Ибраев, К. Ш. Эстетическое отражение мира в образовании понятийно-категориальной системы в общественном сознании / К. Ш. Ибраев. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 179-185.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИИ МИРА В ОБРАЗОВАНИИ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

 

К.Ш. Ибраев, ст. науч. сотр.

Национальная академия наук Кыргызской Республики

(Киргизия, г. Бишкек)

 

Аннотация. В статье раскрывается современная система отражения мира, что кыргызы составили основы категориального освоения мира, природы и эстетического ощущения, а культурный слой, который формировался в процессе освоения предметного дало возможность показать неустанный творческий потенциал древних кыргызов в освоении мира прекрасного через устное и прикладное искусство. Прекрасное «одухотворенность» предмета (деятельность человека накладывает печать его духовного облика на предмет; эта деятельность охватывает мир и превращает его в реальное воплощение человеческих сущностных сил). Нет явлений общественно безразличных, не соотнесенных с обществом.

Ключевые слова: диалектика, мировоззрение, красота, космос, гармония.

 

 

 

Процесс развития человечества наглядно показывает, процесс культурного взаимообогащения народов. Наступила пора поиска собственного пространства в огромном научном и культурном мире. Кыргызы на историческом пути создали клад устного народного творчества, который выступает одним из важных компонентов трансляции знания, умения и находится в согласии с сосуществующей средой. Отражение мира становится главным средством для познания закономерностей природы и этому способствует образ экзистенциального восприятия номадической культуры. Один из представителей кыргызской натурфилософского направления Байбосунов А. в монографии «Донаучное представление кыргызов о природе и обществе» показывает особенности и закономерности развития обыденно-практического знания как процесс освоения мира. В предисловии можно заметить важность стремление мысли к познанию выступающий «своеобразным стимулом, побуждающим нас к критическому осмыслению» [1, с. 5].

Поэтому, сегодня есть возможности для того, чтобы знания накопленные тысячелетиями не остались невостребованными и нам предстоит огромный труд для философской рефлексии практического и теоретического опыта «Донаучные знания, прежде всего, заслуживают внимание по тому, что показывают, какое значение имеют, пусть на первых и неосознанное, наивно-материалистическое представление о природе» [1, с. 8]. Поскольку мир, в котором они находились, синкретичен и поэтому природа казалась им понятным и реальным выделять, что-либо из природы имело сверхъестественное значение.

Нельзя не согласится с Жумагуловым М. который пишет «Каждая значительная теория (в том числе и философская) создает совою категориальную «геометрию» мышления, достраивает либо перестраивает предшествующую, вводя в неё новые компоненты» но нам не следует, наверное, перестраивать и перекраивать, а важно систематизировать и поднять на новый виток осмысления философской культуры кыргызского народа которая имеет совою специфическую особенность осмысления.

Если говорить о категории то понимаем, в данном случае аналитическую конструкцию, используемая для обозначения, отображения и логического воспроизведения того или иного объекта, система определенных идеальных образований, с которыми уже можно проводить особые мыслительные эксперименты. Но поскольку представления и знания об изучаемом предмете формируются в зависимости от специфики методологического подхода цели, задачи, ценностной ориентации исследовательского поиска, возникает своего рода эпистемологический феномен: тождественные категории, понятия используются для обозначения различных объектов (или отражают несовпадающие уровни их структуризации в тех или иных дисциплинах). И наоборот — одни и те же объекты описываются, выражаются с помощью разных категорий, которые представляют собой синонимический или терминологический (совокупность порядковых терминов, понятий) ряд [2, с. 99].

Историко-логический анализ предполагает разработку и создание четкой понятийно-категориальногоаппарата (этические и эстетические) которая придаст определенную форму научного образ кыргызской философии. Например Ю. Борев в монографии «Эстетика» исследует эстетические метакатегории такие как мера, прекрасное, безобразное, низменное, возвышенное, героическое, трагическое, ужасное, комическое [3, с. 99].В соответствии компаративистики можно сделать вывод о том, что кыргызы на протяжении тысячелетий создали свою систему категории, возможно научно нераскрыта сущностная сторона и нет классического пояснения, хотя понятие и термины имеют и несут смысловую нагрузку которые по сути не отличающиеся от общечеловеческих и общефилософских ценностей освоения мира эстетического. Кыргызы создавая, свою понятийно-языковую культуру сформировали свой стиль объяснения природы.

