Стародубцев, М. П. Диагностический комплекс оценки уровня сформированности готовности специалистов в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности / М. П. Стародубцев, И. А. Катаны. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 79-81.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

М.П. Стародубцев, канд. пед. наук, доцент

И.А. Катаны, канд. пед. наук

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. Основными элементами оценки сформированности готовности будущего специалиста в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности стали структурные связи внутри предложенного диагностического комплекса, который позволяет оценить сформированность всех компонентов модели формирования готовности будущих специалистов в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: диагностический комплекс оценки, уровень сформированности, реализации научно-исследовательской деятельности, специалист.

 

 

В современных образовательных условиях готовность к реализации научно-исследовательской деятельности является частью общей профессиональной готовности специалистов в области физической культуры и спорта и отражает специфику профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта в современных условиях, а также требования к личностным качествам специалиста, его профессиональной компетентности [1].

Структурная композиция модели формирования готовности будущего специалиста в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности определяет ее стабильность и регулируемость в плане подчиненности и согласованности деятельности всех участников образовательного процесса.

Основными элементами модели формирования готовности будущего специалиста в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности стали следующие блоки: целевой, концептуальный, содержательно-процессуальный, контрольно-оценочный [2].

В ходе теоретического анализа литературы мы выявили, что в настоящее время не встречается единого диагностического инструментария, который бы позволил в комплексе проанализировать уровень сформированности готовности будущих специалистов в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности. Однако оценить уровень сформированности готовности будущих специалистов в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности можно путем оценивания отдельных компонентов данной готовности. Для решения задач экспериментальной работы был использован комплекс методик, представленных в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Структура диагностического комплекса

Компонент

Диагностический инструментарий

Когнитивный

Тест контроля основ научного исследования.

Опросник «Изучения уровня познавательной активности учащихся» Т.Д. Кондратенко

Рефлексивный

Методика диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова. Тест «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш. Оценка способности к презентации научно-исследовательских данных

Личностно-Мотивационный

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич. Анкета осведомленности и отношения к научно-исследовательской деятельности в форме незаконченных предложений. Методика исследования волевой организации личности

Операциональный

Разработка программы научно-исследовательского проекта

Имплицитный

Призван характеризовать свойства частей системы, которые как бы растворены в ней.

 

 

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич базируется на ранжировании терминальных (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальных (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) ценностей.

Анкета осведомленности и отношения к научно-исследовательской деятельности в форме незаконченных предложений оценивает 3 основных элемента мотивационного компонента (по 5 предложений на каждый элемент): внутреннюю мотивацию к познавательной самостоятельности, мотивацию к освоению и осознанию важности научно-исследовательской работы, уровень интереса к научным разработкам в области физической культуры и спорта.

Методика исследования волевой организации личности исследует волевую организацию личности по шкалам: ценностно-смысловая организация личности, организация деятельности, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, показатель лжи, общий показатель, характеризующий волевую организацию личности [3-5].

Тест контроля знаний основ научного исследования позволяет оценить осведомленность студентов о специфике научного познания, методологии научных разработок в области физической культуры и спорта, основах научно- исследовательской работы, внедрении научных проектов в сферу физической культуры и спорта.

Опросник «Изучение уровня познавательной активности учащихся» Т.Д. Кондратенко изучает три аспекта познавательной активности: познавательный интерес, психическую активность и волевое усилие. Показателями познавательной активности в учебной деятельности являются: критичность; склонность к анализу допущенных ошибок в процессе выполнения учебной задачи; стремление уяснить причину изучаемого явления; выбор сложных заданий; самоконтроль, самоанализ и самооценка собственных познавательных и практичных действий и т.д.

Разработка программы научно-исследовательского проекта позволяет оценить ряд умений студентов, таких как: умение работать с научной литературой, владение современными информационными технологиями и базами научных данных, умения систематизации и анализа научных проблем в области физической культуры и спорта, создание научно-исследовательской продукции в виде научных сообщений, докладов и исследовательских проектов, умение собирать эмпирический материал для исследования, анализировать и описывать полученные результаты.

Тест «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш нацелен на изучение структуры способности к прогнозированию, в соответствии с которой данная способность определяется такими качествами мышления, как аналитичность, глубина, гибкость, перспективность, доказательность. На выявление данных качеств направлены тестовые задания. Интегральным показателем методики является уровень способности к прогнозированию.

Оценка способности к презентации научно-исследовательских данных проводится путем экспертной оценки. Респондентам предлагается подготовить и представить результаты научного исследования. Эксперты оценивают следующие показатели представления мате- риалов: способность понимать суть научного текста, коммуникативные способности (способность донести материал до слушателей), демонстрационные (сопровождение речи демонстрационными материалами), адаптивные (способность использовать дополнительные материалы: карточки, презентацию и т.д.), способность к обсуждению (дискуссии, ответам на вопросы).

 Методика диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова предназначена для определения уровня развития рефлексивности будущих специалистов: высокоразвитой рефлексивности, среднего уровня рефлексивности, низкого уровня развития рефлексивности.

Заключение. Данный диагностический комплект методик исследования позволяет оценить сформированность всех компонентов модели формирования готовности будущих специалистов в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности.

 

Библиографический список

1. Пушкарева, Т.В. Модель формирования готовности специалистов в области физической культуры и спорта к реализации научно-исследовательской деятельности / Т.В. Пушкарева, З.И. Петрина // Перспективы науки. – Тамбов: ТМБпринт. – 2017. – №2 (89). – С. 6871.

2. Леванова, Е.А. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога / Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Перспективы науки. – Тамбов: ТМБпринт. – 2011. – №10. – С. 296-298.

3. Стародубцева О.М. Уровни развития и закономерности формирования физической культуры личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – №33. – С. 99105.

4. Иваненко А.В. Педагогические условия творческого роста преподавателя В сборнике: Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки Материалы XIII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2017. С. 58-65.

5. Иваненко А.В. Развитие физической культуры студентов на современном этапе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2017.  2. С. 33-35.

 

 

DIAGNOSTICHESKII COMPLEX ASSESSMENT OF LEVEL OF FORMATION OF READINESS OF EXPERTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR IMPLEMENTATION OF RESEARCH ACTIVITIES

 

M.P. Starodubtsev, candidate of pedagogical sciences, associate professor

I.A. Katana, candidate of pedagogical sciences

North-Western state medical university named after I.I. Mechnikov

(Russia, St. Petersburg)

 

Abstract. The basic elements of an assessment of formation of readiness of future specialist in the field of physical culture and sports for implementation of the research activities of steel structural relationships in the proposed diagnostic complex which allows to estimate the well-formedness of all components of the model of formation of readiness of future specialists in the sphere of physical culture and sports for implementation of research activities.

Keywords: diagnostic evaluation complex, level of formation, implementation of research activities, specialist.