Высоцкая Ю.П. Актуальные аспекты исполнения обязательства по договору на оказание платных медицинских услуг / Ю.П. Высоцкая, Е.С. Соколов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №8. – С. 67-69

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДОГОВОРУ НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

 

Ю.П. Высоцкая, магистрант

Е.С. Соколов, магистрант

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

(Россия, г. Калининград)

 

Аннотация. В представленной статье рассматриваются актуальные аспекты исполнения медицинской организацией обязательств по договору на оказание платных медицинских услуг через призму критериев своевременности и качества оказанных услуг. Акцентируется внимание на значении комплаентности пациента в процессе достижения цели медицинского вмешательства в рамках исполнения пациентом обязательств по договору на оказание платных медицинских услуг.

Ключевые слова: исполнение обязательств, медицинское вмешательство, медицинская организация, потребитель (пациент), комплаентность

 

 

Основным требованием к исполнению обязательств является исполнение надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а также иных правовых актов. Из всего перечня обязательств по договору наиболее значимыми будут те требования, исполнение которых являлось существенным условием для договора.

Предметом договора на оказание платных медицинских услуг по общему правилу признается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика. При определении содержания предмета договора на оказание платных медицинских услуг необходимо определить цель медицинского вмешательства с учётом медицинских требований и представлений пациента о результатах оказанной ему медицинской услуги.

Наиболее ответственный подход к исполнению обязательств по договору достигается тогда, когда обе стороны договора четко осознают собственную заинтересованность в достижении общей цели. Предполагается, что клиент априори заинтересован в успехе процедуры, ведь он, обращаясь в медицинскую клинику, делает своеобразный запрос на услугу, который впоследствии подкрепляется заключением договора с намерением исполнить свою часть обязательств. Определяющие условия исполнения обязательств перечень платных медицинских услуг, условия и сроки их предоставления обязательно должны быть закреплены в договоре. Клиника финансово заинтересована: исполнив договор, она получит вознаграждение по договору. Значимым аспектом, влияющим на получение прибыли от предпринимательской деятельности и создание хорошей репутации, является исполнение клиникой своих обязательств с учетом таких критериев как своевременность и качество медицинских услуг, которое и определяет конкурентное положение медицинской организации на рынке.

Однако, при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере медицины на первый план выходит не сама клиника как гарант надежности и качества предоставляемых услуг, а лицо, предоставляющее эти услуги профессиональный медицинский работник. Врач, осуществляющий медицинское вмешательство качественно и своевременно, исключая в своей деятельности полипрагмазии и (или) ошибочной диагностики, способствует доверительному отношению пациента к данному медицинскому работнику, при необходимости к последующему обращению по определенной симптоматике заболевания, а также пациент будет рекомендовать его своим близким людям – родственникам и друзьям, тем самым создавая репутацию конкретного специалиста и клиники в целом.

Исполнение договора на оказание медицинских услуг невозможно без предварительной дачи пациентом информированного добровольно согласия на медицинское вмешательство (далее – ИДС). Именно перед подписанием ИДС, медицинский работник (лечащий врач) должен в доступной форме разъяснить пациенту сущность возникающих правоотношений, цель медицинского вмешательства и связанный с таки вмешательством риск, осведомить о предполагаемых результатах и, как следствие, обязательств пациента, которые необходимо исполнять для достижения поставленной цели, повышения качества лечения, снижения сроков реабилитации. Следовательно, пациент должен знать не только свои права в сфере здравоохранения, но и принимать на себя обязанности, которые состоят не только в своевременной оплате по договору на оказание платных медицинских услуг, но и в неукоснительном соблюдении рекомендаций, выполнении предписаний лечащего врача.

Также медицинскому работнику, после предоставления пациенту (клиенту) всей информации о самом медицинском вмешательстве, следует разъяснить, что необоснованное невыполнении пациентом предписаний лечащего врача, необоснованный отказ от приема лекарственных препаратов и процедур, непредоставление информации о аллергических реакциях на лекарственные препараты, существенное нарушение диеты, может привести к недостижению целей медицинского вмешательства. В данном случае не подлежат удовлетворению судом требования потребителя (пациента) о расторжении договора, взыскании денежных средств, возмещении вреда здоровью, неустойки, компенсации морального вреда в случае отказа от лечения в одностороннем порядке при условии качественного оказания услуг медицинским учреждением.

