Ханенко, А. Д. Актуальные аспекты взаимодействия российской армии и русской православной церкви / А. Д. Ханенко. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 186-190.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

А.Д. Ханенко, курсант

Научный руководитель: С.В. Тарадонов, канд. юр. наук, доцент

Военный университет Министерства обороны

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В настоящей статье рассмотрено взаимодействие армии России и РПЦ, обоснованность и необходимость развития института военного духовенства. Проанализирована историческая связь между Русской Православной церковью и Вооруженными силами. Рассмотрены проблемы, сдерживающие развитие института военного духовенства.

Ключевые слова: армия, институт военного духовенства, Русская Православная церковь, военнослужащий, религия.

 

 

В настоящее время, как на международной арене, так и внутри страны существует ряд нерешенных проблем, решение которых является важнейшей задачей.

Тема данной статьи взаимодействие аппарата церкви и армии, и она не только не теряет своей актуальности, а наоборот, наращивает ее. При этом действующее законодательство довольно серьезно отстает от действительного положения дел и все чаще и чаще подвергается критике. Наше государство является светским. Все религиозные объединения равны перед законом, и нельзя допустить дискриминации в отношении какой-то конкретной религии. Но зачастую это не находит отражение в реальном положении дел, так как интересы военнослужащих, считающих себя православными, зачастую идут несколько вразрез со взглядами военнослужащих с иными религиозными убеждениями, и теми военнослужащими которые вовсе не признают существование религий. Данная проблема вызывает вопросы не только у ученых-правоведов, но и простых обывателей. Необходимо максимально объективное и открытое обсуждение данных вопросов в целях нахождения решений, которые устроят всех.

Стоять за свое Отечество священный долг каждого мужчины. Такой точки зрения придерживалась Русская Православная церковь испокон веков, с самых истоков своего существования. Оно и понятно – войны на Руси почти не прекращались, и православная церковь зачастую выступала как источник дополнительных сил в борьбе с оккупантами, поддерживая моральный дух войск. А слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) лишь упрочняют уверенность солдат в том, что «защита своей Родины – дело святое».

Великие русские воины, среди которых известные детям с малых лет имена: Дмитрий Донской, Александр Невский, монахи Троице-Сергиева монастыря Родион Ослябя и Александр Пересвет и еще множество достойных защитников были причислены к лику святых. Самые почетные награды на Руси также отождествлялись с церковью ордена Андрея Первозванного, Георгия, Владимира, Александра Невского. Литература всех времен также дает нам основания полагать, что священнослужителям нередко приходилось «с мечом идти на рать» для того, чтобы защитить свою Отчизну.

Но есть и иная точка зрения. Так, 83-е правило святых апостолов гласит: «Епископ или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержать обое, то есть римлянов начальство и священническую должность: да будет извержен из священнова чина, что кесарева кесареви, и Божия Богови». Парадокс, не правда ли? Неужели священники, взявшие в руки оружие, должны быть лишены сана, и благое дело защиты Родины не позволяет им с тем же рвением и страстью продолжать быть преданными своей вере и носить монашескую рясу?

Ни в одном священном писании не упоминается о том, что ношение при себе оружия священником недопустимо. Никто не говорил и о том, что священнослужитель не может его применять для самообороны, защиты ближнего своего от неприятеля. История Русской Православной церкви знает примеры, когда те, кто посвятили свою жизнь служению Богу, вынуждены были брать в руки оружие и вставать в один строй с профессиональными воинами. Так, поп Иванко Леген, дружинник новгородского воеводы Ядрея, был убит в бою на Югре в 1193 г. В 1234 г. поп Петрило встал на оборону Старой Русы во время нападения на нее литвинов. В «Сказании о Мамаевом побоище», в котором в красках рассказывается о Битве на поле Куликовом, мы можем столкнуться с таким фактом. Главой русского войска на тот момент был Дмитрий Иванович Донской, а его духовным наставником был Сергий Радонежский. Князь пришел к нему с такой просьбой: «дай мне, отче, двух воинов из своей братии – Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро готовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тотчас послушались преподобного старца и не отказались от его повеления… И передал [он] их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», – и сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами».

Подобные примеры можно продолжать и дальше. Это не вошло в порядок вещей, и скорее является исключением, нежели правилом, но мы видим, что история знает немало примеров, когда люди с духовным чином вставали на защиту своей Родины в те моменты, когда это было необходимо, и жизней своих не жалели.

Представляется, что такой подход верный, а самоотверженность «Божьих Воинов» вполне оправдана. Возможно, священнослужители не должны занимать руководящие и командные должности, но стоять в строю плечом к плечу с другими воинами допустимое явление.

В марте 1994 г. между Министерством обороны и РПЦ было принято и заключено первое в истории официальное соглашение о взаимном сотрудничестве, что стало импульсом для принятия подобных актов с правоохранительными органами и другими силовыми структурами.

Непосредственная взаимосвязь современных Вооруженных сил Российской Федерации и РПЦ просматривается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (раздел VIII «Война и мир»). Данный акт принят Архиерейским собором РПЦ в августе 2000 года, и именно на основании этого документа можно судить о том, какую оценку дает Московский патриархат по наиболее значимым аспектам жизни общества и государства. «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Церковь имеет особое попечительство о воинстве,  воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными силами и правоохранительными органами, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных препятствий, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству. Православные пастыри как несущие особое послушание в войсках призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии».

