Евсеев И.В. Гендерная асимметрия в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 73-79.

ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СОБРАНИИ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

И.В. Евсеев, студент

Научный руководитель: Л.Н. Павлова

Северо-Восточного федерального университета

(Россия, г. Якутск)

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемой недостаточного представительства женщин в современных российских законодательных органах на примере Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Обосновывается необходимость квотирования депутатских мест для женщин в органах законодательной власти на всех его уровнях.

Ключевые слова: гендер, гендерное равенство, гендерная асимметрия, квотирование, принцип представительства, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Сахакутия).

 

 

В современном российском обществе существует огромное количество препятствий, которые не позволяют достичь равенства между мужчинами и женщинами в политической сфере. Женщины в российском обществе недостаточно представлены на руководящих должностях высшего уровня и в органах законодательной власти. По состоянию на 2016 год женщины в Государственной Думе составляют 14% [1] от общего количества депутатов, что ниже среднего общемирового показателя представительства женщин в политике (23%) [2].

Все большее внимание уделяется проблеме гендера. Термин «гендер», впервые использованный в работе психолога Роберта Столлера «Пол и гендер», вышедшей в 1968 г., является транслитерацией английского слова, обозначающего мужской или женский род. Еще одно важное значение термина «гендер», который не входит в понятие пола: он – продукт научной теории, занимающийся осмыслением таких вопросов, как гендерное неравенство. Отсюда следует, что мы, употребляя данный термин, признаем существование неравенства и отношений власти между полами. Получается, что гендер – это часть социальных отношений, один из главных элементов устройства общества [3, с. 8-10].

Смысл разделения двух терминов заключается в том, чтобы отделить биологические половые различия от социальных, дать ответ на вопрос: что значит «женственность» и «мужественность»? Таким образом, идея данного термина заключается в «отрицании абсолютной предопределимости отношений между полами на уровне биологии: есть пол, связанный со строением человеческого тела, женского или мужского, и еще есть гендер, так называемый «пол социальный», который предполагает гендерную асимметрию – непропорциональную представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни» [3, с. 8-10]. Следовательно, можно говорить о том, что гендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с другими факторами (раса, национальность, класс, возраст) организует систему социальной иерархии.

Социально сконструированная система неравенства по полу носит название гендерной системы (система гендерных, или полоролевых, отношений, а также институты, поведение и социальные воздействия, которые предписываются в соответствии с полом). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все мужское/маскулинное (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все женское/фемининное определяется как подчиненное, вторичное и незначительное, с социальной точки зрения. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола[4].

Как правило, вопросы, связанные с гендером, сводятся к одному – это всегда разговор о власти. С самых древних времен ситуация сложилась таким образом, что в политике мужчины составляют большинство. Во всех культурах, включая и якутскую, женщина – это мать, хранительница домашнего очага. Но бывали и исключения: женщинам, получившим в свои руки всю полноту власти, приходилось идти в ногу с суровыми законами политики и нормами морали своего временного промежутка. Вспомним царевну Софью, которая основала в Москве первое на Руси высшее учебное заведение – Славяно-греко-римскую академию [5]. Особым вниманием стоит удостоить императрицу Екатерину II Великую, реформаторская деятельность которой охватила все сферы жизни общества императорской России: повсеместно открывались учебные заведения и школы, были проведены губернская и сословная реформы, расширились границы империи, влияние государства на международной политической арене возросло и многое другое [5]. Всем знакома личность «железной леди» Великобритании Маргарет Тэтчер. Она усовершенствовала систему образования, сделав её более доступной для детей из бедных семей, подняла экономику и производство [6]. Мы видим, что женщины, имевшие в своих руках власть, пользовались любыми средствами в борьбе с теми, кто шел против них. Они знали, что им не будут делать поблажек в виду их принадлежности к «слабому полу» и шли до конца. Истории этих личностей говорят нам о том, что женщины могут править, заниматься политикой и менять при этом историю.

