Кудрявцева А.К. Адаптация студентов первокурсников инженерно технического института в Череповецком государственном университете // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 139-141.

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ИНЖЕНЕРНО

ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ЧЕРЕПОВЕЦКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

А.К. Кудрявцева, доцент

Череповецкий государственный университет

(Россия, г. Череповец)

 

Аннотация. В статье обращено внимание на особенности адаптационного периода студентов первых курсов Череповецкого Государственного Университета. Автором предлагается проанализировать мероприятия, посвящённые адаптации студентов первого курса Череповецкого государственного университета.

Ключевые слова: адаптация, программа личностного и профессионального роста, студенты, условия, компетентность.

 

 

Из множества проблем высшей школы, в настоящее время, особо выделяется комплекс вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, в частности с социальной адаптацией студентов.

Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции.

Успешная адаптация первокурсника является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в институт; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в институте; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения [1].

Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы, действительно, представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни — сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Адаптация — это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. Адаптация для студента первокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности. Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников [2].

В Череповецком государственном университете реализуется программа личностного и профессионального развития. Программа (ПЛПР) рассчитана на два года (1 и 2 курс). Основная цель программы развитие общекультурных компетенций студентов. Общекультурные компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности [3].

Всех участников ПЛПР ожидает серия тренингов, направленных на развитие следующих компетенций:

 личностных компетенций: адаптивность, саморазвитие;

 компетенций взаимодействия: работа в команде, навыки коммуникации, ориентация на личность;

 деятельностных компетенций: организация деятельности и нацеленность на результат.

В результате участия в программе студенты приходят к более глубокому пониманию себя и других, создаются условия для самовыражения. Другим важнейшим достижением становится способность к построению индивидуальной программы личного развития с опорой на рефлексивную самодиагностику [4, 5].

В качестве эксперимента программа была введена для студентов первого курса двух институтов Череповецкого Государственного Университета, поступивших в 2010 году. Доказав свою эффективность, с 2011 года ПЛПР запускается на университетском уровне, ее участниками становятся все без исключения первокурсники очной формы обучения.

Программа личностного и профессионального развития состоит из модулей. В этом году участие в проекте приняли 893 первокурсника из 39 групп очной формы обучения и около ста студентов-организаторов адаптационных тренингов. Главная задача первого модуля «Командообразование», наполненного различными играми, заданиями, упражнениями, – сплотить группу, дать ребятам возможность познакомиться, лучше понять друг друга. Также в сферу приоритетов входит подача максимально подробной информации об особенностях обучения в вузе, чтобы первокурсники почувствовали разницу со школой, решили, как организовать свою студенческую жизнь.

В Инженерно техническом институте ЧГУ приняли участие 6 групп 1 курса:

22.03.02 – Металлургия,

08.03.01 – Строительство,

13.03.01 — Теплоэнергетика и теплотехника,

20.03. 01 — Техносферная безопасность,

18.03.01 — Химическая технология,

13.03.02 — Электроэнергетика и электротехника.

Вначале всего тренинга мы задали следующие вопросы и получили ответы. На вопрос «Почему Вы решили учиться именно в ЧГУ? Какой фактор повлиял на Ваше решение» большая доля студентов (43%) ответили – местоположение города. Действительно г. Череповец находится равноудалено от г. Москва и г. Санкт-Петербурга. 20% отметили престижность Вуза, 12 % поступили в университет, исходя из отзывов студентов. Остальные не смогли определиться с ответом.

Следующий вопрос был направлен на выяснение, почему студенты поступили на специальности Инженерно-технического университета. Большинство (51%) студентов отметили, что это интересная профессия и они мечтают работать по специальности

Более подробно посмотрим результаты  группы «Электроэнергетика и Электротехника».

Уровень организации в группе, т.е. установление между студентами иерархической субординации, которая позволяет им сотрудничать в достижении общей цели составил 79 %.

Степень интереса к программе у студентов данной группы наблюдался у 84% студентов, что говорит о большой заинтересованности студентов к данной программе.

Уровень доступности материала составил 96 % студентов,  а удовлетворённость тренингом составил 100%.

Тренинг помог студентам сплотиться, лучше узнать других, проявить себя в группе.

Таким образом, результаты исследования показывают, что для адаптации студентов к ВУЗу необходимо проводить 1 ступень программы личностного и профессионального развития.

 

Библиографический список

1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии.  М.: Народное образование, 1998.

2. Кочнев А.О. Использование информационных технологий в области обучения, обеспечения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Череповецкие научные чтения  2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016.С. 81-83.

3. Кочнев А.О. Внедрение интерактивных методов в процесс обучения безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях // Инновационные технологии в науке и образовании.  2016.  3 (7).  С. 184-185.

4. Кочнев А.О. О проблеме познавательной активности обучающихся в киберпространстве // Информация и образование: границы коммуникаций. 2013.  5 (13).  С. 216-217.

5. Кочнев А.О. Общенаучный уровень исследования развития познавательной активности студентов в контексте безопасной киберсоциализации // Информация и образование: границы коммуникаций, 2014.   6(14).  С. 212-213.

 

 

ADAPTATION OF FRESHMEN STUDENTS IN THE CHEREPOVETS STATE

UNIVERSITY

 

A.K. Kudryavtseva, associate professor

Cherepovets state university

(Russia, Cherepovets)

 

Abstract. The article drew attention to the peculiarities of the adaptation period, first-year students of the Cherepovets State University. The author proposes to perform the activities devoted to the adaptation of first year students of Cherepovets state university.

Keywords: adaptation, program for personal and professional growth, students, conditions, competence.