Зубина М.А. Анализ и оценка финансовой деятельности предприятия малого бизнеса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №6. – С. 66-69

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МАЛОГО БИЗНЕСА

 

М.А. Зубина, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В статье описывается понятие малого бизнеса, его место и значение в развитии экономики. Автором рассматривается роль оценки финансового состояния малого бизнеса в условиях нестабильной экономики. Представлены основные показатели рентабельности, характеризующие эффективность производственно-финансовой деятельности.

Ключевые слова: малый бизнес, финансовые показатели, государственная поддержка.

 

 

Малый бизнес, как известно, является «цементом» экономики, то есть помогает более крупным предприятиям находить точки соприкосновения и работать более эффективно. При рассмотрении самого общего понятия, нужно сказать, что малый бизнес представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц (малых предпринимателей), которые не являются составной частью монополистических структур и играют по сравнению с последними второстепенную роль в экономике государства. В узком же смысле, малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, которое отвечает индивидуальным требованиям для каждого сектора экономики по тем критериальным параметрам, которые прописаны в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике Российской Федерации в последние годы, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей.

На этапе развития российской экономики роль малого предпринимательства очевидна и заключена в том, что его планомерное развитие помогает созданию новых рабочих мест, внедрению инновационных товаров и услуг, обеспечению населения необходимыми товарными атрибутами, а также удовлетворению нужд крупных бизнес-структур. В настоящее время малые предприятия способны обеспечить необходимую подвижность в условиях рынка, создавая основную специализацию и разветвленное объединение производства – то, без чего нет смысла в их эффективности.

Несомненно, на данном этапе становится важным рассмотрение финансового состояния предприятий малого бизнеса. Именно устойчивое положение такого вида предприятия (зачастую экономически шаткого) на конкурентном рынке позволяет привлечь как инвестиции, так и повысить качество производимых товаров, предлагаемы услуг, что, несомненно, ведет к увеличению объемов продаж. В свою очередь, такое привлечение способно повысить как рентабельность, так и деловую активность предприятия, что позволяет в перспективе отвечать по своим долговым обязательствам. Таким образом, актуальность анализа деловой активности и финансового положения малых предприятий очевидна. Стабильность финансового состояния предприятия в условиях рыночной экономики обусловлено именно его деловой активностью.

Несмотря на свои небольшие размеры, малый бизнес способен выступить важными экономическим субъектом в экономики государства, предоставляя, по мнению экспертов около 70% рабочих мест, а также имея долю участия в ВВП 30-50% [1].

Нужно сказать, что сегодня российский малый бизнес является сектором государственной экономики, который имеет поддержку со стороны государственных и негосударственных структур. Именно сегодня в России создана внушительная нормативная база различных ветвей власти для регулирования этой сферы экономики.

Развитие малого предпринимательства – это стратегический приоритет современной политики Правительства России. Это подтверждает положительная динамика роста создания предприятий малого бизнеса. Так, согласно статистическим данным, количество созданных предприятий малого бизнеса в 2015 г. и составило 219,7 тыс. Из них 65,4 тыс. предприятия торговли, остальные 154,3 тыс. единиц предприятия других различных сфер деятельности в Российской Федерации [2].

Следует отметить, что финансовое состояние большинства российских предприятий в данное время является кризисным (либо близким к кризисному). Такая ситуация достаточно отрицательно сказывается на экономическом положении малых и средних предприятий в стране, в целом.

К примеру, у малых предприятий больше издержек производства. Объяснено это тем, что объем выпущенной продукции гораздо меньше, чем у других, более крупных производителей. Кроме этого, производственные мощности малого бизнеса также отстают. Кроме всего прочего, гораздо ниже и уровень научно-технического сопровождения предпринимательской деятельности, и зачастую ниже квалификация работников. Ведь очевидно и то, что далеко не все малые предприятия могут позволить себе нанять профессионалов высокого уровня. Также малый бизнес весомо проигрывает по уровню информационного и программного обеспечения, что сказывается на невозможности проведения маркетингового анализа своей деятельности, а также деятельности конкурентов, что снижает их финансовые показатели, в целом. И именно по причине вышесказанного, важным является своевременная оценка показателей финансовой деятельности предприятий малого бизнеса.

Так, при проведении анализа финансовой устойчивости предприятия, наибольшее внимание следует уделять внутренним факторам, которые зависимы от деятельности экономического субъекта. Несомненно, на финансовые результаты может влиять (и должно) само предприятие, которое ими управляет, и способно их своевременно изменять.