Во многих странах мира очень развита социальная политика гендерного равенства. Несмотря на то, что во многих культурах традиционное восприятие женщины ограничивается ролью матери и хранительницы очага, в современном цивилизованном обществе «политика государства в социальной сфере строиться на том, чтобы создать условия для совмещения как семейных, так и профессиональных обязанностей женщин» [7, с. 178]. Так, в Исландии Закон о равных правах и равных возможностях для мужчин и женщин был принят еще в 1976 г., в Дании – в 1978, в Финляндии – в 1987, в Норвегии – в 1979, в Швеции – в 1980, а в 1998 г. в Латвии, Литве и Эстонии был одобрен Закон о гендерном равенстве. Помимо этого, в Литве и в странах Северной Европы действует Институт Уполномоченного по реализации гендерного равенства [8]. Хороших результатов в этом вопросе достигли страны Скандинавского полуострова. В свое время они сосредоточили свои усилия на тех программах, которые давали возможность обоим родителям зарабатывать, делить ответственность за воспитание своего подрастающего поколения, перераспределять обязанности в семье. Была создана система бесплатных детских дошкольных учреждений, ставших доступными всем категориям граждан без каких-либо ограничений [7, с. 178].

Благодаря социал-демократам в правительствах Норвегии, Швеции и Финляндии был достигнут гендерный паритет в сфере государственного управления. В этих странах 40-45% мест в парламенте занимают представители женского пола. Именно социал-демократы первыми заговорили о внесении изменений в кадровой политике своих партий, о введении системы квот для увеличения числа представителей женского пола на выборных государственных должностях. И поэтому в странах Запада можно увидеть женщин-руководителей различных государственных учреждений, начиная от представителей народа в парламенте страны и заканчивая премьер-министрами.

Впечатляющих результатов в плане участия женщин в политической жизни государства достигли страны африканского континента, такие как Руанда (64% мест в парламенте принадлежат женщинам), Уганда (35%), Алжир (31,6%), Эфиопия (38,8%), Ангола (36,8%), Намибия (41,3%), Танзания (36%), Мозамбик (39,6%), Сенегал (42,7%) и другие [9].

С октября 2003 г. Руанда занимает первое место среди всех стран по количеству женщин на выборных государственных должностях. Под управлением женщин-парламентариев рост ВВП в Руанде составляет 8%, а бедность ежегодно сокращается на 3%. По состоянию на 2015 год 96% мальчиков и девочек посещают начальную школу (в 2005 г. – 85,5%). Привлекаются различные некоммерческие организации, которые распределяют огромные средства (3% от ВВП) в сферу сельского хозяйства, медицины, электрификации и т.д. [10]. Все это благодаря предоставлению квот для женщин на всех уровнях власти на законодательном уровне: «Государство Руанда обязуется, что женщинам будет предоставлено, по крайней мере, 30 процентов должностей, принимающих решения» (Конституция, ст. 9) [11].

Назревает вопрос: соблюдать ли гендерное равенство в законодательных органах власти России? Ответ на вопрос можно найти в работах Джеймса Мэдисона, четвертого президента США, который утверждал, что одним из главных условий развития любого демократического государства является принцип представительства, дающее возможность участия в управлении государством различных групп населения (это создает своего рода иммунитет против социальных разногласий и конфликтов внутри общества) [12]. Благодаря партнерству всех слоев населения (в нашем случае – женщин и мужчин) создаются реальные возможности учета различных интересов в обществе. Кроме того, мировой опыт парламентаризма уже давно показал, что в странах с низким показателем вовлеченности женщин в политике (ниже 10%) весьма затруднительно принятие законов в сфере образования, медицины, защиты прав детей и человека в целом. Но если в парламенте 30 и более процентов мест будут занимать женщины, то можно будет надеяться на быстрое и реальное проведение в жизнь социальных программ [8].