Поэтому мир древних кыргызов освоен посредством собственных представлений о мире и выражали через категории такие как: чен (мера), сонун (прекрасное), къркс\з (безобразное), жат, арам ойлуу (низменное), кътър\нк\(возвышенное), баатырдык(героическое), кайгылуу(трагическое),коркунучтуу (ужасное),к\лк\л\\(комическое) данныекатегории выработаны по мере освоения природы использовали знания, относящиеся к раскрытию социально-философского аспекта практики. Это вопросы, связанные с превращением знания в производительную силу, связанные с тем, что вырабатываемые общественной практикой понятия становятся орудиями практической деятельности людей по преобразованию объективной действительности.

Это вопросы, связанные и с тем, что изучаемые объекты природы — не только загадочный предмет упорных блужданий мысли, которое жизненно нужно человечеству. Наличие или отсутствие тех или иных видов явлений природы, доставляемое умением переделывать вещество, управлять его свойствами и превращениями, все это является существенным фактором общественного развития и заметно отражается на различных сторонах жизни народа умение их добывать от этого зависело жизнь народа и развитие общества [1, с. 108].

Конечно, условное деление в философском созерцании и объяснении закономерности бытия, объективного мира и законы познания, мышления не есть нечто абсолютно независимое друг от друга, они едины, некотором смысле тождественны. Наивная субъективная диалектика, диалектика понятий есть отражение диалектического движения действительного, объективного мира, хотя кыргызы не могли ее теоретизировать и довести до синтетического осмысления, хотя полное отрицание как таковое не возможно. Поэтому онтологический аспект нельзя полностью оторвать от гносеологических проблем, поскольку оно связано оно на нем и строит познание мира.

Общая картина природы, представляет собой результат познания, она выражается в понятиях, в абстракциях и несет на себе печать скрытый гносеологической, позиции кыргызов и сама выступает, в свою очередь, орудием познания, базой для совершенствования познавательного аппарата, возникновения и решения, гносеологических и методологических вопросов. Группа вопросов, касающихся социального аспекта освоения природы, не может быть полностью оторвана от гносеологических и онтологических основ. Формирование, мировоззренческих проблем всегда несет на себе печать прошлых знаний, социальных процессов своего времени. Мировоззренческое значение тех или иных достижений донаучного знания не ограничиваются только тем, что они дают данные для уточнения общих представлений о природе. Место и роль народных знаний деятельности человечества в общей картине бытия полнее могут быть раскрыты лишь с учетом их социального аспекта, влияния на жизнь людей тем самым определяя нужность и важность приобретаемых знаний, на состояние отношений общества с природой.

Философское осмысление мира принадлежит породившему их обществу, и несут на себе отпечаток его культуры, уклада жизни. Вспоминая мудрую, мысль о том, что философия духовная квинтэссенция времени, самосознание эпохи. Влияние на общественную мысль, сознание той или иной эпохи дополняется воздействием на нее многообразных и разнородных тенденций исторического процесса, интересов, настроений, склада мышления участвующих в нем социальных слоев. Эстетические позиции во многом диктуются выбором ценностей, ориентацией нате или иные тенденции общественного процесса.

Общественный смысл философских учений может выражаться как в самих взглядах, идеях, так и в той роли, какую они играют в процессе общественного развития. Поэтому понятно обращение к нему общественных сил, заинтересованных в изменении существующего порядка вещей, в реализации прогрессивных идеалов и тенденций социального развития. Социальная обусловленность концепций носит сложный, опосредствованный характер. Испытывая воздействие общественно-исторических условий своего времени, философская мысль вместе с тем движется в своем, относительно независимом от них русле. Наследуя мыслительный опыт прошлого, мыслители продолжают давно начатые раздумья, используя накопленную культуру анализа, решения социальных-культурных проблем. Иначе говоря, осуществляется интеллектуальный поиск, не только порожденный общественными ситуациями данного времени, но и независимый от них.

