Башкирцева И.А. Формирование коммуникативной культуры у студентов высшего учебного заведения / И.А. Башкирцева, О.Н. Елгаскина, О.Б. Винокурова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №9. – С. 23-25

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ

ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 

И.А. Башкирцева, магистрант

О.Н. Елгаскина, магистрант

О.Б. Винокурова, магистрант

Тольяттинский государственный университет

(Россия, г. Тольятти)

 

Аннотация. Данная статья посвящена теме формирования коммуникативной культуры у студентов высшего учебного заведения. Культура изучается со школьного возраста и продолжается изучаться в университете, многие дисциплины включают в учебные планы для студентов. Так же, коммуникативная культура рассматривалась учеными отдельно, как закономерности связи и отношений культуры и общения. В коммуникативной культуре существует так же система качеств личности.

Ключевые слова: культура, личность, студенты, формирование.

 

 

Коммуникативная культура – это способность человека выражать свои идеи, вести общение корректно, грамотно разрешать конфликты, слушать внимательно.

Основы коммуникативной культуры личности изучались авторами Л.Н. Коганом, В.В. Мироновой и М.М. Бахтиной позволяют выявить закономерности связи и отношения культуры и общения.

Например, автор Гусевская О.В. считает, что «Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности и является основой из приоритетных задач образования, представляется как важнейшая составляющая гуманитарного образования» [1].

По мнению ученых, коммуникативная культура выступает как составная часть общей культуры, которая характеризуется единством личностных и социальных ценностей, обуславливающих направленность человека на другой объект взаимодействия [2].

Также можно рассматривать ее, как сложный динамический процесс, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, окружающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Рассмотрим как систему качеств личности, которая включает в себя:

1. Творческое мышление – это гибкость, нестандартность мышления, в результате которого общение предстает как вид социального творчества.

2. Культура речевого действия это владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».

3. Культура общения и психоэмоционального состояния – это культура чувств и эмоций, как способ выражения чувств, которая заключается в способности человека разумно реагировать на окружающую действительность [4].

Культуру можно назвать связующим звеном, компонентов всех видов. В то же время она является носителем информации и предметом изучения, основополагающим компонентом профессиональной культуры.

Формирование коммуникативной культуры у студентов начинается со школьного возраста, в младших классах начинают преподавать такие дисциплины как культура речи, общения и др.

Заметим, что сейчас готовят специалистов направленных на решение производственных и коммуникативных задач, так же ориентировано на проявление инициативы. В системе высшего образования ставятся задачи по подготовки высококомпетентных и высококультурных специалистов, обладающих коммуникативной культурой. Из чего можно сделать вывод, что формирование коммуникативной культуры у студентов в современных условиях является основной частью профессиональной подготовки будущего специалиста.

Коммуникативная культура, не изучается студентом как отдельный предмет специального исследования. Уровень культуры у выпускников вуза не соответствует современным требованиям. У специалистов наблюдается слабая сформированность умения высказывать свою позицию, правильно вести спор, отстаивать свою точку зрения, умение убеждения, суметь аргументировать, про анализировать происходящую ситуацию и уметь выбрать нужную информацию.

Следует заметить, что осталось мало специалистов обладающих высоким уровнем культуры, в том числе и коммуникативной культурой.

Главной частью при формировании коммуникативной культуры является направленность педагогической деятельности на обеспечение качества образования выпускников. Качество профессионального образования студентов характеризуется не только объемом знаний и составом навыков, а готовность к определенным видам деятельности, к установлению взаимоотношений с другими людьми, что является необходимым в современном обществе.

Существует несколько подходов:

 культурологический подход (поскольку он обусловлен объективной связью человека с культурой как с системой ценностей);

 деятельностный подход (процесс общения органически включается во все виды деятельности и взаимодействия людей);

 целостный подход (необходимо осуществлять и социальную, и предметную подготовку);

 личностный подход (механизмы, содержание, характер общения зависят от его участников, от их личностного развития).

Коммуникативной культуры у студентов зависит от педагогических условий:

 актуализации коммуникативных знаний и умений у студентов становится их межличностная и межкультурная направленность;

 речевое взаимодействие между студентами активизируется ситуациями аутентично-проблемного характера.

Можно сделать вывод, что в реальной жизни наблюдается противоречие между требованиями государственного образовательного стандарта к развитию у будущих специалистов профессионально коммуникативной культуры и традиционным подходом к организации учебного процесса в вузе, в котором предпочтения отдается специальным дисциплинам. В университетах в учебные планы технических специальностей, введены такие дисциплины, которые позволяют студентам в процессе обучения приобрести и развить речевые коммуникативные умения. Коммуникативная культура – понятие достаточно емкое и включает в себя такие понятия как: культура мышления, культура речи, культура чувства и др. В учебные планы разных специальностей включены такие дисциплины, как «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Основы делового общения», «Этика делового общения» и другие.

Речевые коммуникативные умения формируются в практическом освоении языка, так и целенаправленно, по изучению специального курса и работы по овладению конкретными речевыми коммуникативными умениями. Трудно сформировать культуру общения у студентов только при изучении специальных курсов. Большое значение имеет атмосфера уважения к самому процессу общения, вежливость и галантность. Коммуникативная компетентность преподавателя – это комплекс знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения воспитания. Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида. Каждый преподаватель должен помнить, что он является первым носителем эталона в поведения в общении. Процесс обучения предполагает процесс общения. Преподаватель и студент в ходе совестной деятельности обмениваются мыслями, знаниями, представлениями и т.п.

Таким образом, формирование коммуникативной культуры у студентов вуза, происходит со школьного возраста. Им включают в учебные планы разных специальностей дисциплины, которые направлены на изучение культуры.

 

Библиографический список

1. Гусевская О.В. Формирование коммуникативной культуры личности как основы общекультурной компетентности // «Ценности и смыслы». 2009. №1. С. 131-141.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000.

3. Баева, И.А. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности [Текст] / И.А. Баева, Е.Б. Лактионова // Психологическая наука и образование. 2013. – №6.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8

5. Лебедева О.Е. Управление образовательными системами.М., 2004.

6.  Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. – М., 1981.

7. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2001.

 

 

FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE IN STUDENTS OF HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTION

 

I.A. Bashkirtseva, graduate student

O.N. Elgaskina, graduate student

O.B. Vinokurova, graduate student

Togliatti state university

(Russia, Togliatti)

 

Abstract. This article is devoted to the topic of the formation of communicative culture among students of a higher educational institution. Culture is studied from the school age and continues to be studied at the university, many disciplines are included in the curriculum for students. Similarly, communicative culture was considered by scientists separately, as the patterns of communication and relations of culture and communication. In the communicative culture there is also a system of personality traits.

Keywords: culture, personality, students, formation.