Федорова М.Ф. Анализ института обеспечения безопасности свидетеля и потерпевшего в Российской Федерации и зарубежных странах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. №3. – С. 212-215.

АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СВИДЕТЕЛЯ И

ПОТЕРПЕВШЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

М.Ф. Федорова, студент

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

Аннотация. В данной работе приводится анализ правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах зарубежных стран и Российской Федерации. Институт обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших является сравнительно новым для правоохранительной деятельности. С этим связана определенная сложность применения норм законодательства правоохранительными органами на практике при обеспечении безопасности свидетелей и потерпевших. В результате анализа норм зарубежных стран делается вывод о том, что необходимо использование опыта зарубежных стран, требуется внедрение международных механизмов защиты свидетелей и потерпевших.

Ключевые слова: участники уголовного судопроизводства, свидетель, потерпевший, институт обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших, анализ правовых норм, рекомендации при расследование преступлений.

 

 

Согласно Конституции Российской Федерации одной из основных задач государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина. Защита, в свою очередь, проявляется в обеспечении безопасности гражданина в сфере уголовного судопроизводства, при расследовании и раскрытии преступлений. Достаточно опасному воздействию подвергаются все участники уголовного судопроизводства, в особенности свидетели и потерпевшие. В связи с этим были приняты ряд специальных правовых норм.

Институт обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших является сравнительно новым для правоохранительной деятельности, поэтому практическая реализация для органов правоохранительной деятельности представляется достаточно сложной. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

Участие при расследовании преступлений свидетелей и потерпевших имеют немало важную роль, так как их показания могут составлять основу доказательственной базы. Вместе с тем, именно потерпевшие и свидетели подвергаются противоправному воздействию со стороны преступников для того, чтобы каким-либо образом воспрепятствовать расследованию, получению более точных и правдивых доказательств. По причине такого воздействия свидетели и потерпевшие отказываются от участия в следственных действиях.

Таким образом, обеспечение безопасности указанных участников уголовного судопроизводства является не только способом преодоления противоправного воздействия расследованию, но и средством эффективного производства по делу в целом.

 Существования данного института обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших предполагает наличие законодательно закрепленных норм, обеспечивающих защиту указанных лиц. Так, в ст. 51 Конституции РФ говорится о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своих близких.

В соответствии со ст. 56 УПК свидетелем может быть любое лицо, обладающий знаниями об обстоятельствах, которые имеют определенное значение для расследования и разрешения уголовного дела. Из смысла ст. 21 УПК РФ вытекает, что следователь должен принять необходимые меры для расследования преступления, следовательно, допросить всех имеющихся по данному делу свидетелей.

Кроме того, УПК РФ устанавливает меры защиты свидетелей и потерпевших: сохранение тайны данных о личности (ч. 9 ст. 166); контроль и запись телефонных и иных переговоров, для установления наличия факта угрозы указанным лицам (ч. 2 ст. 186); проведение предъявления для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).

 ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает следующие меры обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место.

Таким образом, видно, что на законодательном уровне закреплены нормы, позволяющие осуществлять эффективную работу данного института, но на практике у правоохранительных органов нет реальной возможности обеспечивать защиту свидетелей и потерпевших.

Анализ зарубежного законодательства также позволяет увидеть, что данный институт обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших при расследовании преступлений существует и развивается во многих странах.

Так, в соответствии со сводом Законов США что министр юстиции наделен полномочиями по предоставлению свидетелю или потерпевшему права на смену места жительства. Также, министр юстиции может организовать переселение лица, которому грозит опасность [1]. Согласно российскому законодательству переселение на другое место жительство относится к мерам, обеспечивающим безопасность свидетеля и потерпевшего. При переселении за счет средств федерального бюджета защищаемому лицу предоставляется жилище, гарантируется трудоустройство, оказывается содействие в поиске места учебы. На прежнем месте жительства, работы или учебы это право сохраняется. Такая мера возможна только в том случае, когда иными мерами не может быть обеспечена безопасность лица [2].

На основании французского УПК допускается возможность анонимных показаний. При допросе данные и свидетеле устанавливаются и уточняются, а в протоколе указывается только адрес учреждения, в котором проводился этот допрос. В каждом полицейском участке ведется база данных, где содержатся все реальные данные о свидетеле, которые он пожелал скрыть. Такая фиксация данных является одним из способов обеспечения безопасности свидетелей [1].

