Сидорова Т.Б. Академическое предпринимательство в развитии регионов: гуманитарные аспекты / Т.Б. Сидорова, Н.А. Спицына, С.С. Ильина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. №3. – С. 174-180.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ

 

Т.Б. Сидорова, канд. пед. наук, доцент

Н.А. Спицына, канд. филолог. наук, доцент

С.С. Ильина, канд. филолог. наук, доцент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт зарубежных вузов по созданию культуры академического предпринимательства с инновационным вкладом в развитие регионов. Выявляются закономерности и особенности гуманитарного характера взаимодействия, которые является необходимым элементом успешного предпринимательства. Рассматриваются необходимые для этого компетенции и форматы многопозиционного взаимодействия, которые позволяют формироваться ключевым фигурам предпринимательства. Предлагаются программы по регионоведению и модули по сетевому взаимодействию, в рамках которых возможно наиболее продуктивно развить необходимые компетенции.

Ключевые слова: академическое предпринимательство, многопозиционное взаимодействие, региональное развитие, гуманитарные компетенции, ключевая фигура.

 

 

Феномен академического предпринимательства не является чем-то новым. В рамках статьи «Развитие академического предпринимательства в некоторых странах АТР» авторы проанализировали большое количество публикаций в базах данных Scopus, Web of Science, Elsevier, e-LIBRARY и пришли к выводу, что спектр понимания феномена варьируется от частного репетиторства, консультирования, проведения тренингов и семинаров для нужд различных организаций, до более масштабной деятельности по диссеминации нового знания в целях стимулирования развития региона и повышения конкурентоспособности страны [1].

Если говорить о роли российских вузов в развитии регионов, то их стратегическая ориентация должна быть направлена в первую очередь на поли-субъектный и многопозиционный формат академического предпринимательства, который ориентирован на инновационный вклад в развитие региона. Подобная деятельность содержит в себе большой гуманитарный потенциал, который приобретает дополнительные смыслы и важность в контексте высоких технологий региона и требует более детального исследования.

Методология исследования

В качестве методов исследования применялись анализ и обобщение следующих источников информации:

1) научные публикации российских и зарубежных баз данных;

2) форсайт обзоры Агентства Стратегических инициатив, проект «Национальная технологическая инициатива»: http://asi.ru/nti/;

3) дискуссионный формат работы с заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко в ходе его выступления на полях Московской школы управления СКОЛКОВО (2016 г.). Тема доклада А.Б. Повалко: «О задачах повышения конкурентоспособности российских университетов на 2016-2020 годы».

Теоретическая основа исследования

Понимание стратегических возможностей и коммерческих выгод от сложных коллективных университетских НИОКР пришло из США. Штаты оказывали колоссальное государственное субсидирование данной деятельности. Однако исследования 70-80 годов показали, что значительное количество научно — технических разработок, оплаченных правительством, не достигли рынка только потому, что разработчики не были мотивированы на их коммерциализацию. Инвентаризация десятков тысяч патентов, разработанных в рамках госпрограмм за бюджетные деньги, обнаружила, что из 30 тысяч патентов на федеральные изобретения только 5% были востребованы промышленными предприятиями, а подавляющая часть научных достижений оставалась на «полках» и не распространялась за пределами университетов [2].

Результаты данного исследования породили всплеск интереса к проблеме трансфера изобретений и «нового знания» из стен университетов во внешнюю рыночную среду. По мере погружения исследователей разных стран в данную проблему помимо прочих вскрывались и гуманитарные факторы, которые прямо или косвенно влияли на развитие «академического предпринимательства» или «академического капитализма» [3].

Так, в российском контексте одним из основных тормозящих факторов в развитии академического предпринимательства является специфическая установка, сформировавшаяся в 90-е годы, где предпринимательская среда понималась как мало регулируемая сфера, в которой профессионализм соседствовал с полупрофессионализмом, а высокий уровень образования – с полным отсутствием такового. Наиболее частым ассоциативным рядом с «предпринимательством» являлись: сфера «купи-продай», материальность, криминал.

Конечно, ситуация меняется. И все чаще успешные предприниматели России ассоциируются с созданием новых товаров и услуг, с духовным миссионерством по примеру западной культуры. Однако если сравнивать предпринимательскую культуру с учительской культурой, то эти два понятия все еще находятся на противоположных ценностных спектрах, а коммерциализация научных достижений все еще во многом противоречит сложившимся традициям высшего образования и вызывает множество споров.

Придание феномену академического предпринимательства гармоничности и, следовательно, большей эффективности, определяет суть современных научно-гуманитарных поисков в данном направлении. Эти изыскания должны найти свое отражение в содержании современного образования, если вуз делает ставку на инновационно-предпринимательский вклад в развитие региона. Большой практический вклад в раскрытие подлинного смысла предпринимательства и популяризацию позитивного образа предпринимателя может осуществляться в рамках дисциплин по английскому языку и регионоведению.