Категориальная основа мировосприятия отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. В нем проявляется весь настрой народного самосознания проложившее начало внутреннего переживания носителя несметного богатства духовной культуры. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого разработка коренной категории эстетики – прекрасного – предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств).

Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к эстетическомуи посредством нее происходит одухотворение мира прекрасного которые отражены в устном народном творчестве через манасчы, акынов комузчу. Природным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно безобразное, низменное, ужасное. Впрочем, при определенной гибкости ума можно объяснить существование и цветка, и животных, и синевы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Концепция природы эстетического нарушает научный принцип объяснения явлений исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causasui» — по причине самого себя). Научно корректно определение, «притертое» к объясняемому явлению и требующее минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов.

Эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая): эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и прекрасного и стремлению трактовать. Пониманиеэстетического оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории эстетики (прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как общественные, как результат общественных противоречий) оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни.

Категории эстетического – объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловеческие значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует пятая модель прекрасного: прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающие положительную ценность для человечества как рода. Прекрасное это явления «одухотворенные», очеловеченные человеческой деятельностью, ставшие сферой свободы, то есть оказавшиеся в сфере освоенного человеком мира (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). Эта концепция дает возможность объяснить природу и эстетического, и прекрасного, исходя из единого мировосприятия.

В эстетическом отношении отсутствует непосредственная практическая цель и в то же время в это отношение входит все богатство и многообразие общественной практики, весь опыт человечества. Иными словами, эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества. Воспринимая в предмете его эстетические свойства, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом (для всего человеческого рода). Если для страдающего от непогоды береза ценна как топливо и строительный материал, то ценность ее для всего человечества выступает как бесконечная сумма бесконечно малых утилитарных значений, которая перед эстетическим чувством предстает в снятом виде как нечто желанное, радостное, прекрасное.

Втянутые деятельностью людей в сферу человеческих интересов, предметы несут на себе печать социальных и культурных значений, что составляет основу их эстетической ценности (другими словами, в эстетическую ценность природных явлений входит и ее поэтический образ, сформированный устным народным творчеством). Вещественность, чувственная конкретность, натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления мира втягиваются в сферу интересов человека и обретают «чувственно-сверхчувственную» природу, свою ценность для человечества (эстетическое значение, эстетические свойства).

Может показаться странным, что у природных объектов цветка, леса, звезды есть общественные свойства. Это философски беспомощное недоумение здравого смысла, исходящего из очевидной данности объекта, из непосредственного опыта предметной повседневной деятельности. Здравый смысл воспринимает «сверхчувственные» общественно-исторические черты природных объектов как их собственную, объективную чувственную природу; он наделяет предметы природными эстетическими свойствами, независимыми от исторического движения и от человеческой деятельности. Точку зрения здравого смысла и выражает «природническая» концепция эстетического достоинство и значение, содержание произведений искусства зависят от содержания жизни народа [3, с. 142].

Однако в этом случае совершается такая же ошибка, как принятие за истину «очевидности» того, что Солнце вращается вокруг Земли. Общественно-историческая практика вовлекает предметы в свою сферу и ставит их в определенное отношение к людям. Лес, цветок и даже далекие от нас небесные тела давно втянуты человеком в сферу его практической деятельности. Например, по звездам ориентировались путешественники и мореплаватели, по Солнцу вели летоисчисление, определяли время сева и сбора урожая. Благодаря тому, что человеческая деятельность втягивает предметы в сферу интересов людей, эти предметы обретают объективные, обществом, рожденные эстетические свойства. Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен. Золото эстетически воздействует на человека как металл, олицетворяющий деньги, то есть в конечном итоге как определенный тип общественных отношений. Отождествить эстетическое свойство с блеском, значит, вопреки пословице, считать золотом все, что блестит.

Сущность эстетического «сверхприродна» и социокультурна, но внешне выражается через чувственно-предметный материал. Или иначе: в эстетическом воплощаются природные и социальные особенности предмета в сопряжении с практикой человечества, в их значении для человечества как рода. Итак, эстетическое — это общечеловеческая ценность.