В России, согласно ч. 9 ст. 166 УПК, следователь имеет право в протоколе следственного действия не приводить данные о личности потерпевшего и свидетеля. В таком случае следователь выносит постановление, в котором указываются причины неразглашения данных и лице и его псевдоним. Указанное постановление помещается в конверт, опечатывается и приобщается к уголовному делу. Другие вымышленные данные в протоколе не указываются, то есть соответствующие графы не будут заполнены. При ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ст. 217 УПК РФ) станет известно, что участвует лицо под псевдонимом. Следовательно, защита обеспечивается не в полной мере.

Сохранение в тайне сведений о защищаемой личности возможно, как считает Мишин А.В., посредством выполнения следующей тактико-криминалистической рекомендации: постановление следователя об использовании псевдонима свидетеля или потерпевшего должно храниться по правилам секретного делопроизводства. Указанное постановление и образец подписи защищаемого лица, которые помещаются в конверт и опечатываются, должны храниться в сейфе следователя с соответствующим грифом секретности [3]. Согласно УПК Республики Беларусь, такое постановление должно храниться по правилам секретного делопроизводства.

В уголовно-процессуальном законе Германии закреплено, что защитнику может быть отказано в ознакомлении с материалами дела, которые содержат сведения о личности защищаемого лица (ст. 147 УПК ФРГ), тогда как в РФ эта процедура является обязательной (ст. 217 УПК РФ). Ст. 247 УПК ФРГ разрешает удалить из зала судебного заседания подсудимого на время допроса защищаемого лица. В России на стадии судебного разбирательства нет гарантии обеспечения анонимности потерпевшего или свидетеля, так как процедура требует установления личности, вызванного для допроса [4].

УПК Польши предусматривает ситуацию, когда угроза свидетелю или потерпевшему наступает после того, как лицо было допрошено под настоящем именем. В данном случае, протокол допроса изымается, проводится повторный допрос под псевдонимом, затем новый протокол приобщается к материалам уголовного ела. В российском законодательстве не предусмотрены действия, если возникает такая ситуация.

УПК Республики Беларусь закреплена такая мера обеспечения безопасности, как прослушивание переговоров с использованием средств связи и иных переговоров. Согласно ст. 186 УПК РФ при установлении наличия факта угрозы безопасности потерпевшего или свидетеля на основании заявления указанных лиц осуществляется контроль и запись телефонных переговоров и иных переговоров. Самостоятельно следователь не проводит такой контроль, но эффективность будет зависеть от взаимодействия следователя с подразделениями оперативно-технических служб, которым следователь поручает осуществлять контроль за переговорами. В процессе осуществления контроля и записи переговоров следователь должен регулярно знакомиться с полученными сведениями и использовать их при расследовании уголовного дела [3].

В США, как одна из мер защиты предусматривается вынесение ограничительного приказа в отношении подозреваемого, обвиняемого или осужденного. Данных приказ предусматривает ограничение передвижения, встреч с определенными субъектами, то есть обязывает лица совершать или не совершать определенные действия. В Российской Федерации также было бы целесообразно использование такого вида процессуального документа [5].

Таким образом, можно отметить, что в российской правовой системе заложены нормы института обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших при расследовании преступлений, но для того, чтобы она стала действенной необходимы некоторые доработки. Для эффективной работы данного института необходимо использование опыта зарубежных стран, требуется внедрение международных механизмов защиты свидетелей и потерпевших.

 

Библиографический список

1. Епихин А.Ю. Институт безопасности участников уголовного процесса: сравнительный анализ законодательства зарубежных стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. №1.

2. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СПС КонсультантПлюс.

3. Мишин А.В. Тактико-криминалистические основы обеспечения безопасности потерпевшего и свидетеля при расследовании преступлений // Ученые записки Казанского Университета. – 2011. –Том 153, кн. 4.

4. Казаков В.А. Новый закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ // Государство и право. – 2000. – №9.

5. Брусницин Л.В. Обеспечение безопасности участников процесса: возможности и перспективы развития УПК // Российская юстиция. – 2003. – №5.

THE ANALYSIS OF INSTITUTE OF SECURITY OF WITNESSES AND VICTIMS

IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

 

M.F. Fedorov, student

Saratov state law academy

(Russia, Saratov)

 

Abstract. The paper gives a detailed analysis of legal regulations, fixed in the Regulatory acts of foreign countries and the Russian Federation. The Institute of security of witnesses and victims is relatively new to law enforcement. Related to this is certain difficults apply rules of law by the law enforcement when they provide security of witnesses and victims. As a result of analysis of standards in foreign countries, conclusions are drawn that it is very important to use foreign experience and international mechanisms of security of witnesses and victims.

Keywords: participants in the criminal justice process, a witness, the victim, Institute of security of witnesses and victims, the analysis of legal regulations, recommendations in the investigation of a crime.