Относительно Российской Федерации отметим, по данным ООН, отслеживающей прогресс в политическом представительстве женщин в органах государственной власти, Россия в течение семнадцати лет находится в восьмом десятке, хотя Конституция гарантирует всем, включая и женщин, равное участие в политике.

Рассмотрим представительство женщин-депутатов в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС (Я). В органах власти республики представительство женщин крайне ограничено. Необходимо отметить, что те немногие, кто смог вступить на политическую арену, с большой ответственностью подходят к решению проблем социального характера. Этим и обуславливается необходимость женщин на политической арене не только РС (Я), но и России в целом.

 

 

Таблица 1. Представительство женщин в Государственном собрании (Ил Тумэн) РС (Я)

Созыв

Количество женщин

Процентное соотношение

I

7 из 64

10,93%

II

12 из 76

15,79%

III

5 из 72

6,94%

IV

12 из 77

15,58%

V

11 из 73

15,07%

 

 

В данной таблице представлены сведения о количестве депутатов женского пола со времен первых выборов в представительный орган власти РС (Я), которые состоялись 12 декабря 1993 года. Было избрано 56 депутатов, из них в Палату Республики – 35, Палату Представителей – 21. В книге «Избранные народом», в которой собраны биографические данные всех народных депутатов, перечислены 64 имени, 7 из которых женские, что составило 10,93%. В выборах 2-го созыва из 76 народных депутатов – 12 – женщины. Это составило 15,79%. Виден заметный рост на 4,86%. В Государственное собрание 3-го созыва 2002 г. почетное звание народного депутата получили 5 женщин. В найденных материалах указано 72 имени. Отсюда следует, что женщины составляют всего лишь 6,94% от общего числа депутатов. В 2008 г. из 77 имен 12 принадлежат женщинам, что составило 15,58%, а в последних выборах представительство получили 11 женщин – 15,07% [13, с. 516-586].

Главенство мужчин в политической сфере общества не оспаривается. И все это несмотря на то, что среди женщин есть немалое количество уважаемых и влиятельных государственных и общественных деятелей. Стоит упомянуть имена А.Я. Овчинниковой, Е.Н. Гороховой, Л.Н. Григорьевой, много лет посвятивших себя должности Председателя Президиума Верховного Совета ЯАССР. Своим внимательным отношением к людям, простотой и скромностью, трудолюбием они снискали заслуженное признание различных категорий трудящихся [14, с. 71-73]. Вспомним Д.С. Жиркову, которая была активной участницей двух революций, первой заведующей женотдела Якутского губкома партии; женщину, которая 40 лет своей жизни отдала делу подготовки медицинских кадров и охране здоровья советских людей. Она была первой девушкой Якутии, ставшей членом РСДРП совместно с такими активными участниками борьбы за установление советской власти в Якутии, как Аммосов, Попов, Аржаков и Бубякин 4 марта 1917 г. С тех самых пор она отдавала всю себя служению, в первую очередь, людям [15, с. 5-8].

Далее был проведен контент-анализ официальных данных Государственного Собрания (Ил Тумэн) [16] по эффективности народных депутатов РС(Я) IV и V созывов. Разделив их по половому признаку, нами были получены следующие цифры:

 

 

Рисунок 1.

 

 

Подчеркнем, что на сайте данные по эффективности деятельности депутатов IIII созывов отсутствуют. Как видим, женщины намного активнее мужчин включаются в законодательный процесс, что привело к 100%-ной эффективности.

Чем же можно объяснить сложившуюся ситуацию, если вышеперечисленные имена и цифры являются прямым доказательством компетентности женщин в политической сфере общества? В нашем обществе растет число рабочих мест, где основным критерием выступают личностные качества человека. В основном, это касается эмоциональной работы. Профессий, от которых требуется эмоциональная нагрузка работников. К таким профессиям можно отнести: учитель, воспитатель, социальный работник, бортпроводник и др. и в них занятость женщин преобладает [17]. Этим и объясняется занятость женщин-депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) вопросами социального характера, так как все они являются представителями сферы образования и здравоохранения. Многие из них являются докторами и кандидатами наук, имеют многолетний опыт руководства – от органов исполнительной власти муниципального и республиканского уровней и до управления различными организациями и предприятиями республики.

