Слободчикова А.В. Феномен дорожного гипноза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №9. – С. 53-55

ФЕНОМЕН ДОРОЖНОГО ГИПНОЗА

 

А.В. Слободчикова, студент

Национальный исследовательский Томский государственный университет

(Россия, г. Томск)

 

Аннотация. Дорожный гипноз – явление частое. Его изучали и изучают до сих пор, но представления о нем местами размыты и неточны. Был проведен феноменологический анализ опыта переживания данного состояния. На основе полученных данных был описан феномен дорожного гипноза.

Ключевые слова: дорожный гипноз, восприятие сна, феноменологический анализ, феноменология, субъективный опыт, опыт переживания.

 

 

Во время длительного вождения автомобиля у водителей появляется состояние одновременного сна и бодрствования, при котором они продолжают вести машину и могут разговаривать с рядом сидящим пассажиром. Когда пассажир замечает, что водитель погружается в сон, предлагает сменить его, чтобы тот поспал, но в большинстве случаев водитель говорит, что все в порядке и отказывается спать на соседнем сидении, продолжая растворяться в дороге и деятельности.

Несмотря на немалый интерес среди ученых к феномену дорожного гипноза, до сих пор проблема среди водителей актуальна. Впервые феномен описал G.W. Williams, и присвоил ему название, которым мы пользуемся в данной статье. Были проведены эксперименты, направленные на изучение феномена (A.H. Werthein). И разработаны способы борьбы с состоянием дорожного гипноза (Hiroshi Ueno, Masayuki Kaneda, Masataka Tsukino).

Данное феноменологическое исследование проводилось с целью уточнения феномена дорожного гипноза, раскрыв некоторые, возможно скрытые или сложно проявляющиеся смыслы в этом вопросе, улучшить понимание феномена водителями для дальнейшего контроля собственного состояния во время вождения автомобиля.

Мы сформировали следующий вопрос о феномене: «расскажите о недавнем или давнем, но запомнившемся Вам случае «растворения в дороге», отстраненности от себя, объектов, ситуации? Что вас «растворяло»? И как?». Были опрошены два респондента, мужчина и женщина.

Использовался метод полуструктурированного интервью. Интерпретацию полученных данных можно увидеть в таблице.

 

 

Таблица 1. Интерпретацию данных полученных методом полуструктурированного интервью

Высказывания респондентов

Смысл высказывания

«Едешь и все хорошо, потом понимаешь, что ты не прочь бы отдохнуть или даже поспать немного. Но ощущаешь, что это контролируемое желание, его легко подавить. Думаешь, у меня еще много энергии в запасе и даже ощущаешь это».

Отрицание проблемы. Излишняя мнимая уверенность в собственных силах.

«Далее ловишь себя на мысли, что не хочется двигаться. Знаешь, что надо менять позу, шевелиться, чтобы не заснуть, но не хочешь. Если с тобой разговаривают, испытываешь пассивное раздражение внутри, буркнешь что-то в ответ, лишь бы отстали».

Отсутствие желания вовлекаться в иной процесс, иную деятельность. Нежелание выбираться из состояния «дорожного гипноза».

«Перед тем как совсем заснуть зрение сужается настолько, что видишь только огни авто едущего перед тобой. Почти на автомате держишь одну дистанцию и повторяешь все маневры этого авто, т. едешь хвостом за кем-то».

Снижение когнитивных функций. Преобладание пассивности.

«На самом деле если нет хронического недосыпания, то выбраться можно самостоятельно. Но в тот раз удавалось только ненадолго, а потом все снова повторялось. Пока я не доехала до назначенного места и не уступила руль».

Цикличность повторений. «Выбираясь», дорога «затягивает» снова, снова, и снова.

«Лучше всего страх. Когда чувствуешь, что руль вильнул, а тут встречное авто, испугаешься и еще долго не засыпаешь».

Лучшее лекарство для возвращения в нормальное состояние сознания – страх за свою жизнь и жизнь других.

«Получается, ты такой видишь дорогу, едешь и ты как бы сосредотачиваешься на дороге, смотришь в право лево, начинаешь смотреть в точку (как при обычной усталость), едешь и тупишь (смотришь на дорогу, но как бы сквозь нее). Потом если что-то меняется, и ты видишь это боковым зрением, то ты такой оп воспрянул и опять едешь, смотришь по сторонам».

Желаешь отстраниться, взять перерыв от реальности и отдохнуть немного. Но как только происходит смена пейзажа «залипание» уже становится невозможным. Автоматически выбрасывает в обычное состояние.

«Понял, что начинаю засыпать, когда начинаешь сосредотачиваться на моргании. Я моргнул и я запомнил, что я моргнул. Я это сделал медленно. И я такой «нельзя моргать!».

