Марков Р.С. Генезис идей федерализма в общественно-политической мысли дореволюционной России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 86-90.

ГЕНЕЗИС ИДЕЙ ФЕДЕРАЛИЗМА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

МЫСЛИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

 

Р.С. Марков, студент

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тан-Шанского

(Россия, г. Липецк)

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития идей федерализма в трудах российских учёных кон. XVIII – нач. XX вв., выявляются т.н. «западный» и «национальный» вектор возможной федерализации унитарной Российской империи, сторонники и противники данных воззрений, аргументация их позиций. Особенное внимание уделено обсуждению национального вопроса и федерации среди русских марксистов, главным образом, в работах В.И. Ленина и И.В. Сталина.

Ключевые слова: федерация, декабристы, национальный вопрос, украинство, марксисты.

 

 

Становление и развитие федеративного строя в России является весьма примечательным событием как в отечественной истории государства и права, так и для мирового опыта федерализма. Анализ данных процессов открывает суть глубинных противоречий организации современной российской государственности, заложенных почти столетие назад, и демонстрирует, насколько разнятся идеалистические, практически утопические теоретические установки и их воплощение в реальной жизни.

В силу данных обстоятельств главной целью настоящей статьи становится рассмотрение возникновения и развития федералистских идей среди российских дореволюционных правоведов XIX – начала XX вв. Исходя из неё, основными задачами являются изучение особенностей декабристского проекта федерализации России, анализ воззрений на федерацию представителей т.н. «национально-освободительного» направления общественно-политической мысли XIX в., а также сравнение вариантов изменения национально-территориального устройства империи времён Думской монархии.

Первые всходы на почве российской правовой мысли идеи федерализма дали на рубеже XVIII–XIX вв., ставшие во многом реакцией либерально настроенного дворянства на создание Соединённых Штатов Северной Америки, первого в мире федеративного государства. Однако ранние федеративные концепции, высказывавшиеся Л.Н. Радищевым и позже М.М. Сперанским, рассматривались представителями высших эшелонов власти не иначе, как «либеральное баловство». К тому же сам император Александр I, не исключавший внесение федеративных начал в российскую государственность, больше склонялся к созданию некой глобальной конфессиональной федерации, нежели территориальной или тем более национальной [10]. В конечном итоге первые проекты федеративного устройства остались сугубо теоретическими трудами.

Возможно, именно благодаря успешному американскому примеру и тесному контакту с европейской культурой с одной стороны и нереализованности большинства многообещающих реформ с другой, федерацией увидел Российскую Империю один из влиятельнейших представителей декабристов Н.М. Муравьёв, что нашло отражение в его программном документе, «Конституции». Настоящий проект стоит отметить особенно, поскольку он, пожалуй, был наиболее адоптирован к российским реалиям того времени. В главе IV «О России» Муравьёв разделил империю на 16 субъектов федерации, 14 держав и 2 области, в каждом из которых также выделялась собственная столица. Местом же пребывания правительства определялся Нижний Новгород как город, имеющий особую роль в истории России. В соответствии с федеративными принципами также формировалась и верхняя палата парламента [4].

Разгром выступления декабристов поставил крест на реализации «Конституции», однако идеи федерализации империи получили своё дальнейшее развитие в трудах ряда деятелей эпохи. При этом стоит заметить, что воззрения на федерацию получили совершенно иной вектор развития. Муравьёв и все его предшественники были сторонниками западной, североамериканской модели федеративного государства, в основе которого лежал территориальный принцип. Пришедшие им на смену представители одного из самых радикальных течений общественно-политической мысли середины XIX в., т.н. «национально-освободительного», взяли на вооружение принципы федерализма как обоснование создания национальных автономий в рамках России [14]. Примечательно, что его крупнейшие идеологи являлись по национальности сугубо украинцами – Т.Г. Шевченко, М.П. Драгоманов и Н.И. Костомаров.

Поэт Т.Г. Шевченко не оставил после себя полноценных политических трактатов, однако это не помешало ему обосновать своё видение славянской федерации, сторонником которой тот стал после участия в Кирилло-Мефодиевском братстве. В предисловии к поэме «Гайдамаки» он выдвинул следующие принципы будущего государственного устройства: единство славянских народов, ликвидация границ и таможни, легализация двуязычия на территории Малороссии, наделение субъектов федерации властными полномочиями для защита от властного произвола правительства [15]. Следует отметить, что в дальнейшем имя Шевченко, стоявшего на сравнительно умеренных политических позициях, стали использовать более радикально настроенные украинские националисты.