Этика в их значении для отношений между людьми в конкретном обществе; для эстетики же явления существуют в их общечеловеческом значении. Человек всякий раз исходит из исторически определенного социального опыта. Однако именно эстетическое отношение (наиболее полно осуществляемое в искусстве) позволяет человеку освоить социальный опыт в личностных и духовно-культурных формах и извлечь из него общечеловеческое.

Эстетически оценивая явления, человек определяет меру своего господства над миром. Эта мера зависит от степени свободы человека по отношению к окружающим его явлениям, что в свою очередь обусловлено степенью их освоенности. Уровень развития общества определяет уровень свободы человека и то или иное значение для него естественно-природных свойств предметов. Соотношение общечеловеческой значимости предметов и меры их освоенности (степень свободы человека) определяет многообразие эстетических свойств. Другими словами, эстетическое проявляется в разных формах (прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое) в зависимости от меры и характера освоенности человечеством данной сферы жизни. Расширение общественной практики человека влечет за собой расширение круга эстетически оцениваемых явлений и рост многообразия эстетических свойств.

Эстетические свойства предметов запечатлевают в себе исторический тип деятельности людей. Такое понимание эстетического дает возможность целостно и концептуально осознать эстетическое богатство действительности и многообразие путей ее эстетического освоения. Оно выступает как теоретическая база для решения основных вопросов эстетики. Здесь отправная точка эстетики как научной системы.

Понимание эстетического как ценности предмета для человечества как рода («общественная концепция») служит ключом к раскрытию сущности его форм прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного. Действительность в ее эстетическом богатстве предстает как предмет искусства, которое все явления берет эстетически, то есть в их общечеловеческом значении. В этом — источник непреходящего значения великих творений искусства, созданных в разные эпохи. Утилитарно-практический, «партийный», «ангажированный» тенденциозный подход к жизненному материалу ведет к утрате специфики искусства и превращает его в служанку сиюминутной конъюнктуры, в выразителя требований политической актуальности. Такое искусство утрачивает все вечное и обретает суетное. Понимание эстетической природы искусства предполагает необходимость и плодотворность проникновения в него философских, этических, политических, религиозных идей, но не позволяет им подменять эстетическое, не делает искусство иллюстрацией к идеям, добытым другими формами сознания.

Эстетическое освоение мира предполагает широкую общечеловеческую заинтересованность в самом предмете освоения, ориентацию на его целостное восприятие и всесторонность охвата. Эстетические свойства действительности жизненная основа художественного образа и художественной реальности. Они возникают как творческая модель эстетически воспринятого мира. Искусство формирует механизм индивидуального присвоения общественно-исторического опыта человечества. Воспринимая произведение, человек переживает художественный образ мира как собственные жизненные впечатления. Эстетически наслаждаясь искусством, реципиент углубляет свою личность, приобщается к миру и к человечеству. Другими словами, восприятие произведения носит эстетический характер.

Монистичность эстетических знаний древних обусловлена синкретичностью значения общественной трактовки эстетического. Трактовка эстетического как общечеловеческой ценности дает возможность монистично, в единой системе рассмотреть все узловые проблемы эстетики.

Тайна красоты тревожит человечество веками. В истории о ней было высказано множество суждений. Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых запечатлены эстетические воззрения древних народов.

Прекрасное творение жизни, источник ее благ; прекрасное есть жизнь. У древних народов отношение к миру сохраняло целостность, а эстетический интерес еще не вычленялся в самостоятельную сферу (не отделился от практического). Античная эстетика начинается как одна из граней философствования о природе, она была частью нерасчлененных знаний. В характеристике мироздания присутствовала эстетическая оценка: реальное бытие прекрасно. Эта детски непосредственная вера в трудную для древнего человека жизнь, в ее красоту и гармонию актуальна сегодня в мире, близком к отчаянию.