Осознанные и продолжительные моргания.

«Физически расслаблялся, терял концентрацию, терял контроль. И это было приятно. Когда понимал, что это неправильно это начинало напрягать. Нельзя так ехать, а то сейчас усну».

Приятное состояние. Страх опасности выдергивает из него.

«И с каждым разом веки быстрее «забиваются» (имеется ввиду окологлазные мышцы – прим. ред.) тяжелеют. Потом что бы ты не делал, уже не можешь полностью раскрыть глаза. Это было опасно. Любое мое моргание могло привести…, т.е. я уже фактически сны видел, моргания такие были, как будто начало сна придумываешь на последних мыслях».

Чувство наступления сна при моргании, «начало сна придумываешь на последних мыслях».

«Музыка была, но мы проехали полторы тысячи километров и музыка такая, что она есть, что ее нетнепонятно, на какой круг играет».

Монотонность, повторяемость, старая информация уже не воспринимается, сознание устало от нее.

«На тот момент не осознавал серьезности. Только после отдыха понял. Появилось с чем сравнить».

Погружение плавное происходит, поэтому стирается граница с нормой и отклонением от нее. После отдыха виден резкий контраст состояний.

 

 

В таблице представлены наиболее часто повторяющиеся и имеющие значение смыслы при феномене дорожного гипноза. На основе проведенного исследования мы можем выделить некоторые факторы-причины, способствующие появлению дорожного гипноза, физиологические показатели организма, предшествующие данному феномену, подробнее описать само состояние дорожного гипноза.

Основные причины появления феномена:

1. Монотонность (отсутствия смены пейзажа за окном, однотипная ровная трасса) Стимулы извне призванные поддерживать бодрость, например музыка или разговор с пассажиром могут не привести к желаемому результату, так как музыка уже переслушана на n-ое число раз, а пассажир сам говорит полусонно и безэмоционально. Сознанию необходима постоянно новая информация, как только новая информация перестает поступать, особо сильно начинает ощущаться усталость.

2. Усталость физическая или эмоциональная (недосып, изнеможение).

3. Ночные или ранние часы. Исследуемый нами феномен встречается в основном в это время.

Субъективные ощущения:

1. Расслабленность, но тело чаще наклонено вперед, нежели «тонет» на сидении.

2. Нежелание двигаться даже если предлагают сменить водителя.

3. Прищуренность, сильное напряжение окологлазных мышц.

4. Затяжные моргания.

5. Туннельное зрение.

6. Взгляд сквозь предметы. Фокус зрения не сосредоточен на определенном объекте.

7. Пассивность. Проявляется в нежелание реагировать на стимулы извне (например, разговаривать или совершать обгон, когда есть явная необходимость).

Проявление феномена наступает с того момента, как человек осознанно чувствует усталость, но решает, что он еще в состоянии находиться за рулем. Именно с этой мысли все и начинается. Человек отрицает проблему и переоценивает свои возможности контроля ситуации. Водитель присутствует в сознании, и, погружаясь все глубже в состояние дорожного гипноза, контроль его сознания ослабевает, а осознание проблемы так и не приходит. Некоторые респонденты отмечают цикличность повторений, при всем желании, вернуться в нормальное состояние сознание получается ненадолго, а после все повторяется и ни один раз. Респонденты сообщили о том, что всю серьезность ситуации понимали только после хорошего отдыха это связано с тем, что погружение происходит очень плавно и медленно, границы нормы с патологией стираются, и только после отдыха виден резкий контраст состояний.

Анализируя вышеописанное состояние, мы пришли к выводу, что состояние дорожного гипноза порождает другие интересные феномены, которые достойны внимания. Некоторые испытуемые заметили, что рассматриваемый нами феномен схож с дневным «залипанием», который тоже наблюдается при усталости и сонливости. Можно предположить, что такое родственное состояние блокирует проявление инициативы в повседневной жизни людей. Лучшее лекарство от дорожного гипноза является страх опасности, он мгновенно и максимально эффективно выдергивает водителя из этого состояния, но ненадолго. На основе этого можно предположить, что люди с высоким уровнем тревожности реже впадают в состояние дорожного гипноза.

 

Библиографический список

1. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб.: Ювента, Наука, 1999. – 604 с.

 

 

THE PHENOMENON OF HIGHWAY HYPNOSIS

 

A.V. Slobodchikova, student

National research Tomsk state university

(Russia, Tomsk)

 

Abstract. Highway hypnosis is a common phenomenon. It was explored and is being explored now, but our view about it is not accurate. The phenomenological analysis of this state of consciousness was done. Based on the result of this study the phenomenon of highway hypnosis was described.

Keywords: Highway hypnosis, perception of sleep, phenomenological analysis, phenomenology, subjective experience.