнейшей функцией газетных заголовков является привлечение внимания читателя. Синтаксическая структура заголовка определенным образом связана с выполняемыми им функциями. Выбор со стороны автора синтаксической конструкции заголовка как способа выражения его интенции связан с характером развития содержания статьи.

Ключевые слова: газетный заголовок, односоставное предложение, безличные предложения, неопределенно-личные предложения, инфинитивные предложения.

 

 

Несмотря на интенсивное развитие таких средств массовой информации (СМИ), как радио, телевидение и Интернет, газета сегодня продолжает занимать важное место в жизни современного общества. На фоне «непечатных» СМИ, которым принадлежит приоритет в информировании общества, прессе отводится особая роль, заключающаяся в комментировании и анализе социальных событий общественной жизни. Раскрывая любое печатное издание, читатель в первую очередь обращает внимание на заголовки как на «сигнал семантической наполненности» [1] следующего за ним текста. От характера заголовка и его оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие на читателей. Важность заглавия в плане воздействия на читателя определяется тем, что оно, наряду с зачином и концовкой текста, занимает стилистически сильную позицию.

Все исследователи отмечают полифункциональный характер газетного заголовка. К его основным функциям можно отнести графически-выделительную, номинативную, прогнозирующую, информативную, рекламную, экспрессивную, апеллятивную функции. Синтаксическая структура заголовка определенным образом связана с выполняемыми им функциями. Так, например, номинативная функция наиболее ярко проявляется в форме имени существительного в именительном падеженоминативном (назывном) предложении: Одичание (АиФ, от 6.12.15); Общественное признание (Грани, от 10.01.16). А для осуществления, например, апеллятивной функции часто используются инфинитивные побудительные предложения, рассчитанные на воздействие, соучастие: Не обмануть читателя (Советская Чувашия, от 31.01.14).

При исследовании газетных заголовков недостаточно внимания отводилось семантике синтаксических структур, которыми эти заголовки представлены, хотя известно, что именно грамматическая семантика берёт на себя роль личностной интерпретации сообщаемой информации [2]. Выбор со стороны автора синтаксической конструкции как способа выражения его интенции должен быть связан и с характером развития содержания статьи, отвечая требованиям предсказуемости, определяющим процесс чтения, интерпретации и понимания текста читателем.

Анализ заголовков газетных статей позволил нам выявить сформировавшиеся коммуникативные структуры этого типа текстов. В данной работе будет представлен анализ глагольных односоставных предложений в функции газетных заголовков.

Неопределенно-личные предложения в функции газетных заголовков

Неопределенно-личные предложения – односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме третьего лица множественного числа или в форме прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами [3]. Действие обозначается безотносительно к конкретному его исполнителю, что позволяет сосредоточить все внимание на факте, событии, на характере обозначаемой деятельности.

Среди неопределенно-личных конструкций в роли газетных заголовков преобладающими являются структуры с объектом в форме винительного или дательного падежа в препозиции, например: Новоселов призвали не стесняться предъявлять претензии строителям (Советская Чувашия, от 05.07.2016); Учителям помогут раскрыться (Грани, от 27.10.2015); Регионам окажут помощь (АиФ, от 02.03.2016). Семантическим центром в таких структурах является конкретизация действий семантического субъекта. Возможный семантический субъект определяется лексическим значением предиката, имплицитно содержащим указания на него.

Вторым типом можно выделить неопределенно-личные предложения с пространственным детерминантом, обычно также в препозиции, например: В Британии не досчитались выбросов (КП, от 24.03.2015); Здесь шутят только по-взрослому (Советская Чувашия, от 15.03.2016); На периферии зарплату не задерживаютro-город, от 20.11.15). Семантический центр в подобных заголовках приходится на комплексное описание события, представленное в заголовке предикатом.