К их числу относится один из наиболее ярых эксплуататоров идей федерализма в политических и националистических интересах М.П. Драгоманов. Отличительной чертой его воззрений стало выдвижение «украинского вопроса» как серьёзнейшей национальной проблемы Российской империи. Обслуживая интересы украинской интеллигенции, Драгоманов видел единственным решением вопроса федерализацию (или точнее, автономизацию) Украины в рамках России на либерально-прозападных принципах. Он неоднократно критиковал многих представителей российской политической мысли, называя их и всё российское общество больными великодержавностью [2]. Особенно жёсткой критике подверглись социалисты, отошедшие, по мнению Драгоманов, от истинного пути решения национального вопроса [6]. Испорченные отношения с бывшими соратниками и преследования властей сделали для писателя вынужденную эмиграцию неизбежной.

Своих симпатий к федерализму не скрывал и другой видный идеолог украинства, историк и писатель Н.И. Костомаров. Будучи в молодости идейным сторонником идеальной федерации славянских народов и одним из основателей Кирилло-Мефодиевского братства, он длительное время притеснялся властями и в более зрелом возрасте перешёл на значительно умеренные и даже лояльные к правительству позиции. В своих поздних работах Костомаров отмечал, что с древнейших времён в основе российской государственности лежали принципы федерализма, а единый российский народ состоит из шести взаимосвязанных народностей, образующих целостную федерацию [5].

Стоит заметить, что помимо сторонников федерализма, симпатизировавших зарубежному опыту либо схожих во взглядах с Костомаровым, существовали многочисленные противники федерализации России, единогласно видевших в ней скорую гибель и распад страны. К их числу относятся П.И. Пестель, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, И.А. Ильин [13], а также один из первых русских юристов, специализировавшихся на федералистике, А.С. Ященко [16].

Идеи федерализма после непродолжительной паузы в 1870-1890-х гг. стали пользоваться большой популярностью в либерально-демократических кругах после революции 1905-1907 гг., хотя конечной политической формы так и не находили. Так, программа партии «Союз 17 октября» весьма завуалировано высказывала идеи начала процесса создания национальных автономий в унитарной России. Несмотря на провозглашаемый принцип «ни союзного государства, ни союза государств» [1], якобы исключавший федерализм, после осуществления поставленных целей партия вполне могла перейти и к идеям постепенной федерализации страны. Солидарном с октябристами в планах предоставления максимального самоуправления национальным меньшинствам была и Конституционно-демократическая партия.

Важно отметить, что параллельно достаточно либеральному «Союзу 17 октября», программы монархических, правых и националистических партий высказывались за жёстко унитарную форму государственности, иногда поддерживая унификацию народов России и их насильственную русификацию [3]. В целом же, шовинистические настроения в политической жизни Российской империи сохранялись вплоть до начала Первой Мировой войны.

В атмосфере данных взглядов в середине 1910-х гг. обратили своё внимание на национальный вопрос в России, а вместе с этим и на будущее территориального устройства государства В.И. Ленин и его соратники по РСДРП. Если ранее социал-демократы, в особенности будущие большевики, являлись идейными сторонниками строго централизованного унитарного государства, то в обстановке кризиса внутри империи особого внимания заслужили именно потенциальные силы угнетаемых царизмом национальных движений.

В своих программных трудах по национальному вопросу 1913-1914 гг. Ленин изложил принципиально новое видение разрешения названных проблем. В «Критических заметках по национальному вопросу» он назвал ключевые принципы национальной политики, а именно равноправие наций, право на их демократическое самоопределение и пролетарский интернационализм [7], неизбежным следствием из которых будет преобразование территориального устройства России. Продолжая тему в «О праве наций на самоопределение», Ленин идентифицирует Россию как крупное многонациональное государство, в котором великороссы, составляющие половину населения, агрессивно угнетают другую половину народа, инородцев. Данные обстоятельства заставляют автора выдвинуть тезисы о ликвидации эксплуатации нацией нации и о возможности самоопределения нации вплоть до отделения в самостоятельное государство [9]. Также Ленин, завершая изложение курса в «О национальной гордости великороссов», выступает за отказ насилия великороссов над другими народами как гарант процветания и быстрого развития страны [8]. При этом стоит отметить действительно крайне пренебрежительное и потребительское отношение Ленина к национальному вопросу и особенно федерализму, которые ему виделись не самоцелью, а средством в достижении революции и обострения межклассовой борьбы.