Следующим фактором, влияющим на процветание академического предпринимательства в вузах с выходом в регион, являются условия финансирования, территориальные и инфраструктурные особенности, наличие промышленного производства, которое предполагается усилить за счет взаимодействия с вузом, а также плотность населения, общий образовательный уровень учёных, их интеллектуальная репутация, развитость сетей взаимодействия, обеспечивающих обмен знаниями.

Третьим фактором, влияющим на успешное становление академического предпринимательства в вузах, является введение в обращение и правильная трактовка понятия «человеческий капитал». В условиях мобильности и открытости информационного пространства, человеческий интеллектуальный капитал, способный быстро и адекватно обрабатывать информацию, принимать взвешенные стратегические решения, генерировать новое знание и проявлять лояльность к вузу становится главной ценностью и главной силой экономического развития. И если профессорско-преподавательский состав вуза рассматривается как подлинный человеческий капитал с правовой поддержкой авторского права, с инфраструктурными условиями для научного творчества, то данная предпринимательская культура будет передаваться в том числе и студенчеству, что только усилит совокупный академический капитализм [4].

Следует признать, что в России уже многое делается в плане гармонизации партнерства вуза и отдельной творческой личности. Есть общее понимание того, что инновации не появляются по распоряжению «сверху». Инновации вырастают «снизу» как результат свободного и заинтересованного взаимодействия научных коллективов и творческих людей. Все больше свобод и возможностей появляется на уровне кафедр, научно-образовательных лабораторий и центров, на индивидуальном уровне.

Эти свободы в высшей степени актуализируют спрос на гуманитарные технологии межличностного взаимодействия. А это умение свободно ориентироваться в мире людей, их потребностей, смыслов развития. Способность к осторожной сверке и формированию общих ценностей, норм совместной деятельности в ходе многочисленных итераций. Способность и готовность выстраивать траекторию собственного развития и финансовой автономности в рамках коллективной профессиональной деятельности и работы с многоканальным финансированием НИОКР. А также способность к развитию систем и сетей коммуникации, в том числе на иностранном языке и в том числе на региональном и глобальном уровнях.

Наши наблюдения показывают, что здесь должно быть проведено комплексное гуманитарное исследование в рамках многоуровневого взаимодействия индивида, команды, вуза и региона.

Обсуждение полученных результатов

В результате обзора научных публикаций по проблемам академического предпринимательства, а также взгляда на особенности развития регионов, главным открытием для нас стала следующая очевидная закономерность. Чем более стремительной, многосубъектной и многопозиционной является деятельность вуза по высокотехнологичному вкладу в развитие региона, тем более глобальными, всепроникающими и высокопрофессиональными должны становиться гуманитарно-коммуникативные связи, сети и пространства, которые всю эту деятельность окружают, сопровождают и гуманитарно «оздоравливают». 

В связи с этим, перспективными гуманитарными направлениями, на которых следует сконцентрироваться, являются, на наш взгляд, следующие:

1) исследование особенностей межличностного, межкультурного, межпозиционного, меж-институционального взаимодействия в рамках специфики регионального предпринимательства и развития;

2) формирование региональных многоязычных и многопрофильных коммуникативных сетей, в том числе с наукоемкими негуманитарными лабораториями вузов, с сетевыми вузами-партнерами и другими организациями;

3) изучение коммуникативных (речевых и вне-речевых) технологий взаимодействия, активизирующих деятельность по развитию региона, в том числе за счет внедрения современных средств IT-коммуникации.

В контексте развития гуманитарной проблематики мы понимаем, что любое новое знание или новая технология в рамках академического предпринимательства – это лишь малый элемент в общей системе. Для успешной деятельности по развитию региона необходимо продуктивное взаимодействие с:

1 вузом как равноправным владельцем авторского права на академическую инновацию;

2) бизнесменами или организациями, чтобы определить востребованность новых технологий на рынке;

3) инвесторами – для вложения денег в создание нового продукта;

4) юристамичтобы оформить права каждого на будущий рыночный продукт;

5) маркетологамичтобы обеспечить адекватное позиционирование и рекламу продукта и т.д.

Анализ кейсов ведущих высокотехнологичных университетов мира в период их становления показал, что типичной гуманитарной проблемой на уровне академического предпринимательства, которая тормозила общее развитие, была значительная переоценка значимости своего открытия со стороны исследователя-создателя узовского ученого), его недоверчивое отношение ко всем другим, кто желал его «детище» забрать и трансформировать под потребности рынка. В связи с этим многие договоренности по продвижению новой технологии на рынок так и не состоялись, а сами новые открытия со временем потеряли свою актуальность.