Древние предки считали прекрасное — космическое совершенство, всеобщая гармония мироздания. Вселенная — единство эстетического и космогонического; космос (слово это означает одновременно: мироздание и украшение, наряд, красота, порядок, гармония; не случайно слово «космос» имеет единый корень со словом «косметика»). Зачатки космогонии и эстетики были слиты, и отсутствовали резкие границы между научным (стихийно-диалектическим) и художественным мышлением.

Сказители связывают понятие прекрасного с общей картиной мира (гармоничный космос), и, в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии, с понятием блага. Они выявляют пары противоречий: предел и беспредельное, нечет и чет, единство и множество, правое и левое, самец и самка, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, добро и зло, квадрат и прямоугольник. Пара «прекрасное и безобразное» – отсутствует, ибо прекрасное включено в добро, а безобразное в зло, ярчайшее выражение гармонии: внутреннее согласование единицы и двоицы, нечета и чета. Красота невозможна без гармонии, а гармония единство многообразного, согласие противоречивого. Там, где противоположности находятся в «соразмерной смеси» имеет место благо, здоровье человека. Гармония (единство разного) возникает в сфере неравенства, противоречий, ибо равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония это истинность бытия, созвучность космосу.

Музыкальная гармония частный случай гармонии природы звуковое выражение. Однако наше ухо не улавливает мировую гармонию сфер как творческие люди музыканты комузисты. «Природа обладает жизненностью, активностью и творческой силой. Люди – дети природы, и их соответственные свойства присущи им потому, что они присущи всей природе. Представление механистического материализма о природе как инертной и безжизненной субстанции грубо противоречит самоочевидным фактам, с подобных позиций невозможно ответить на вопрос, как может косная и мертвая субстанция порождать активность и жизнь во всем их разнообразии.

Понятие жизненности, отнесенное ко всей природе, не идентично, разумеется, понятию жизни, так же как, например, понятие государственности при коммунизме не означает сохранения в нем государства. Жизненность природы это особое состояние, не тождественное ни жизни, ни смерти биологических существ. Жизненность природы выражается в том, что она вся, от элементарных частиц до огромных галактик, находится в состоянии движения, непрерывного изменения и развития, единства противоречий и внутренней гармонии, порядка и согласованности, спокойствия и «беспокойства», удовлетворения и жажды. Именно такие чувства и настроения она возбуждает и в человеческом сердце [3, с. 15].

Эти фантастические представления кыргызовастрономов, свидетельствовали о наивной, стихийной уверенности в красоте мира и о жизнерадостном убеждении, что Вселенная прекрасно звучащий оркестр. В окаянные дни, потрясшие мир, Блок призвал слушать музыку революции. И это был призыв не революционера, как показалось его бывшим друзьям, а поэта, приобщенного к традиции античной философии.

 

 

Библиографический список

1. Байбосунов А. Донаучное представления кыргызов о природе и обществе. Б., 2009.

2. Жумагулов М. экологическое мышление в эпистемологическом измерении. – Б., 2005.

3. Борисова О.В. Категория этничности как эпистемологический феномен // Общественные науки и современность. – 2003. №3. – С. 122-127.

4. Борев Ю. Эстетика. М., 1975.

5. Тугаринов В.П. Природа человек цивилизация. Л., 1978.

 

 

AESTHETIC REBELLIONS OF THE WORLD IN THE FORMATION OF THE CONCEPTUAL CATEGORIAL SYSTEM IN PUBLIC CONSCIOUSNESS

 

K.Sh. Ibraev, senior researcher

National academy of sciences of the Kyrgyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek)

 

Abstract. The modern world reflection system is revealed in the article, that the Kyrgyz made up the basics of categorical mastery of the world, nature and aesthetic sensation, and the cultural layer that was formed in the process of mastering the subject gave an opportunity to show the untiring creative potential of the ancient Kyrgyz people in mastering the world of beauty through oral and applied art. Perfect is the «spirituality» of the object (the activity of a person imposes a seal of his spiritual appearance on an object, this activity embraces the world and turns it into a real embodiment of human essential forces). There are no socially indifferent phenomena, not correlated with society.

Keywords: dialectic worldview, beauty, space and harmony.