Так, гражданка Н. заключила с медицинской организацией договор на оказание платных медицинских услуг, а именно стоматологическое, ортопедическое лечение с использованием имплантатов. По условиям договора медицинская организация приняла на себя обязательства произвести обследование, диагностику, стоматологическое ортопедическое лечение с использованием имплантатов, с последующим профилактическим наблюдением в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ, а гражданка Н. обязалась оплатить вышеуказанные услуги в соответствии с условиями договора. Медицинская организация в соответствии с договором провела стоматологическое лечение, ортопедическое лечение с использованием имплантатов. Потребитель (пациент) Н., не закончила лечение необходимо было установить имплантаты. В медицинской карте Н., имелась запись о рекомендации лечащего врача по установке имплантатов не позднее определенного срока. Однако пациент Н. отказалась от лечения в указанном медицинском центре и стала проходить дальнейшее лечение в иной организации. Судом была назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза, по результатам которой было установлено, что медицинской организацией при оказании стоматологического и ортопедического лечения с использованием имплантатов пациенту Н. нарушений допущено не было, все лечебные манипуляции необходимо признать оправданными с учетом индивидуальных особенностей данной пациентки. Так как пациент Н. не исполнила обязательства, установленные договором на оказание платных медицинских услуг, суд пришел к выводу о том, что исковые требования пациента Н. (взыскание денежных средств, возмещение вреда здоровью, компенсация морального вреда) необоснованные и не подлежат удовлетворению.

В случаях, когда успех медицинского вмешательства непосредственно зависит от соблюдения пациентом предписаний лечащего врача (что применимо к оказанию подавляющего большинства медицинских услуг), с правовой точки зрения происходит поэтапное распределение ответственности за исполнение договора.

Так как договор на оказание платных медицинских услуг является гражданско-правовым договором, возложение на одну сторону обязанностей невозможно без добровольного принятия этих обязанностей другой стороной (что происходит путём согласования сторонами условий договора). Сущность возлагаемых обязанностей зачастую может состоять не только в таких обязанностях как соблюдение режима сна, отказа от курения и употребления алкогольных напитков, посещения врача в установленные сроки, но и в обязанностях медицинского характера, например, своевременный приём лекарств в назначенной дозировке, сдача крови для клинического анализа. Последнее, при несогласии пациента с назначенным лечением ввиду объективных причин (пациенту известно, что у него имеется аллергия на препарат из листа назначений), или же по личным причинам (пациент субъективно не чувствует доверия к назначенному лекарству) – и при требовании врача следовать назначенному лечению, может вступать в противоречие с положениями о недопустимости медицинского вмешательства без согласия пациента.

В медицинском сообществе остро стоит вопрос комплаентности – степени соблюдения пациентами режима лечения и предписаний врача. Представляется, что понимание потребителем медицинской услуги (пациентом) важности собственной роли в достижении желаемого результата и осознания ответственности как стороны договора за качество полученных услуг должно способствовать повышению комплаентности пациентов и снижению количества судебных споров между клиентом и организацией, представляющей платные медицинские услуги.

 

Библиографический список

1. Высоцкая Ю. П., Васильева Е. А. Внутренний контроль качества и безопасности предоставления медицинских услуг как способ повышения конкурентоспособности организации // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 4. – №.12. – С. 99-101.

2. Аксенова-Сорохтей Ю. Н., Барановская Е. А. К вопросу об обеспечении безопасности информации о пациентах // Научный обозреватель. – 2015. – №.3. – С. 15-17.

3. Обзор судебной практики Нагатинского районного суда г. Москвы за период 2010-2011 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.potrebitel66.ru/documents/pr3.doc (дата обращения 28.03.2017).

4. Sabaté E. (ed.). Adherence to long-term therapies: evidence for action. – World Health Organization, 2003.

5. Белоусова Е. Д. Проблема комплаентности у пациентов, страдающих эпилепсией // Русский медицинский журнал. – 2009. – Т. 17. – №.5.

 

 

ACTUAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE OBLIGATION UNDER THE CONTRACT FOR RENDERING MEDICAL SERVICES

 

I.P. Vysotckaia, graduate student

E.S. Sokolov, graduate student

Immanuel Kant Baltic federal university

(Russia, Kaliningrad)

 

Abstract. This paper concentrates on actual aspects of completion of stipendiary medical treatment obligations by healthcare provider through the prism of promptitude and healthcare services quality. Attention is focused on patient compliance value in process of medical intervention through the contractual obligations and discharge of stipendiary medical treatment contractual obligations duty by patient.

Keywords: discharge of duty, medical intervention, healthcare provider, consumer (patient), patient compliance.