Университеты и высокотехнологичные организации нашли решение данной проблемы и поставили перед собой задачу взращивать так называемых «ключевых фигур» для продуктивного многопозиционного взаимодействия.

Ключевые фигуры могут быть такими же учеными, как и остальные. Из любой области. Отличает их ярко выраженная способность находить общий язык с людьми, у которых разные «картины мира» и разные виды на инновацию. Например, они способны говорить на языке схематизации с инженерами, на нормативно-правовом языке с юристами, на языке максимизации прибыли с экономистами и т.д. Эти люди являются носителями подлинно гуманитарного знания и опыта. Они понимают силу иррациональной мотивации, силу влияния культуры, традиций, стереотипов. Они – островки доверия, дорожат репутацией, выполняют договоренности. По сути, они выполняют функцию «узлов» и связывают между собой все элементы хрупкой и недоверчивой системы человеческого взаимодействия [5].

Понимание значимости ключевых фигур особенно важно для тех вузов, где мало исследований, мало инноваций, где нет четких представлений о реальных потребностях и возможностях региона. Где, в целом, отсутствует та критическая масса связей и знаний, которые способны пересобрать и обратить в свою «предпринимательскую веру» всех остальных участников деятельности.

Мы проанализировали функции ключевых фигур и выявили три основные, которые способны содействовать развитию предпринимательского трека в направлении развития регионов.

 

 

 

 

Во-первых, ключевым фигурам вовсе не обязательно глубоко знать политику и экономику региона, маркетинг или юриспруденцию. Достаточно иметь общие представления о них, чтобы удерживать целостную рамку. Их задача – владеть гуманитарно-коммуникативными технологиями, чтобы прояснять в общении с другими людьми недостающие смыслы и связывать между собой недостающие элементы человеческой системы. Такие фигуры являются наиболее ценным человеческим капиталом в любой организации в период становления культуры предпринимательства.

Вторая отличительная функция, которая должна быть присуща ключевым фигурам, – это наличие продвинутых знаний и умений в области IT-коммуникации. Сейчас без этого просто невозможно сформировать устойчивые вертикальные внешние связи. Например, «вуз-регион-глобальный мир». И чем более компетентным и опытным в этой сфере является человек, тем более своевременными и масштабными становятся вертикальные или сетевые взаимодействия.

Важно отметить, что ключевая фигура – это не посредник. Это полноправный участник предпринимательского взаимодействия, в том числе академического, вносящий свой собственный профессиональный вклад в общее дело развития. И это является его третьей ключевой функцией.

Рассмотрим эту функцию подробней.

Предпринимательская сфера – это область командной работы. Она порождает ряд смыслов, присущих тем профессиям и видам деятельности, которые входят в предпринимательскую систему. К основным субъектам можно отнести бизнесмена, маркетолога, юриста, ученого-исследователя и др. К основным видам деятельностиреализацию проектов от идеи до внедрения, региональный маркетинг, позиционирование, создание рабочих мест и пр.

Каждый участник предпринимательской сферы «собирает» на себе ряд компетенций и личностных качеств, взаимообусловленных всей системой. Это способность продуктивно жить в условиях постоянных изменений, как во внешней среде, так и во внутреннем состоянии. Это готовность к взаимодействию с «другими» людьми, высокая адаптивность. Способность рисковать финансово и репутационно в условиях высокой конкуренции. Способность принимать решения, справляться с непониманием и отторжением консервативных коллег. И это все гуманитарный пласт компетенций.

По сути, предприниматель в самом общем своем понимании – это производитель чего-то нового, в то время как остальная часть людей – это потребители или пользователи этого нового продукта или услуги. Любой, кто связан с предпринимательской сферой, кто находится внутри этой среды и творит в ней, – имеет возможность непосредственно приобщаться к данной культуре, впитывать ее. Остальные – имеют лишь опосредованные представления о ней и могут только рассуждать о ней.

«Компетентностный куб предпринимательства» позволяет увидеть гуманитарную значимость, профессионализм и одновременно незаметность роли ключевых фигур:

 

 

C:\Users\ptic2_000\Desktop\Для статьи\Рисунок5.png

 

 

Диагональная ось «общекультурных и профессиональных компетенций» означает, что каждый человек, который входит в сферу предпринимательства, в том числе и академического, привносит с собой определенное полезное профессиональное знание, ресурс. Предпринимательство не терпит «лишних» людей, оно рационально.

Вертикальная ось «регионального развития» означает, что все участники начинают между собой взаимодействовать, складывая все свои компетенции и ресурсы в уникальные «пазлы» в целях развития региона, в целях создания нового продукта под потребности региона.