Следовательно, для определения влияния внутренних (и внешних факторов среды) необходимо рассчитывать экономические показатели. Финансовые показатели способны характеризовать состояние экономики, отдельных объектов, и протекают они посредством процессов в прошлом, настоящем и будущем периоде. Динамика этих показателей задается статистическим рядом и их следует рассчитывать в определенные периоды времени, где финансовые процессы и явления отражаются на состоянии микро – и макроэкономики, имея широкий резонанс.

Сегодня малый бизнес в российской рыночной экономике, как собственно, и любое другое предприятие при любых определенных обстоятельствах может оказаться в кризисном финансовом положении. И эти причины, как сказано выше, связаны как с влиянием внешней окружающей среды на деятельность предприятия, так и с внутренними недостатками управления производством. Достичь финансовой устойчивости и эффективности функционирования такие предприятия могут посредством их финансового оздоровления.

Проблема здесь в том, что неустойчивые финансовые обстоятельства неимоверно сильно способны затруднить развитие предприятия, что сильно снижает их платежеспособность, и что может привести к их банкротству.

Низкая финансовая устойчивость малых предприятий, особенно тех, кто только начинает свою деятельность, считается одной из важных причин их невысокой инвестиционной притягательности, поскольку у инвесторов нет уверенности в надежности такого предприятия [4].

Показатели рентабельности более полно характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с потребленными ресурсами [5].

Наряду с таким утверждением, при финансовой оценке деятельности предприятия малого бизнеса следует проводить анализ основных показателей рентабельности:

1. Рентабельность производства следует определять как отношение валовой прибыли к производственной себестоимости производства продукции. Такой показатель способен отразить, сколько приходится валовой прибыли в расчете на единицу затрат на производство отдельной продукции.

2. Рентабельность продукции рассчитывается отношением прибыли от продаж к полной себестоимости и отражает эффективность совокупных затрат на производство и реализацию продукции.

3. Отношение прибыли от продаж к выручке является рентабельностью продаж, которая отражает эффективность торговой деятельности.

4. Для расчета рентабельности активов в отдельности внеоборотных, оборотных или в совокупности следует рассчитать как отношение прибыли до налогообложения к соответствующим активам. Это коэффициент показывает уровень прибыли предприятия, полученные с каждого рубля, вложенного в соответствующие активы, а также отражает эффективность использования имущества организации.

5. Для предпринимателя рентабельность собственных средств как отношение чистой прибыли к собственному капиталу выступает главным показателем эффективности его деятельности, т.к. показывает величину прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в организацию.

Итак, методы анализа финансовой деятельности предприятия малого бизнеса направлены на оценку показателей прибыли и рентабельности субъекта экономики, которые призваны создать экономическую заинтересованность в наиболее эффективном использовании финансовых ресурсов, поскольку именно это является основным источником производственного и социального развития предприятия любой сферы деятельности. Тем не менее, какой бы метод ни был избран предприятием для анализа и оценки финансовых показателей, немаловажным является то, что при получении прибыли необходимо грамотное распределение денежных средств в системе финансового распределения и планирования субъекта хозяйственной деятельности.

Резюмируя, следует отметить, что экономическая ситуация создаёт условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.

Несомненно, эффективный анализ финансовой деятельности предприятий малого бизнеса способствует не только развитию и устойчивости самих предприятий, но призван обеспечить увеличение доходной части страны и регионов, что способствует планомерному развитию инфраструктуры территориальных образований России. Содержание и основная цель анализа и оценки финансовой деятельности предприятия малого бизнеса способны выявить реальные финансовые возможности для более эффективного функционирования субъекта экономики, позволяет выявить основные факторы, которые способны изменить финансовое состояние субъекта малого бизнеса, спрогнозировать тенденции его экономического развития.

 

Библиографический список

1. Шестопалов О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – №4. – 2012. С. 5.

2. [Электронный ресурс]: http://www.cfin.ru/press/management. (дата обращения: 29.06.2016).

3. Дедкова А. А., Радченко А. С. Значение показателей деловой активности и финансовой устойчивости в анализе финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий // Молодой ученый. 2015. №113. С. 25-30.

4. Эрлих М.Е. К вопросу о цели института несостоятельности (банкротства) // Предпринимательское право. – 2010. – №3. – С. 7-11.

 

 

EVALUATION OF THE FINANCIAL CONDITION OF SMALL BUSINESSES

 

M.A. Zubina, student

Novosibirsk state university of economics and management

(Russia, Novosibirsk)

 

Abstract. The article discusses the financial state of small business in an unstable economy and identifies problems constraining the development of small business and the priority measures of the state support.

Keywords: small business, financial indicators, state support.