Несмотря на вышесказанное закрепившиеся стереотипы о мужских и женских качествах, носящих естественный и неизменный характер, заложенный природой, мешают нам достичь гендерного баланса. Благодаря устоявшейся патриархальной логике, основанной на традициях и обычаях народа саха, нам с детства прививают понятие того, что женщина – прекрасное и нежное создание, от которого зависит будущее всей нации. Будь это олонхо, произведения известных якутских писателей и поэтов – везде пропагандируется одно и то же: женщины – это основа самой жизни, источник красоты и творение природы. Они матери и подруги, которым предначертано продолжить семейный род, обеспечить уют в семейном очаге. Собирательство, шитье, воспитание детей, ведение хозяйства в отсутствие мужа, опираться на мужа во всем и всегда – главные задачи якутской женщины. Говоря кратко, уход и забота – естественное и традиционное занятие женщин, которое не требует какой-либо подготовки.

Еще один барьер, мешающий женщинам профессионально реализоваться, связан с финансовой составляющей. «Идеология семейной оплаты» подразумевает следующее распределение ролей: мужчина – добытчик и кормилец семьи, чьи профессионализм и умения должны обеспечивать всем необходимым членов семьи, а доход женщины является второстепенным придатком семейного бюджета [17]. Это был первый аспект данного барьера, второй – рождение ребенка и нехватка учреждений дошкольного образования детей. Их катастрофически не хватает. И будущим родителям приходится еще во время беременности встать в очередь на место в детском саду, в которой на одно место могут претендовать до 20 человек. И место это, скорее всего, освободится в тот момент, когда ребенок уже пойдет в школу. Приходится прибегать к услугам частных детских садов или нянь, услуги которых в Якутии в среднем стоят 150 рублей в час. Это выливается в немалую сумму в месяц, чего не может позволить себе даже семья со средним доходом. Человек работает 5 дней в неделю по 8 часов и с помощью несложных вычислений у нас получится такой результат: 5х8х4=160 рабочих часов в месяц. Затем, 160х150=24000 руб. в месяц. Женщинам приходится жертвовать своими амбициями ради семейного благополучия.

Таким образом, в плане гендерного состава Государственного Собрания (Ил Тумэн) ощутимо преобладание мужчин. На протяжении всей деятельности Ил Тумэн женщины-депутаты составляли от 4,86% до 15,58% от всего состава народных депутатов, что объясняется патриархальным укладом жизни народов Якутии. Вместо профессиональной карьеры их ждет домашняя рутина, обусловленная множеством барьеров – начиная от стереотипов и заканчивая новыми вызовами 21-го века, которые упираются в финансовый вопрос.

Мировой опыт доказал, что женщины-политики вносят особый вклад в общественную жизнь: женщины часто лучше мужчин могут представлять как свои интересы, так и интересы общества в целом, вносят заметный вклад в развитие общества. Поэтому, России необходимо ввести систему квотирования руководящих должностей на всех уровнях власти. Главная цель квотирования депутатских мандатов состоит в том, чтобы привлечь женщин на уровень принятия политических решений и не допустить их изоляции от политической жизни общества. Следует обеспечить на уровне Конституции РФ долю женщин в законодательных органах власти, равную 30% от общего числа депутатских мандатов. Так, в Уганде, где место в парламенте от каждого из 39 округов резервируется для женщин (другие женщины избираются в парламент не по гендерной квоте). В Аргентине избирательный закон устанавливает квоту 30% для женщин кандидатов на выборные посты, благодаря которой женское представительство значительно увеличилось в Аргентинской Палате Депутатов. В Индии 74-ая Поправка Конституции требует резервировать 33%мест в местных муниципальных органах власти для женщин [8].