В 2009 году, будучи главой государства, Дмитрий Медведев принял идею Русской Православной церкви и еще нескольких «традиционных» религиозных объединений об учреждении института военного духовенства. Первыми шагами по претворению в жизнь данной задачи стало направление в воинские части, дислоцирующиеся за границей, священников. Вторым этапом, временные рамки которого датируются 2010 годом, Русская Православная церковь осуществила первые назначения на должности священнослужителей во всех воинских частях до бригад включительно.

24 января 2010 г. было утверждено «Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно п. 13 «Положения…» главными задачами тех людей, которые отвечают за работу с верующими, признаются: организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооруженных сил; организация и проведение духовно-просветительской работы; участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию; участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий. Цели, изложенные в тексте «Положения…», представляются не просто полезными, но и реально необходимыми, а что самое главное — выполнимыми.

В качестве вывода хотелось бы заметить, что возрождение института военного духовенства в современных вооруженных силах никак не противоречит тому, что Россия является светским государством, и в целом нет никаких разногласий со статьей 14 Конституции Российской Федерации. Но стоит заметить, что в законодательстве всё еще остаются пробелы, на которые необходимо обратить внимание. Так, статья 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира, и это имеет некоторые расхождения с реальным положением дел, так как государством уже проделана довольно масштабная работа по работе с верующим военнослужащими. Неоднозначны и нормы статей 4, 6 и 16 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Положения закона говорят о том, что командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, а в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Из этого следует, что, к примеру, проведение молебна во время утреннего развода является нарушением как раз таки прав тех людей, которые не имеют отношения к православной вере, или вообще не являются верующими. Тем не менее, реальные факты проведения таких мероприятий фиксируются все чаще. Поэтому очевиден факт того, что пока в ранее принятых нормативно-правовых актах существуют такие противоречащие реальному положению дел, развитие института военного духовенства представляется просто напросто незаконным.

Интересен анализ передового боевого опыта, который главным образом Вооруженные Силы России на данный момент получают в Сирии. Здесь тема тесного сотрудничества Армии России и церкви также имеет яркие примеры. Например, работу с военнослужащими там осуществляет помощник начальника авиационной базы по работе с верующими военнослужащими иерей Илия Азарин. За время его нахождения на территории Сирии, на авиабазе «Хмеймим», в полевых условиях был построен православный храм и возведена часовня. Сам батюшка поясняет следующие события таким образом: «В окопах атеистов не бывает. И это действительно так. Война поменяла людей. Когда мы провожали на родину экипаж погибшего вертолета Ми-28 (потерпел крушение 12 апреля в районе города Хомс), там собрался весь летный и технический состав, люди плакали. Служили заупокойную службу. Каждый волей-неволей задумывается, в какой момент погибнет и с чем. Это в мирной жизни нам кажется, что много отмерено. На войне другой счет времени. Только я на базе «Хмеймим» крестил 66 человек. В последний день, когда мне нужно было уезжать, 17 апреля, ко мне подошли несколько военнослужащих: «Помните, вы к нам в Пальмиру приезжали. Мы артиллеристы. Помните нас? Вторая батарея. Когда вы к нам приезжали, мы не сказали, что мы не крещеные. В Россию мы хотели бы вернуться уже крещеными».

С учетом непростой ситуации на международной арене, предполагается, что на данные вопросы стоит обратить пристальное внимание. Во все времена церковь оказывала положительное влияние на Российское воинство, укрепляя их боевой дух, патриотические чувства. Поэтому, дальнейшее совершенствование правового регулирования в данной области представляется особенно актуальным.

 

Библиографический список

  1.      Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2.      Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) «О статусе военнослужащих» – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/
  3.      Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях». [Электронные ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/
  4.      Байдаков А.В. Православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX – начало XX века): Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 1994.
  5.      Григорьев Н.Ю. Взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и Русской православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы (социально-философский аспект): Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 2003.
  6.      Дежнев В.Н. Взаимодействие армии и церкви в Российской истории // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – №3 (35). – С. 113-115.
  7.      Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и ее Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально-философский анализ): Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1997.
  8.      Донцев С.П. Государство, армия, церковь: вопросы институционального взаимодействия // Право и государство: теория и практика. – 2015. – №1 (121). – С. 42-47
  9.      Королев Г.Н. Правовое регулирование реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания: Автореф. дис. … канд. юрид. на ук. – М., 1994.
  10. Кузнецов А.М. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII–XX века):  Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2000.
  11. Пчелинцев А.В. Русская православная церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия: Мультимедийное учебное пособие / Социальное служение Русской Православной Церкви — [электронный ресурс]: под ред. прот. В. Хулапа, И.В. Астэр — СПб: СПбГИПСР, 2014. http://social-orthodox.info/pages/5_13_pchelintsev_armia_i_tserkov.htm#_ftn1
  12. Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1999.

 

 

TOPICAL ASPECTS OF THE INTERACTION BETWEEN THE RUSSIAN ARMY

AND THE CHURCH

 

A.D. Khanenko, сadet

Supervisor: V.T. Sergey, candidate of law, associate professor

Military university under the Ministry of Defense of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

 

Abstract. This article examines the interaction between the Russian Army and the Russian Orthodox Church, the reasonableness and necessity of the development of the institution of military clergy. The historical connection between the Russian Orthodox Church and the Armed Forces is analyzed. Problems that hinder the development of the institution of military clergy are considered.

Keywords: army, institute of military clergy, Russian Orthodox Church, soldier, religion.