4.11. КУЛЬТУРА

Логинова М.В. Автобиографический текст как источник исследования жизнетворчества художника / М.В. Логинова, Н.И. Прохорова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №7. – С. 86-88

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА

 

М.В. Логинова, др филос. наук, профессор

Н.И. Прохорова, канд. культурологии

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

(Россия, г. Саранск)

 

Аннотация. Рассматривается значение обращения к биографии художника в философии искусства. Определяется специфика автобиографического текста в качестве источника исследования жизнетворчества художника. Заявлена необходимость разработки методов исследования автобиографических текстов в аспекте проблемы  жизнетворчества.

Ключевые слова: автобиография, автобиографический текст, биография, жизнетворчество, интерпретация, философия искусства.

 

 

Введение. Биографии отечественных и зарубежных творцов культуры ХХ в. инициировали поток исследовательской литературы, содержащей истолкования не только фактической повседневной стороны их жизни, но и стремление проникнуть в тайну создания гениальных произведений. Зафиксирована определенность произошедшей трансформации эстетического сознания под воздействием новых идей, непривычных, подчас эпатирующих способов художественного выражения [1, с. 123]. Множество опубликованных на данный момент автобиографических текстов художников ХХ в. быстро становятся частью современной культуры. Эти неординарные свидетельства развития современного искусства обратили внимание эстетики и философии искусства на необходимость пересмотра теоретических оснований исследовательских программ, их смыслов и методов.

Актуальность данной статьи обусловлена важностью выявления теоретических принципов, с помощью которых определяется ряд отличительных черт автобиографических текстов в качестве источника изучения жизнетворчества. Акцентируется специфика таких текстов, предполагающая обостренную проблематичность вследствие их субъективного характера.

Результаты исследования. Автобиография является необходимым источником изучения жизнетворчества, который не может быть проигнорирован при добросовестном исследовании современного искусства. Наряду с этим, автобиография часто не является, в силу разных причин, объективным источником достоверных биографических сведений. Объективность автобиографии как источника действенна до границы, определяемой множеством факторов, среди которых: субъективность творческой личности и различная степень ее участия в социокультурной жизни.

Эти же автобиографические тексты, но взятые в аспекте жизнетворческой проблематики, в полной мере являются источником исследования феномена жизнетворчества во всей его становящейся субъективности. Такой подход соответствует специфике изучения современной культуры, которая относится к области становления. Сложность в том, что становление имеет собственную неопределенность и проблематичность, это – отношения становления и ставшего, времени и протяженности, вещного и личного и т. д. [2, с. 55]. Хорошо известная в истории философии проблема интерпретации снова актуальна, поскольку автобиографический текст в поле зрения философии искусства представлен как подвижная цель в постоянно меняющемся интерпретативном контексте.

Опорой для исследователя здесь станут, по аналогии с фактами биографии, факты жизнетворчества. В жизни творческой личности происходит ряд определяющих выборов. Например, выбор между предпочтением большого заработка и возможности занятий творчеством, либо выбор основной сферы творческой деятельности, например, между музыкой и литературой.  Для ученого-исследователя такие выборы являются реперными точками, ключевыми моментами, фактами жизнетворчества, которые формируют хронологический каркас исследования. Соответственно, понимание жизнетворчества художника с помощью его автобиографии подразумевает выделение двух пластов: событийного «внешнего» и личностного «внутреннего» ряда выборов. Понимание субъективных, часто не слишком очевидных из повседневных условий жизни, мотивов ключевых точек самоопределения творческой личности, сущностно раскрывает смысл жизнетворчества. Этот уровень во многом способен повлиять на основную канву биографии, тогда как собственно «внешние» обстоятельства оказываются сведены до малозначительных влияний.

Автобиография позволяет увидеть не только жизнетворческий план, но раскрывает видение и самодостраивание художником себя до своего внутреннего образа, который закономерно и непротиворечиво для него встраивается в его картину мира. Подобная практика характерна для эпохи серебряного века и имеет определенную преемственность, как показано в ряде работ [3, 4].

Автобиографический текст важен для формирования культурной памяти, но, прежде чем он обретет достаточно четкий смысл в культурном сознании эпохи, он подвергнется ряду интерпретаций, которые делают из ряда биографических событий своего рода мифологическое сказание о художнике. Первоначальной интерпретации биографические факты подвергаются автором биографии, затем следует интерпретация современников и позднейших исследователей. Поэтому автобиографию достаточно редко можно считать достоверной в плане биографических подробностей именно в силу неосознанных мотивов тех, кто имеет с ней дело. Такой текст многоуровнево субъективен: во-первых, изначально по своему происхождению; во-вторых, подвержен исследовательским интерпретациям.

Автобиографический текст диалогичен и рассчитан на диалог по своей сущности, даже если диалог непосредственно не предполагался создателем текста. Это происходит постольку, поскольку этот текст является свидетельством, документом жизнетворческого события. «В событии, по определению, всегда нечто происходит; но отнюдь не всегда оно обладает и бытийной значимостью, являясь бытийным событием. Человек становится бытийным, различая бытийность; бытие становится человечным, будучи различаемо человеком» [5, с. 31]. Изучение такого текста несет в себе определенную опасность, обладая потенциальной возможностью затянуть исследователя в художественно гениальное, но при этом субъективно запечатленное поле бытийного события. Исследователь творчества А. Арто предупреждает: «Человеку, нашедшему мужество вчитаться в тексты Арто и решившемуся пойти по его пути всегда следует помнить, что он должен быть готов отказаться от своей личности, от надежд на признание, от всех земных радостей. Если нет этой решимости, не стоит вглядываться в cruaute» [6, с. 238].

Выводы. Автобиография служит важным источником исследования жизнетворчества, будучи рассматриваема в качестве не столько событийной фактографической канвы, но в качестве ряда значимых для понимания творческого пути художника выборов. 

Автобиографический текст раскрывает способ выстраивания художником собственного внутреннего образа и поэтому исследование таких текстов требует разработки особых интерпретативных методик. В контексте развития философии искусства проблема разработки методологии интерпретации автобиографических текстов является актуальной.

 


Библиографический список

1. Логинова М.В.  Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании // Интеграция образования. – 2003. –1. – С. 123-127.

2. Логинова М.В. Феномен «неклассичности» современной культуры и искусства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – №1. – С. 54-61.

3. Прохорова Н.И. Идея литературы как «человеческого документа» в культурном пространстве русского зарубежья // XXXIV Огаревские чтения: материалы научной конференции. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – С. 204.

4. Прохорова Н.И. Культурная преемственность в жизнетворчестве Б. Поплавского // Интеграция образования. – 2006. – № 4. – С. 213-215.

5. Логинова М.В.  Выразительность молчания в культуре ХХ века // Обсерватория культуры. – 2006. – №5. – С. 28-34.

6. Максимов В.И. Эстетический феномен Антонена Арто. – СПб. : Гиперион, 2007. – 314 с.

 

 

AUTOBIOGRAPHICAL TEXT AS A SOURCE OF THE RESEARCH

OF THE ARTIST’S LIFE-CREATION

 

M.V. Loginova, doctor of philosophical sciences, professor

N I. Prokhorova, сandidate of сulturology

National research Mordovia state university

(Russia, Saransk)

 

Abstract. The importance of an appeal to the artist’s biography in the philosophy of art is considered. Specificity of the autobiographical text is determined as a source of research on the artist’s life-creation. The need to develop methods for studying autobiographical texts in the aspect of the problem of life-creation is stated.

Keywords: autobiography, autobiographical text, biography, life-creation, interpretation, philosophy of art.