Истинные воззрения Ленина на проблемы межнациональных отношений в России, видимо, смог распознать другой видный деятель российской социал-демократии, И.В. Сталин. В своей крупной работе «Марксизм и национальный вопрос», прославившей автора как специалиста в изучаемой проблеме, он дал одно из классических определений нации как не только этнического, но и политического образования. В связи с этим Сталин предостерегал от заигрываний с национально-освободительными движениями, и, как следствие, выступал против сугубо национальной федерации [12], в которой, по замыслу Ленина, именно национальные субъекты федерации могут стать оплотом поддержки революционной власти. Но, как показало время, большинство партийцев поддержало именно точку зрения Ленина, решив использовать этнические противоречия в свою пользу [11].

Таким образом, в российской общественно-политической мысли XIX – начала XX вв. родилось несколько оригинальных концепций федерализации унитарной Российской империи, большинство из которых так и не были ни в малейшей степени реализованы на практике. Суммируя же их, возможно выдвинуть два основных вектора федеративных воззрений – территориальные федерации по западным, главным образом, американским образцам (Л.Н. Радищев, Н.М. Муравьёв) и национальные федерации, видевшие федерализм инструментом разрешения национального вопроса (украинские националисты, В.И. Ленин). В последующий исторический период названные векторы федерализации вступят в неразрешимое противоречие, являясь двумя альтернативами развития федеративной государственности в России.

 

Библиографический список

1. Воззвание (программа) «Союза 17 Октября» // Сборник программ политических партий в России. Вып. 2. – СПб., 1906. – С. 43.

2. Драгоманов М.П. Историческая Польша и Великорусская демократия. // Собрание политических сочинений М.П. Драгоманова. Т. 2. – Париж, 1905. – С. 399-403.

3. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. – М., 2001. – С. 298-349.

4. Конституция Н.М. Муравьёва. // Конституционные проекты в России XVIII – начала XX в. – М., 2010.  С. 307-308.

5. Костомаров Н.И. Мысли о федеративном начале в Древней Руси. / Костомаров Н.И. // Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. – М., 1994. – С. 31.

6. Кудряшев В.Н. М.П. Драгоманов и русские социалисты: дискуссия о федерализме. // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №336.  С. 82.

7. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу / В.И. Ленин // ПСС. Т. 24. – М., 1973.  С. 137-143.

8. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов / В.И. Ленин // ПСС. Т. 26. – М., 1973. – С. 107.

9. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение / В.И. Ленин // ПСС. Т. 25. – М., 1973. – С. 267-272.

10. Пахомов В.Г. Идеи федерализма в истории политико-правовой мысли России (Конец XVIII-XX вв.): Дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2003. – С. 105.

11. Стагис И.К. Обсуждение национального вопроса в партии большевиков на примере работы И.В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос» // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №353.  С. 132.

12. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос / И.В. Сталин // ПСС. Т. 2. – М., 1946. – С. 343-344.

13. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Принципы государственного устройства России в трудах отечественных мыслителей XIX века // Основы экономики, управления и права. – 2012. – №5.– С. 95.

14. Турусин С.В. Осмысление феномена федерализма в трудах отечественных философов. // Основы экономики, управления и права.  2012. – №5. – С. 90.

15. Шевченко Т.Г. Гайдамаки / Т.Г. Шевченко // Избранные произведения. – С. 65-66.

16. Ященко А.С. Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства. – СПб., 1999. – С. 108-130.


GENESIS OF IDEAS FEDERALISM IN THE SOCIAL AND POLITICAL THOUGHT PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

 

R.S. Markov, student

Lipetsk state pedagogical university named after P.P. Semenov-TyanShansky

(Russia, Lipetsk)

 

Abstract. The article deals with the development ideas of federalism in the works Russian scientists XVIII–XX centuries, identified the so-called «Western» and «National» unitary vector possible federalization of the Russian Empire, supporters and opponents of these views, the argument of their position. Particular attention is given to the discussion of the national question and federations among Russian Marxists, primarily in the works of V. Lenin and J. Stalin.

Keywords: federation, the Decembrists, the national question, the Ukrainians, the Marxists.