Горизонтальная ось «метакомпетенций» означает, что по мере формирования сработанной команды, проживания и осмысления опыта, коллективной деятельности, у каждого участника происходит развитие сложных над-профессиональных, управленческих, регулятивных компетенций.

В совокупности весь этот уникальный набор компетенций каждого человека, умноженный на количество человек, и позволяют «новому продукту» появиться. Как результат синергии от совместной предпринимательской деятельности.

Ключевой фигуры в компетентностном кубе не видно. Но она там есть. И скорее всего не одна. Особенно когда дело касается сложных высокотехнологичных инноваций.  Ключевая фигура по диагональной оси собирает на себе необходимые профессиональные знания и достижения, чтобы пользоваться репутацией среди команды, и выраженные гуманитарно-коммуникативные компетенции, которые помогают ей взаимодействовать с этой разнородной, многопозиционной командой, не позволяя всем перессориться и рассыпаться, но помогая каждому понять друг друга. У ключевой фигуры есть обязательный опыт проектно-предпринимательской, творческой деятельности; есть мета-компетенции, сформированные в результате прошлых опытов деятельности. И это становится необходимым условием для последующего успешного предпринимательства всей команды. Ключевые фигуры – это не обязательно лидеры в традиционном понимании этого слова, когда благодаря природным свойствам темперамента и демонстративности они собирают на себе внимание других людей. Главные их особенности – это высокая компетентность в их основной профессиональной сфере, наличие опыта, достижений, а также глубокий гуманизм, коммуникабельность, контактность, понимание природы человека. А также наработанные многопозиционные связи, контакты и сети.

Наличие качественных, продуманных гуманитарно-лингвистических дисциплин, плюс IT-специализация и проектно-ориентированный формат обучения в рамках любой профессии в вузе способны формировать ключевых фигур с академическими предпринимательскими компетенциями.

Заключение

Данное исследование позволило нам конкретизировать рамки, в которых весьма перспективно осуществлять научно-исследовательскую и образовательную деятельности, направленную на вклад в развитие регионов. Одним из вариантов может стать создание программ магистратуры академического и прикладного типа. Уровень магистратуры выбран для того, чтобы позволить обучающимся сформировать определенные профессиональные компетенции еще на этапе бакалавриата и наработать определенный опыт исследовательского и проектного взаимодействия, чтобы уже на этапе магистратуры постепенно включаться в деятельность академического предпринимательства. В контексте развития регионов наиболее актуальной нам представляется программа магистратуры: 41.04.02 «Регионоведение России». Данная программа очень мало представлена в сегменте высшего образования Российской Федерации, но крайне востребована в первую очередь в контексте территориальных особенностей нашей страны.

Перспективным может также стать уровень дополнительного профессионального образования, где возможно создание совместных практико-ориентированных модулей с реальным выходом в проекты развития региона. В гуманитарном контексте таковой может стать программа: Communication Networking for Regional Development”, где акцент на англоязычные модули позволит осуществлять коммуникацию и создавать проекты регионального развития с регионами-соседями и со странами-соседями.

Наиболее перспективным, на наш взгляд, должно стать научное сотрудничество с сетевыми вузами-партнерами в рамках создаваемых программ магистратуры.

 

Библиографический список

1. Белкин В.Г. Развитие академического предпринимательства в некоторых странах АТР // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2016. – №2. – C. 99-111.

2. Внедрение результатов инновационных разработок: Проблемы и перспективы: сб. ст. Международной научнопрактической конференции. Пенза, 2016. – C. 140-143.

3. Slaughter, S. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University / S. Slaughter, L. Leslie // Johns Hopkins University Press, 1997. – 276 p.

4. Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушкина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социологические исследования. 2004. – №11. С. 123-131.

5. Хван В., Хоровитт Г. Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины / перевод с англ. яз. под ред. А.Ф. Уварова. Томск, 2012.332 с.

 

 

ACADEMIC ENTREPRENEURSHIP IN REGIONAL DEVELOPMENT:

HUMANITARIAN ASPECTS

 

T.B. Sidorova, candidate of pedagogical sciences, associate professor

N.A. Spitsyna, candidate of philological sciences, associate professor

S.S. Ilyina, candidate of philological sciences, associate professor

Far Eastern federal university

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. The article discusses the experience of foreign universities to create a culture of academic entrepreneurship and innovative contribution to the development of the regions. The regularities and peculiarities of social interaction that is a necessary element for successful entrepreneurship. Discusses the necessary competencies and multiple formats of interaction that enable you to form key players in the business. Offers regional studies programs and modules on networking, within which it is possible to most efficiently develop the required competencies.

Keywords: academic entrepreneurship, multiple interaction, regional development, cultural competence, a key figure.