Квота, таким образом, является средством достижения равных возможностей. Хотя нет сомнений в том, что этот вопрос в случае возможного рассмотрения будет обсуждаться на заседаниях республиканского парламента долгие годы. Так как многие считают, что квоты противоречат принципу равных возможностей в политической сфере, поскольку депутатам женского пола будет отдаваться предпочтение. Мировой опыт показывает, что квотирование мест в парламенте дает положительные результаты.

 

Библиографический список

1. Russian Federation [электронныйресурс]. URL:http://data.worldbank.org/indicator/SG.GEN.PARL.ZS?locations=RU&view=map&year=2016

2. Qouta Project. URL: http://www.quotaproject.org/

3. Тартаковская И.Н. Гендер для чайников – 2. Фонд им. Генриха Бёлля. – Москва: «Звенья», 2009. – 248 с.

4. Гендер как новый концепт теории пола. URL: http://3ys.ru/problemy-pola-v-zapadnoevropejskoj-i-russkoj-filosofii/gender-kak-novyj-kontsept-teorii-pola.html

5. Ключевский В.О. Исторические портреты.  М.: Эксмо-Пресс, 2008. 512 с.

6. Крис Огден. Маргарет Тэтчер: женщина у власти.  М.: Новости, 1992. – 544 с.

7. Попкова Л., Козлов А. Миссия – невыполнима? Политика и гендерное равенство// Гендер для чайников-2. – М.: Звения, 2009. – С. 178.

8. Шведова Н.А. Квоты: благо или новые проблемы? [электронная статья]. URL: www.owl.ru/win/books/policy/quota.htm

9. Proportion of seats held by women in national patliaments [интернетресурс].URL:data.worldbank.org/indicator/SG.GEN.PARL.ZS?view=map&year=2015

10. Elizabeth Powley. Rwanda: Women hold up half the parliament [электронныйресурс]. URL: www.idea.int/publications/wip2/upload/rwanda.pdf

11. Rwanda [электронный ресурс]. URL: www.quotaproject.org/country/rwanda

12. Мартынов К. Джеймс Мэдисон и традиция федерализма [интернет-ресурс]. «YouTube», канал «Постнаука». Видео опубликовано 13.09.2015

13. Жирков А.Н. Избранные народом: делегаты Всеякут. съезда Советов, члены ЯЦИК, депутаты Верхов. Совета ЯАССР…, 1922- 2008 / Гос. Собр. (Ил Тумэн) РС(Я). – Якутск: Бичик, 2009. – 592 с.

14. Томский И.Е. Тернистый путь двадцатого столетия. – Ком. по делам семьи и детства при Президенте РС(Я); Союз жен. орг. РС(Я) – Якутск. Кудук, 2001 – 104 с.

15. Данилова А.П. Женщины Якутии – ветераны ленинской партии. – Якутск: Кн. изд-во, 1991. – 104 с.

16. Официальная страница Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я). URL: http://iltumen.ru/content/

17. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Гендерный анализ занятости в социальной сфере [электронная статья]. URL: www.kgau.ruresourcesalexbib

GENDER ASYMMETRY IN THE STATE ASSEMBLY (IL TUMEN) OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

 

I.V. Evseev, student

Supervisor: L.N. Pavlova

North-Eastern federal university

(Russia, Yakutsk)

 

Abstract. In this article will be considered the questions connected with a problem of gender equality in modern Russian parliament on the example of the State Meeting (Il Tumen) by Republic of Sakha (Yakutia). The explanation of need of quoting for deputy places in regulatory authorities at all its levels is offered.

Keywords: gender, gender equality, gender asymmetry, quota for women, representation, State Meeting (Il Tumen) of Republic of Sakha (Yakutia).