Таким образом, анализ материала позволяет сделать вывод о том, что заголовки, представленные неопределенно-личными конструкциями, соотносятся с управляемыми ситуациями, а отсутствующий семантический субъект в таких конструкциях оказывается имплицитно представленным с помощью предиката, формирующего типовую ситуацию. Неопределенно-личные предложения, выступившие в качестве заголовков, выражают независимое действие, представляя деятеля как неопределенного: Имущество оформят на дому (СЧ, от 21.10.15); Район не подвели (Грани, от 14.11.15); Ограничили скорость движенияro-город, от 04.11.15). Во многих предложениях действие актуализируется также с помощью препозиции второстепенных членов: Запреты снизят (АиФ, от 22.07.15); «Чебоксары» готовят в последнее плавание (СЧ, от 25.12.15); Теперь приедут к нам! (КП, от 12.06.14); На сказку пригласят и взрослых (Грани, от 28.12.15).

Безличные предложения в функции газетных заголовков

Основная группа глагольных односоставных предложений — это безличные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля [3]. Актуализация предикативного признака происходит за счет лексического значения главного члена и его безличной формы, а также возможности употребления дополнений с субъектным значением.

В зависимости от способа грамматического выражения безличные предложения, в частности в функции газетных заголовков, можно разделить на ряд подгрупп:

1. Собственно безличные, или абсолютно безличные, в основе которых в роли сказуемого выступают безличные глаголы, например: Наконец-то, похолодало (Телесемь, от 21.11.2015).

2. Безличные предложения с личным глаголом, употребленным в безличном значении: Ночью порывом ветра сорвало крышу двухэтажного здания управления (Грани, от 12.10.15); Аэродром занесло снегом (Рro-город, от 11.12.15); Громом убило двух человек (КП, от 23.07.14); А на улице пахнет весной (Грани, от 02.03.16). В этих предложениях фактический субъект намеренно выражен творительным падежом. В данном случае безличность создается не глагольной формой, как в предыдущем случае, а синтаксической конструкцией. Все сочетание в целом не терпит здесь подлежащего, хотя субъект имеется налицо и глагол может быть употреблен при подлежащем (Ср.: гром убил).

3. Безличные предложения отрицательной конструкции: В городе не хватает дворников (СЧ, от 06.02.16). Мигрантов не стало меньше (КП, от 06.04.15). Отрицательная конструкция вытекает из отрицания глаголом субъекта, вследствие чего личное утвердительное предложение превращается в безличное отрицательное предложение, где родительный дополнения при отрицании заменяет подлежащее личного утвердительного предложения.

4. Безличные предложения с предикативными наречиями в качестве сказуемого: Безлюдно вокруг (Грани, от 14.03.14); Огней в домах не видно (СЧ, от 15.11.15).

5. Безличные предложения со страдательными причастиями в роли сказуемого: Мало прожито, много пережито (СЧ, от 05.05.16). Чудно устроено на нашем свете! (КП, от 11.06.2013).

6. Безличные предложения со сказуемым, выраженным предикативным наречием с инфинитивом: Штраф можно считать доходом (КП, от 12.05.15); Ситуацию надо держать под контролем (АиФ, от 23.11.15). Болеть надо дома (СЧ, от 25.12.15).

Анализ газетных заголовков, представленных глагольными односоставными предложениями, показал, что безличные предложения, использованные в качестве заголовков, немногочисленны. Основная их функция – акцент на действии и его результате, деятель при этом не столь важен: Нет лучше уголка (Грани, от 18.11.15); Молочного кризиса в Чебоксарах не будет (СЧ, от 29.12.15); Здоровых становится больше (Рro-город, от 25.02.2016).

Инфинитивные предложения в функции газетных заголовков

В инфинитивных предложениях главным членом является инфинитив вне его отношения к знаменательному глаголу или наречию. Форма инфинитива не предполагает носителя действия, поскольку означает лишь название действия. Семантической спецификой инфинитивных предложений является обозначение ими ирреального (потенциального) действия, желательного, нежелательного, возможного, невозможного, необходимого, целесообразного [3].

Инфинитивные предложения по выполняемой функции в газетных заголовках можно свести к следующим типам:

1. Инфинитивные предложения с оттенком объективной неизбежности действия или обусловленности его в силу тех или других обстоятельств: Ну как не порадоваться новым победам (СЧ, от 25.12.14); С нового года должникам несдобровать (Грани, от 26.11.15).

2. Инфинитивные предложения с оттенком субъективной обязательности действия, под которым подразумеваются императивные предложения с инфинитивом в роли единственного главного члена предложения: Наладить связь с Моргаушами и Японией! (СЧ, от 12.04.15).

3. Инфинитивные предложения для выражения постановки вопроса, названия статей, докладов: Повысить качество обучения и воспитания студентов (СЧ, от 11.09.15). По-новому руководить, по-новому работать! (Грани, от 09.02.15).

4. Инфинитивные предложения для выражения постановлений, призывов, пожеланий, приглашений и для формулировки задач: Не доводить подростков до суда! (СЧ, от 14.10.14); Закрепив успехи, двигаться дальше! (КП, от 16.11.15); И в оврагах садам цвести! (Рro-город, от 02.05.16).

Определенно-личные предложения

в функции газетных заголовков

Определенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола (первого или второго лица) настоящего и будущего времени. Глагол в таком случае не нуждается в наличии местоимения, так как в его форме заключается указание на вполне определенное лицо [3]. В таких предложениях отсутствует деятель и с помощью глагола-главного члена актуализируется действие: Зовём на выборы (АиФ, от 23.09.14 г); Сбережём детям зрение (СЧ, от 09.09.15); Инвестируем в наше будущее (Грани, от 15.10.15).

Глагол в определенно-личном предложении может быть в форме как изъявительного, так и повелительного наклонения. С помощью реальной модальности содержание предложений оценивается как соответствующее действительности: Служить Отечеству готовы! (КП, от 05.08.15), С Исинбаевой еще попрыгаем! (СЧ, от 17.08.15); К испытаниям готовы! (Рro-город, от 29.03.16); Ждем не только гроссмейстеров (КП, от 30.04.15), а ирреальная модальность передает содержание как требуемое, но не соответствующее действительности: Творите добрые дела! (Грани, от 09.09.15); Нарисуй архив будущего (Грани, от 28.10.14). Среди заголовков, в функции которых выступают определенно-личные предложения, преобладают предложения с главным членом в форме повелительного наклонения со значением призыва, побуждения, совета или наказа.

Призыв к действию: Готовьте местных специалистов! (КП, от 17.06.15); Выбери своего чемпиона (СЧ, от 14.05.16); Готовь форму зимой! (Грани, от 23.12.14).

Приглашение к действию: Пишем Дедушке Морозу! (СЧ, от 15.12.14); Давайте будем дружить! (Рг, от 26.08.15); Поможем ребенку жить без проблем! (АиФ, от 13.05.16); Нарисуем мультик сами (Грани, от 13.12.15).

Совет: Не губи молодость (№24 от 17.06.11 г.); Не позволяй душе халтурить (Грани, от 23.12.14); Не садись за руль подшофе (СЧ, от 18.05.16).

Таким образом, синтаксическая структура заголовка определенным образом связана с выполняемыми им функциями. Глагольные односоставные предложения в газетных заголовках представлены во всех своих разновидностях: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные. Общее свойство всех глагольных односоставных предложений – употребление независимой глагольной формы, актуализирующей действие. Преобладающими в функции газетных заголовков являются определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

 

Библиографический список

1. Славкин, В. В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. – №1. – С. 40-49.

2. Бондарко, А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка / А.В. Бондарко. – Москва: Языки славянской культуры, 2002. – 736 с.

3. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С. Валгина. – Москва: Высшая школа, 1978. – 439 с.

MONONUCLEAR VERBAL SENTENCES AS A NEWSPAPER HEADLINE

 

E.A. Danilova, candidate of philological sciences, associate professor

Chuvash state pedagogical university. I.Y. Yakovlev

(Russia, Cheboksary)

 

Abstract. This paper presents the analysis of one verb sentences in the function of newspaper headlines. The most important function of headlines is to attract the reader’s attention. The syntactic structure of the header in a certain way connected with her function. The choice from the author of the syntax of the header as a way of expressing its intentions is associated with the development of the content of the article.

Keywords: newspaper headline, one sentence, impersonal sentences, indefinite-personal sentences, infinitive sentences.